Урок фонетики, грамматики и правописания в 4 е классе Жевна А.Г.
Тема урока | «Повторение изученного о глаголе. Простая и сложная формы будущего времени глаголов» |
Цель | формирование первоначального представления обучающихся о простой и сложной формах будущего времени глаголов на основе повторения известных сведений о глаголе |
Задачи | Образовательные: Расширить представление обучающихся о глаголе, в т.ч. о простой и сложной формах будущего времени глаголов; учить определять начальную форму глаголов. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение. Воспитательные: способствовать воспитанию чувства любви к природе и художественному слову о ней. |
Планируемые результаты | Предметные: Определять начальную форму слов, видеть простую и сложную форму глагола, «опасные» места в словах, изученные орфограммы; Метапредметные: Познавательные УУД: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; - уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; - осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Личностные: - обучаться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - проявлять интерес к изучению тем русского языка; - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
Оборудование | УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс. Мультимедийная презентация. Аудиозапись произведения. Выставка произведений М.М. Пришвина. |
Ход урока.
Организационный момент.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания: на слайде переплетённые буквы: ф, р, у.
Распутайте этот «узел» из букв, назовите звуки, которые обозначают эти буквы и дайте им характеристику. (Отвечают желающие дети). Запишите, соединив эти буквы в следующем порядке: глухой согласный, звонкий согласный, гласный. (На слайде образцы записи).
Настрой на работу:
- Прочитайте то, что записали. (Дети читают). Это слово из рассказа «Журка» писателя Михаила Михайловича Пришвина. Хотите знать, что обозначает слово?
3. Работа с аудиозаписью произведения (прослушивание, вопросы на первичное восприятие текста).
- Назовите героев произведения.
- Кому адресовано слово, с которого мы начали урок?
- Чем понравилось произведение?
Ребята, мы неспроста сегодня начали разговор о Михаиле Пришвине. 4 февраля было замечательное событие - 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина (1873 – 1954 гг.). В его жизни наш родной город Тюмень занимал немалое место, ведь здесь Пришвин провел юношеские годы, а также приезжал сюда уже известным писателем в 1909 году. В своих дневниках Михаил Михайлович много раз вспоминал о Тюмени, связывая с городом рождение одной из главных своих писательских тем - темы человека и природы.
3. Определение темы урока. Сообщение цели урока.
У нас еще будет возможность поговорить на уроках чтения и развития речи, изобразительного искусства, окружающего мира о произведениях этого писателя. Уже с утра вы обратили внимание на выставку его книг. Но если наши последние темы были связаны с глаголом, как может звучать тема нашего урока?....
Добавлю новое к тому, о чем вы сказали. Тема урока: «Повторение изученного о глаголе. Простая и сложная формы будущего времени глаголов».
Повторение изученного о глаголе
Перед вами начало рассказа «Журка». Найдите и подчеркните в отрывке все слова, обозначающие действие, докажите, что это глагол (в соответствии с правилом) (за ответы получают жетоны):
Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
- Умница! – сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их?
Поставьте глаголы в начальную форму. На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? (что делать? Что сделать?).
Поймали - поймать
Дали - ?
Проглотил - ?
(Не) было - ?
Сказала - ?
Спросила - ?
Может - ?
Съесть - ?
От какого слова не образовалась начальная форма и почему? (съесть, потому что этот глагол уже стоит в начальной форме) (Выполняют на карточках, проверка с места на слайдах). За правильно выполненное задание – жетон.
А давайте изменим один из данных глаголов по временам:
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что сделала? | Что делаю? | Что сделаю? | Простая форма |
Что будут делать? | Сложная форма |
спросила | спрашиваю | спрошу | Простая форма |
буду спрашивать | Сложная форма |
За ответы дети получают жетоны.
Какое количество слов в 1 примере будущего времени?
А какое количество слов во 2 примере будущего времени?
А почему 1 форма называется простой, а 2 форма – сложной?
Как образована сложная форма будущего времени?
Ребята, мы получили первоначальное представление о простой и сложной формах глагола. Мы еще не раз об этом поговорим, но сейчас нужно отдохнуть с пользой.
(Физминутка на определение времени глагола. Рассказать о простой и сложной форме глагола).
Дети делятся на три группы. У каждой группы по глаголу из отрывка.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыгнул от Журки в болото. Болото брызнуло в Журку водой. Что делать Журке? Будет взлетать.
Задание: определить время глаголов, род, число, лицо (если возможно), изменить глаголы по временам (объяснить образование форм будущего времени).
Группы за работу получают жетоны.
Работа с текстом с пропусками (глаголы в неопределенной форме поставить в нужную форму).
Продолжим работу с текстом рассказа: в тексте имеются пропуски слов, а каких – мы сейчас выясним. Возьмите по одной карточке, прочитайте то, что написано. (на каждой карточке по одному глаголу). Это глаголы, каждому из которых нужно найти свое место и поставить в необходимую форму.
Как только услыхать он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилететь. Жена сильно обрадоваться. Она сказать ребятам, чтобы они бежать за лягушками. Ребята набрать два картуза. Принести ребята лягушек и стать кормить Журку. Дали пять — проглотить, да так вот и съесть за один раз сорок три лягушки.
Получился у нас текст? Молодцы! (кто справился – получает жетон).
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, как люди относились к журавлю. .. На какое обращение журавль с радостью шел к людям? (Фру-фру). Как вы думаете, с какой интонацией произносили эти слова? (с доброй, ласковой). Попробуем произнести эти слова с такой интонацией.
А как вы относитесь к сегодняшнему уроку, мы узнаем, когда каждый закончит предложенную фразу:
Я узнал…
Я вспомнил…
Мне понравилось…
Я расскажу своим друзьям о ….
Мы говорили о глаголе. Что о нем мы уже знали? Что узнали нового? Можем мы утверждать, что знаем о глаголе все? Тогда нам необходимо хорошо подготовиться к следующему уроку по теме «Глагол».
Домашнее задание:
Сочинить сказку про глагол (5-7 предложений) или составить кроссворд на
тему «Глагол».
Наш урок подходит к концу, все хорошо поработали. Оценивать свою работу вы будете сами, посчитав жетоны:
(на слайде) 5 жетонов – отметка «5»
4 жетона – «4»
3 жетона – «3»
Остальных ребят мы оценим на следующем уроке.