7 класс. Урок обществознания по теме "Деньги, их функции".
Цели:
Образовательная: сформировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть функции современных денег.
Развивающая: продолжить развитие умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания для решения учебных задач. Продолжить учится извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, научится анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать экономическую культуру учеников, личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Межпредметные связи: история.
Оборудование: презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.;
Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт, ассигнация.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
Ход урока.
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
- Здравствуйте! Сегодня я хотела бы начать наш урок нестандартно, а именно с загадок, попробуйте их отгадать, а отгадав, вы узнаете, как называется наша сегодняшняя тема.
У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь -
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой. (Деньги)
Следующая загадка:
Ну что сказать о первом слоге
О нем известно, слава Богу
Что он антоним слову “ночь”
И приведенья гонит прочь.
Второй же слог – спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.
И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают? (Деньги)
Молодцы. Ну что к знаниям начнем дорогу. И начнем ее с записи сегодняшней темы урока: «Деньги, их функции». (Слайд 1)
2. Объяснение материала.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих, а может быть и даже самых значимых изобретений человеческой мысли. В живой природе вы не найдете аналога денег. А между тем большинство из людей не знает о денежном мире ничего, а если и знает то совсем мало.
Дело в том, что все законы экономики и экономических задач ведомы только профессионалам – экономистам, банкирам, ученым, финансистам, и т.д. Но для того чтобы не делать досадных ошибок, у нас должно быть некоторое представление о законах денежного мира.
На сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.
Давайте откроем учебник на странице 105 (§ 13).
Каждый человек сталкивается с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость, приобрести что-то необходимое. Наверное, и вы сталкивались с такой проблемой.
А скажите, что значат деньги для вас? А, какие ассоциации у вас вызывает слово деньги? (Приём “Корзина чувств”) (Слайд 2)
На прошлых уроках мы говорили об обмене. И, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Кто хочет рассказать об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде, и на знания, которые были получены на прошлом уроке. (Слайд 3)
(Бартер – это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого – топор. Владельцу сосуда понадобился топор, а владельцу топора – сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.)
Но всегда ли участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга? (наверное, не всегда). Поэтому можно сделать вывод что, бартер обладал многими недостатками. И решение, в конце концов, было найдено. Тот же топор можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.
Запишите новое понятие в тетрадь:
Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. (Слайд 4)
В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, пушнина, соль, керамика, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. (Слайд 5) Но постепенно роль денег перешла к металлам (золоту, серебру, меди и т.д.) Выясним, почему же это произошло?
Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 6). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. И сравните их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность | Приемлемость |
Соль | - | - | + | + | - |
Каменные колеса | - | + | + | + | - |
Рыба | - | - | - | - | - |
Золото | - | + | + | + | + |
Медные монеты | + | + | + | + | + |
Люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части, поэтому и появились деньги.
Эквивалент=деньги.
Деньги (тюрк.) – специфический товар, являющийся универсальным эквивалентом. (Слайд 7)
Посмотрите на схему, представленную на слайде. (Слайд 8)

Какой еще вывод можно сделать о видах денег? (деньги могут быть как наличные тик и безналичные).
Практическая работа учащихся
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а некоторые люди изучают монеты и их коллекционируют.
Есть такая наука – нумизматика (латинского «нумизма» - монета). Эта наука изучает монеты как памятники истории, культуры, искусства, техники. Нумизматы собирают большие коллекции монет и дают их описания.
Запись нового понятия в тетрадь:
Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (Слайд 9)
Работа с монетами.
Нескольким учащимся предоставляются монеты и банкноты. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монетах и банкнотах, какие надписи есть на монетах и какие на банкнотах, где и когда были выпущены и те и другие.
(В ходе практической работы учащиеся понимают, что монеты и банкноты могут нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.)
А вы знаете как называются разные части монет? Сторона на которой изображен герб – лицевая или аверс, оборотная сторона – реверс. А в обиходе мы часто слышим – «орел» и «решка». Ясно: «орел» потому, что это наш герб, а слово «решка» образовалось от решетки, вензеля – сочетания царских инициалов в виде вязи. Надпись на монете называется легендой. Она сообщает на аверсе имя и титул императора, к примеру: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, император.»
А что такое номинал? Это достоинство монеты: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей, т.е. цифровое обозначение стоимости монеты.
Еще одно название – гурт. Это ребро монеты. По гурту часто делают надписи и насечки, чтобы не появилось у нечестных людей соблазна опиливать монету, как это делали до насечек. Оказывается, и из опилок после переплавки чеканили новые монеты. А сам термин «монета» возник в древнем Риме, где существовал храм богини Юноны монетчицы (советчицы), при котором был устроен первый монетный двор, отсюда и пошло – «монета».
Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, о которых шла речь. (Слайд 10-13)
Запишите новые понятия в тетрадь:
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс – лицевая сторона монеты или банкноты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты или банкноты, на которой помещают герб государства.
Номинал – нарицательная стоимость монеты или банкноты.
Легенда – надписи на монете или банкноте.
Гурт – боковая поверхность монет.
Ассигнации – бумажные деньги
Работа с пластиковыми карточками. (Слайд 14)
А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
Функции денег.
А какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание – прочитать текст параграфа стр. 106 -108 и составить схему (таблицу) «Функции денег». (Слайд 15-20)

Давайте немного попрактикуемся в функциях: (Слайд 21-25)
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. (Мера стоимости)
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (Средство обращения)
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (Мировые деньги)
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство платежа)
Молодцы. Хорошо поработали.
Перед окончанием нашего урока давайте устроим веселую минутку. (Слайд 26-27)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та -? (предприниматель)
Продолжите предложение:
Кем стала муха? (Предпринимателем)
Почему в её кафе много клиентов? (Цены приемлемые)
Как узнали клиенты об открытии кафе? (Прочитали вывеску)
С какой целью муха открыла кафе? (Заработать деньги)
3. Закрепление изученного материала (Слайд 27-29)
Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте вспомним, как он составляется, и составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн.
Одно слово.
Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова.
Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова.
Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов.
Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово.
Характеризует суть предмета или объекта.
Примеры:
Деньги
Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен
Деньги
Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля
4. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. (Слайд 30)
5. Домашнее задание (Слайд 31)
Дома вы изучите §13 учебникаи ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» Желающие могут подготовить небольшое сообщение на тему: «Деньги на Руси»
Выставление учащимся оценки.
Список используемой литературы и интернет сайтов:
Учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.;
http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanoe-predstavlenie-muha-biznes-ledi.html (Фрагмент «Мухи-Бизнес леди»)
Загадка: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/957643-zagadka-dengi-u-kazhdoj-iz-nih-dostoinstvo-est-i-po-nemu-sm.html
Загадка: http://rudocs.exdat.com/docs/index-284234.html
https://znanija.com/task/5783034 (Практикум функции денег по сказке «Буратино»)
http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/ (Синквейн)