СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок фонетики, грамматики, правописания в 4 коррекционном классе для детей с ТНР

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторсая разработка на материале текста М. Пришвина, позволит расширить представление обучающихся о глаголе, в т.ч.  о простой и сложной формах будущего времени глаголов.

Просмотр содержимого документа
«Урок фонетики, грамматики, правописания в 4 коррекционном классе для детей с ТНР»

Урок фонетики, грамматики и правописания в 4 е классе Жевна А.Г.

Тема урока

«Повторение изученного о глаголе. Простая и сложная формы будущего времени глаголов»

Цель

формирование первоначального представления обучающихся о простой и сложной формах будущего времени глаголов на основе повторения известных сведений о глаголе  

Задачи

Образовательные:

Расширить представление обучающихся о глаголе, в т.ч. о простой и сложной формах будущего времени глаголов;  

учить определять начальную форму глаголов.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.

Воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к природе и художественному слову о ней.

Планируемые результаты

Предметные:

Определять начальную форму слов, видеть простую и сложную форму глагола, «опасные» места в словах, изученные орфограммы;

Метапредметные: 

Познавательные УУД:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

- уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя;

- осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий.

 Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

- обучаться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению тем русского языка;

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Оборудование

УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс.

Мультимедийная презентация.

Аудиозапись произведения.

Выставка произведений М.М. Пришвина.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания: на слайде переплетённые буквы: ф, р, у.

Распутайте этот «узел» из букв, назовите звуки, которые обозначают эти буквы и дайте им характеристику. (Отвечают желающие дети). Запишите, соединив эти буквы в следующем порядке: глухой согласный, звонкий согласный, гласный. (На слайде образцы записи).

  1. Настрой на работу:

- Прочитайте то, что записали. (Дети читают). Это слово из рассказа «Журка» писателя Михаила Михайловича Пришвина. Хотите знать, что обозначает слово?

3. Работа с аудиозаписью произведения (прослушивание, вопросы на первичное восприятие текста).

- Назовите героев произведения.

- Кому адресовано слово, с которого мы начали урок?

- Чем понравилось произведение?

Ребята, мы неспроста сегодня начали разговор о Михаиле Пришвине. 4 февраля было замечательное событие - 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина (1873 – 1954 гг.). В его жизни наш родной город Тюмень занимал немалое место, ведь здесь Пришвин провел юношеские годы, а также приезжал сюда уже известным писателем в 1909 году. В своих дневниках Михаил Михайлович много раз вспоминал о Тюмени, связывая с городом рождение одной из главных своих писательских тем - темы человека и природы.

3. Определение темы урока. Сообщение цели урока.

У нас еще будет возможность поговорить на уроках чтения и развития речи, изобразительного искусства, окружающего мира о произведениях этого писателя. Уже с утра вы обратили внимание на выставку его книг. Но если наши последние темы были связаны с глаголом, как может звучать тема нашего урока?....

Добавлю новое к тому, о чем вы сказали. Тема урока: «Повторение изученного о глаголе. Простая и сложная формы будущего времени глаголов».

  1. Повторение изученного о глаголе

    1. Перед вами начало рассказа «Журка». Найдите и подчеркните в отрывке все слова, обозначающие действие, докажите, что это глагол (в соответствии с правилом) (за ответы получают жетоны):


Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

- Умница! – сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их?

Поставьте глаголы в начальную форму. На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? (что делать? Что сделать?).

Поймали - поймать

Дали - ?

Проглотил - ?

(Не) было - ?

Сказала - ?

Спросила - ?

Может - ?

Съесть - ?

От какого слова не образовалась начальная форма и почему? (съесть, потому что этот глагол уже стоит в начальной форме) (Выполняют на карточках, проверка с места на слайдах). За правильно выполненное задание – жетон.


А давайте изменим один из данных глаголов по временам:

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что сделала?

Что делаю?

Что сделаю?

Простая форма

Что будут делать?

Сложная форма

спросила

спрашиваю

спрошу

Простая форма

буду спрашивать

Сложная форма


За ответы дети получают жетоны.

Какое количество слов в 1 примере будущего времени?

А какое количество слов во 2 примере будущего времени?

А почему 1 форма называется простой, а 2 форма – сложной?

Как образована сложная форма будущего времени?

Ребята, мы получили первоначальное представление о простой и сложной формах глагола. Мы еще не раз об этом поговорим, но сейчас нужно отдохнуть с пользой.


(Физминутка на определение времени глагола. Рассказать о простой и сложной форме глагола).

Дети делятся на три группы. У каждой группы по глаголу из отрывка.


Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыгнул от Журки в болото. Болото брызнуло в Журку водой. Что делать Журке? Будет взлетать.

Задание: определить время глаголов, род, число, лицо (если возможно), изменить глаголы по временам (объяснить образование форм будущего времени).

Группы за работу получают жетоны.


Работа с текстом с пропусками (глаголы в неопределенной форме поставить в нужную форму).


Продолжим работу с текстом рассказа: в тексте имеются пропуски слов, а каких – мы сейчас выясним. Возьмите по одной карточке, прочитайте то, что написано. (на каждой карточке по одному глаголу). Это глаголы, каждому из которых нужно найти свое место и поставить в необходимую форму.


Как только услыхать он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилететь. Жена сильно обрадоваться. Она сказать ребятам, чтобы они бежать за лягушками. Ребята набрать два картуза. Принести ребята лягушек и стать кормить Журку. Дали пять — проглотить, да так вот и съесть за один раз сорок три лягушки.


Получился у нас текст? Молодцы! (кто справился – получает жетон).


Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, как люди относились к журавлю. .. На какое обращение журавль с радостью шел к людям? (Фру-фру). Как вы думаете, с какой интонацией произносили эти слова? (с доброй, ласковой). Попробуем произнести эти слова с такой интонацией.

А как вы относитесь к сегодняшнему уроку, мы узнаем, когда каждый закончит предложенную фразу:

Я узнал…

Я вспомнил…

Мне понравилось…

Я расскажу своим друзьям о ….


Мы говорили о глаголе. Что о нем мы уже знали? Что узнали нового? Можем мы утверждать, что знаем о глаголе все? Тогда нам необходимо хорошо подготовиться к следующему уроку по теме «Глагол».

Домашнее задание:

Сочинить сказку про глагол (5-7 предложений) или составить кроссворд на

тему «Глагол».


Наш урок подходит к концу, все хорошо поработали. Оценивать свою работу вы будете сами, посчитав жетоны:

(на слайде) 5 жетонов – отметка «5»

4 жетона – «4»

3 жетона – «3»

Остальных ребят мы оценим на следующем уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!