СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра для проверки зниний по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Проводить можно перед изучением романа, а ожно и после изучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка











Урок – игра «Кто? Где? Когда?» (по творчеству и роману Ф. М. Достоевского «Преступление и

наказание»).





Составила - Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка

контактный телефон: 83956022325

























2016 г.



Урок – игра «Кто? Где? Когда?» (по творчеству и роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка

Цели урока: проверить, хорошо ли прочитали десятиклассники роман Достоевского «Преступление и наказание»; приучать учеников обращать внимание на мелкие детали в романе, которые помогут в дальнейшем анализировать и понимать текст, идею и основную мысль автора, на второстепенные обстоятельства, которые помогают раскрыть характер главного героя и второстепенных персонажей; прививать любовь к творчеству Ф. М. Достоевского; развивать монологическую речь.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя: «У портрета Ф. М. Достоевского».

- Трудное и ответственное дело говорить о таком авторе, как Ф. М. Достоевский. Разногласия в оценке его противоречий существуют и по сей день. Общие оценки были разные. Они менялись с течением времени. Но есть в них нечто устойчивое. Прочно укрепилась мысль о наличии разных периодов в его творчестве и мировоззрении: досибирский период и послесибирский. Выделяются периоды смены коренных убеждений, отличают иное восприятие мира, подчёркивают эволюцию от лучшего к худшему, от прогрессивности к реакции. Но нельзя же великого писателя (мыслителя) свести до уровня заблудившегося ученика.

Наша задача – охватить проблему в целом и понять, что пафос жизни и творчества Ф. М. Достоевского не в примирении, а в мучительной борьбе за поруганного человека, что он оставался верным себе и, как бы ни хотелось ему покоя, не мог мириться со злом. Ф. М. Достоевский – это титан мысли, слова, правды и страсти.

И вот сегодня у нас первая встреча с Ф. М. Достоевским. Вчера мы познакомились с его биографией. Я вас просила самостоятельно узнать как можно больше интересного о жизни писателя. И поэтому прологом к нашей игре будет блиц – опрос по биографии писателя.

  1. В каком году родился Достоевский и где? (1821, 11 ноября, в Москве)

  2. В какой семье он родился? (в семье врача)

  3. Где он учился? (в Петербургском военно – инженерном училище)

  4. За что был приговорён к смертной казни? (принадлежал к кружку Петрашевского, читал запрещённое письмо Белинского к Гоголю)

  5. Чем была заменена казнь? (4 года каторги, отбывал заключение в Омской каторжной тюрьме)

  6. Как охарактеризовал Достоевского Л. Н. Толстой? («Человек, который весь борьба»)

  7. Назовите друзей Достоевского. (Некрасов, Григорович)

  8. Член прокурорского надзора Врангель стал советником Достоевского во всех действиях, помогал ему, поддерживал. О каком периоде жизни Достоевского идёт речь? (в Семипалатинске)

  9. Какой год можно считать годом Достоевского по решению ЮНЕСКО? В честь какого события? (1981 год – 100 лет со смерти писателя)

  10. Какой единоличный журнал, «нечто вроде газеты», мечтал создать Достоевский и печатать в нём свои записки? («Записная книжка»)

Игра «Кто? Где? Когда?»

- Сейчас я загадываю героя, и тот человек, который отгадает, отвечает на мои вопросы.

1. Кто, где, когда видит сон о моровой язве? (Родион Раскольников, на каторге, после объявления приговора)

Ты Раскольников, так как правильно ответил на вопрос, полностью перевоплотись и отвечай о себе всё, что я ни спрошу.

  1. Ты идёшь к своему другу Разумихину, это после того, как встретил пьяную девочку, раздумываешь к нему идти, поворачиваешь обратно, но, не дойдя до дома, засыпаешь в кустах. Какой сон тебе снится? (Едешь с отцом на кладбище, около кабака стоит ломовая лошадь, и пьяный начинает её избивать)

  2. Что ты воруешь перед тем, как идти на убийство? (Топор)

  3. При каких обстоятельствах ты знакомишься с Мармеладовым? (Носил в залог Алёне Ивановне часы, на обратном пути зашёл в распивочную, там и познакомился)

  4. Кто хотел тебя поцеловать и при каких обстоятельствах, но потом заплакала, прижалась лицом всё крепче и крепче? (Поленька, сестра Сони, когда он отдал им все деньги)

  5. Когда и кому ты признаёшься, что убил старуху – процентщицу и её сестру? (Соне, после поминок Мармеладова)

  6. Ты приходишь однажды к Соне, было уже 11 часов вечера, видишь у неё книгу, это был «Ветхий завет». Просишь её почитать. О ком читает тебе Соня? (Притчу о Лазаре)

  7. Сколько лет каторги ты получил? Что тебе зачли, как положительное? (8 лет, учли болезнь, не воспользовался украденным, явка с повинной, когда – то спас детей от пожара, на свои деньги содержал больного сокурсника)

  8. Что лежало у тебя под подушкой на каторге? (Евангелие)



2. Вы молодой человек, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Приходите к Раскольникову и останавливаетесь в дверях. (Лужин)

1) С какой целью вы навещаете Раскольникова? (Чтобы сообщить, что приезжают сестра и мать, что разместит их в доме Бакалеева)

2) Что обещал сделать с вами Раскольников, если вы осмелитесь упомянуть хотя бы одно слово о его матери? (Спустить с лестницы)

3) Вы пишите записку Пульхерии Александровне, матери Дуни, и просите прощения за то, что не встретили их. Хотите навестить их, но о какой просьбе просите? (Чтобы при встрече не присутствовал раскольников)

4) Женились или нет вы на сестре Родиона Дуне? (Нет)

5) После рокового для вас объяснения с Дунечкой и Пульхерией Александровной, наутро вы смотритесь в зеркало, чего вы больше всего боитесь? (Не разлилась ли у вас желчь)

3. Кто был в шёлковом, цветном платье с длинным и смешным хвостом и в необъятном кринолине, загородившем всю дверь, в белых ботинках и зонтике? (Соня)

1) Вы малого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазками. Сколько вам лет? (18)

2) Чья вы дочь? (Мармеладова)

3) Кем вам приходится Катерина Ивановна? (Мачеха)

4) Как вам жилось с Катериной Ивановной?

5) Вы живёте от своих родителей отдельно. Кто прибежал за вами, когда вашего отца раздавило повозкой? (Поля)

6) Однажды вечером, когда у вас была Дуня, приходит к вам Раскольников и просит у вас один предмет. Что вы ему даёте? (Лизаветин крест)

7) После того, как Раскольников признался вам в преступлении, вы его слушали, затем соскочили, глаза ваши сверкали, что вы заставили сделать Раскольникова? (Встать на перекрёстке, поклониться, поцеловать сначала землю, которую осквернил, а потом поклониться свету на все четыре стороны и сказать вслух: «Я убил»)

8) Когда Раскольникова увозят в Сибирь, что делаете вы? (Тоже едете в Сибирь)

4. Кто это? Однажды Раскольников просыпается и сквозь мигавшие ресницы видит человека, немолодого, плотного, с густою, светлою бородою, который ему говорит: «А я так и знал, что вы не спите, а только вид показываете». Кто перед ним стоял? (Аркадий Иванович Свидригайлов)

1) За какой надобностью вы пришли к Раскольникову? (Хотел повидаться с Дуней, через посредство Раскольникова, чтобы заплатить за нанесённое ей оскорбление 10 тысяч рублей)

2) За что вас сажали в тюрьму? (За долги)

3) Кто вас выкупил из тюрьмы? (Марфа Петровна за «тридцать тысяч сребреников»)

4) Куда вы поместили детей Катерины Ивановны? (В сиротский приют и положили на их имя по 1500 рублей)

5) Какую тайну о брате вы рассказываете Дуне? (О том, что он подслушал разговор, что её брат убийца и рассказал о его теории)

6) Что вам снится перед смертью? (Где – то подбирает пятилетнюю девочку, но она не спит, а тянет к нему руки и подмигивает)

7) Что и где после этого сна происходит с вами? (Идёте на улицу, доходите до пожарной каланчи и в присутствии пожарника стреляетесь)

8) Вы сказали Соне, что у Раскольникова две дороги. Какие? (Или пуля в лоб или по Владимирке)

5. Кто это? Это был человек за 50, среднего роста и плотного сложения, с большой лысиной… Руки были грязные, жирные с чёрными ногтями. (Мармеладов)

1) Как полностью звучит ваше имя? (Семён Захарович Мармеладов)

2) Какой предмет своей жены вы пропили и даже сокрушались по этому поводу? (Чулки и косыночку на козьем пуху)

3) Как вы погибаете? (попадаете под повозку лошадиную)

Подведение итогов урока.

- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

- Хотите или нет, чтобы такие уроки по произведениям проходили?

- Было или нет трудно на уроке?

Оценки. Домашнее задание. Как изображён Петербург в романе?



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!