СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе "Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по физике включает план урока, презентацию и ЭОР с сайта http://class-fizika.ru может быть использована для проведения урока в 7 классе по этой теме в рамках ФГОС. 

Урок был проведен в рамках районного конкурса "Спрынчановские чтения".

Просмотр содержимого документа
«План урока_Равнодействующая сил»

Урок 7 класс


Тема: Равнодействующая сила.

Цель: сформировать понятие силы, как физической величины; формирование научного – мировоззрения, духовности человека, через физические понятия.

Планируемый результат обучения: познакомить с понятием равнодействующей силы; научить решать задачи на нахождение равнодействующей силы.

В том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, определение числового значения ускорения свободного падения через практическую деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Межпредметные связи: литература, математика.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация, ЦОР.

Лабораторное оборудование: штатив, динамометр, груз весом 1Н, игрушечный автомобиль, тележка.

Методы обучения:

  • фронтальная работа учителя с классом

  • выполнение лабораторной работы

  • организация работы школьника в малой группе и парах

  • беседа с классом

  • организация индивидуальной работы школьника

Средства обучения:

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, ЦОР.


План.

1. Организационный момент — 1 мин.

2. Этап определение темы урока, постановки целей и задач урока — 2 мин.

3. Этап изучения нового материала — 10 мин.

4. Этап формирования умений решать задачи – 15 мин.

5. Закрепление (самостоятельное решение задач) – 10 мин.

6. Рефлексия - 2мин.

7. Домашнее задание — 2мин.

8. Заключительный этап — 1мин.









Ход урока.

1. Организационный момент:

2. Этап определения темы, постановки целей и задач урока.

Слайд 1.

Когда в товарищах согласия нет,

на лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.



Нет ребята, вы не ошиблись кабинетом, и сейчас у нас не урок литературы, а физики.

Давайте разберемся вместе, почему сегодняшний урок я начал с басни И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак", а для этого вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках?

Слайд 2.

Как обозначается сила?

Слайд 3.

Какие силы знаете?

Слайд 4.

В чем измеряется сила?

Слайд 5.

Куда будет двигаться тело, на которое действует сила?

Слайд 6.

А что будет, если на тело действует несколько сил??? (постановка проблемы)

Так что сегодня на уроке мы должны узнать? (определение целей и задач урока)

Слайд 7.

А тему урока давайте узнаем, разгадав ребус.

Слайд 8.


На сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одной силой – равнодействующей и научимся определять ее численное значение и направление действия, какой буквой обозначается эта величина, и в чем измеряется.

Откроем рабочую тетрадь, запишем сегодняшнюю дату и тему урока.


Слайд 9.

Выполняя задания урока вы будете заполнять оценочный лист «Приложение 1», ставив себе столько баллов, сколько вы заработали. В конце урока мы посчитаем количество баллов, заработанные вами в течение урока, и вы сами поставите себе оценки за урок.


3.Этап изучения нового материала.

Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся с тем, что на тело действует не одна, а сразу несколько сил.

Слайд 10.

Например, на автомобиль, неподвижно стоящий – сила тяжести и сила реакции опоры.

Слайд 11.

А в сказке «Про репку», на нее действует сразу 6 сил.

А сейчас каждая группа, на выбор (вытягивают лист с предложенным источником информации: учебник, интернет, справочник) работает с источниками по поиску определения равнодействующей силы. Найденные в разных источниках определения зачитывают, сравнивают, записывают в тетрадь.

Теперь давайте на опыте попробуем разобраться, что будет происходить с телом, на которое действует несколько сил. Для этого каждая группа (группа формируется из учащихся сидящих на одном ряду) подходит к своим демонстрационным столам и выполняет первое задание карточки, лежащей на столе. (групповая работа)


Слайд 12.

Выполнив задание, присаживаются на места, смотрят демонстрацию предложенную учителем «Приложение 4. Страница 3».

На основании выполненного задания и демонстрации, формулируют первое свойство сложения сил, направленных в одну сторону, записывают в тетрадь.

Слайд 13.

Выполняют второе задание карточки «Приложение 2», смотрят демонстрацию «Приложение 4. Страница 5», записывают второе свойство сложения сил, направленных в разные стороны.

Смотрят демонстрацию «Приложение 4. Страница 7», предложенную учителем, записывают третье свойство сложения равных по модулю сил, направленных в разные стороны.


Мы выяснили, что в каждом случае, когда на тело действует несколько сил, их можно заменить одной силой, равноценной по своему действию. Эту силу и называют равнодействующей.

Куда и как будет двигаться тело, вы сможете определить, узнав равнодействующую силу.


4. Этап формирования умений решения задач.

Разбор устных заданий, формирующих основные понятия по теме:

  1. Груз подвешен на пружине. Почему тело покоится?

Ответ: равнодействующая сила равна нулю, силы тяжести и сила упругости равны, но направлены в разные стороны.

  1. Объясните ситуацию равномерного движения автомобиля.

Ответ: на автомобиль действую четыре силы: сила тяжести и сила реакции дороги (равны), сила тяги двигателя и сила трения (равны).


5. Закрепление(самостоятельное решение задач) – 10 мин.


Решают задачи:

Слайд 14-18


А вот теперь ребята давайте вспомним самое начало урока, и попробуем объяснить, почему в басне И.А.Крылова воз и ныне там.

Заполняют оценочный лист, меняются, сосед выставляет оценку.


6. Рефлексия – 2 мин.

Приложение 3.

Слайд 19




7. Домашнее задание — 2 мин.

Слайд 20.

Дифференцированное:

Для всех: Параграф 31.

Для желающих: Упражнение 12, №2.

Для тех, кто хочет знать больше: подготовить слайд, компьютерный рисунок о равнодействующей силе.


8. Заключительный этап — 1 мин.


Просмотр содержимого документа
«Приложение_1»

Приложение 1.

«Лист самооценки»

Я ______________________________________

Балл

Участвовал в определении темы и целей урока (определил сам - 2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл; нет- 0 баллов)


1 опыт:

Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)


2 опыт:

Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)


Сделал вывод по результатам опыта (0 – не выполнил; 1 – выполнил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)


Принимал участие в решении задач:

(записать по 1 баллуза каждую самостоятельно решенную задачу; максим - 5 баллов )


Всего баллов


Оценка за урок



3-6 баллов – оценка 3.

7-10 баллов – оценка 4.

11-13 баллов – оценка 5.



Просмотр содержимого документа
«Приложение_2»

Приложение 2.


Практическая работа.


Номер опыта

Опыт

Действующие силы

F1

F2

R

1

Силы направлены в одну сторону




2

Силы направлены в разные стороны






Просмотр содержимого документа
«Приложение_3»

Приложение 3.


Бланк 3.

Ф.И.О. ____________________________________________________

Вопросы, задания

Варианты ответов

Это легко.

Я готов быстро дать ответ

Надо подумать

Сложно ответить на вопрос

В результате чего может меняться скорость тела?





Как найти равнодействующую силу?





Какой буквой обозначается равнодействующая сила?






Как изображают равнодействующую силу на чертеже?





Назовите единицы равнодействующей силы









Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку_Равнодействующая сил»

Как обозначается сила? F - сила

Как обозначается сила?

F - сила

Какие силы знаете?

Какие силы знаете?

  • F тяж – сила тяжести;
  • F упр – сила упругости;
  • F тр – сила трения.
В чем измеряется сила? Ньютон

В чем измеряется сила?

Ньютон

Куда будет двигаться тело, на которое действует сила? В направлении действия силы

Куда будет двигаться тело, на которое действует сила?

В направлении действия силы

А что будет на тело, будет действовать   несколько сил???

А что будет на тело, будет действовать несколько сил???

Ребус:

Ребус:

Тема урока:  Равнодействующая сила.

Тема урока: Равнодействующая сила.

Лист самооценки Я ______________________________________ Балл Участвовал в определении темы и целей урока (определил сам - 2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл; нет - 0 баллов)   1 опыт: Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)   2 опыт: Сделал вывод по результатам опыта (0 – не выполнил; 1 – выполнил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)   Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)   Принимал участие в решении задач: (записать по 1 баллу за каждую самостоятельно решенную задачу; максим - 5 баллов )   Всего баллов   Оценка за урок   2-4 баллов – оценка 3. 5-7 баллов – оценка 4. 7-9 баллов – оценка 5.

Лист самооценки

Я ______________________________________

Балл

Участвовал в определении темы и целей урока (определил сам - 2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл; нет - 0 баллов)

 

1 опыт:

Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)

 

2 опыт:

Сделал вывод по результатам опыта (0 – не выполнил; 1 – выполнил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)

 

Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)

 

Принимал участие в решении задач:

(записать по 1 баллу за каждую самостоятельно решенную задачу; максим - 5 баллов )

 

Всего баллов

 

Оценка за урок

 

2-4 баллов – оценка 3.

5-7 баллов – оценка 4.

7-9 баллов – оценка 5.

Работа №1 F 1 R F 2

Работа №1

F 1

R

F 2

Работа №2 F 2 R F 1

Работа №2

F 2

R

F 1

На каком рисунке правильно указанно направление силы тяжести? Б С А

На каком рисунке правильно указанно направление силы тяжести?

Б

С

А

Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

  • А)   5 Н;
  • Б)   0,5 Н;
  • В) 50 Н.
Задача

Задача

Задача Чему равна равнодействующая сил F 1 и F 2 , действующих на тележку? Как будет двигаться тележка? F 1 =3Н F 2 =1Н

Задача

Чему равна равнодействующая сил F 1 и F 2 , действующих на тележку? Как будет двигаться тележка?

F 1 =3Н

F 2 =1Н

Определите:  1) равнодействующую силу, приложенную к баклажану;  2) силу, действующую на баклажан со стороны пальца.

Определите: 1) равнодействующую силу, приложенную к баклажану; 2) силу, действующую на баклажан со стороны пальца.

Лист самооценки Я ______________________________________ Балл Участвовал в определении темы и целей урока (определил сам - 2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл; нет - 0 баллов)   1 опыт: Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)   2 опыт: Сделал вывод по результатам опыта (0 – не выполнил; 1 – выполнил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)   Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)   Принимал участие в решении задач: (записать по 1 баллу за каждую самостоятельно решенную задачу; максим - 5 баллов )   Всего баллов   Оценка за урок   2-4 баллов – оценка 3. 5-7 баллов – оценка 4. 7-9 баллов – оценка 5.

Лист самооценки

Я ______________________________________

Балл

Участвовал в определении темы и целей урока (определил сам - 2 балла, принимал участие в обсуждении – 1 балл; нет - 0 баллов)

 

1 опыт:

Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)

 

2 опыт:

Сделал вывод по результатам опыта (0 – не выполнил; 1 – выполнил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)

 

Проводил и участвовал в опытах взаимодействию тел (0 – не проводил и не участвовал; 1 – проводил с помощью напарника, учителя; 2 –выполнил самостоятельно)

 

Принимал участие в решении задач:

(записать по 1 баллу за каждую самостоятельно решенную задачу; максим - 5 баллов )

 

Всего баллов

 

Оценка за урок

 

2-4 баллов – оценка 3.

5-7 баллов – оценка 4.

7-9 баллов – оценка 5.

Домашнее задание: Для всех:  §31  Для тех, кто хочет знать больше: стр. 90 Упр.2 Для желающих:  подготовить слайд или компьютерный рисунок о равнодействующей силе.

Домашнее задание:

Для всех: §31

Для тех, кто хочет знать больше:

стр. 90 Упр.2

Для желающих:

подготовить слайд или компьютерный рисунок о равнодействующей силе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!