СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Ах, что за прелесть эти сказки!" ( по сказкам А.С.Пушкина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся вспомнят героев и названия сказок А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Ах, что за прелесть эти сказки!" ( по сказкам А.С.Пушкина)»

«Ах, что за прелесть эти сказки!» Урок-игра для учащихся 5 класса  (по сказкам А.С.Пушкина)

«Ах, что за прелесть эти сказки!»

Урок-игра для учащихся 5 класса (по сказкам А.С.Пушкина)

Содержание: 1. Цели урока. 2. Определение сказки. Виды сказок. 3. Мир сказок А.С.Пушкина. 4. Арина Родионовна-няня поэта. 5. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина : -Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…» -Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке» -Конкурс № 3 «Словесный портрет героя» -Конкурс № 4 «Продолжи фразу…» -Конкурс № 5 «В мире цифр…» -Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир» -Конкурс № 7 «Разгадай кроссворд»

Содержание:

1. Цели урока.

2. Определение сказки. Виды сказок.

3. Мир сказок А.С.Пушкина.

4. Арина Родионовна-няня поэта.

5. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина :

-Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…»

-Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Конкурс № 3 «Словесный портрет героя»

-Конкурс № 4 «Продолжи фразу…»

-Конкурс № 5 «В мире цифр…»

-Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир»

-Конкурс № 7 «Разгадай кроссворд»

 Расширить представления учащихся о сказке как одном из старейших жанров фольклора.  Обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина.  Отметить художественные особенности сказок А.С.Пушкина.  Помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.  Пробудить интерес и желание обращаться к произведениям А.С.Пушкина в будущем.  Развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.  Совершенствование речевых умений учащихся.
  • Расширить представления учащихся о сказке как одном из старейших жанров фольклора.
  • Обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина.
  • Отметить художественные особенности сказок А.С.Пушкина.
  • Помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.
  • Пробудить интерес и желание обращаться к произведениям А.С.Пушкина в будущем.
  • Развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.
  • Совершенствование речевых умений учащихся.
Сказка -  повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.  Фольклорные (народные) сказки  Например:   Литературные (авторские) сказки Например: «Гуси-лебеди» «Василиса Прекрасная» «Финист-ясный сокол» В.А.Жуковский «Спящая царевна» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Х.К.Андерсен «Соловей»

Сказка - повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Фольклорные (народные) сказки

Например:

Литературные

(авторские)

сказки

Например:

  • «Гуси-лебеди»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Финист-ясный сокол»
  • В.А.Жуковский «Спящая царевна»
  • А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Х.К.Андерсен «Соловей»
  Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со сказок А.С.Пушкина, место действия которых – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.  Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно!  Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь. Самое удивительное, что пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать. Так давайте же мы с вами окунемся в мир этих сказок! Но для начала вспомним, какую роль в жизни поэта сыграла его няня, Арина Родионовна.

Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со сказок А.С.Пушкина, место действия которых – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.

Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно!

Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь.

Самое удивительное, что пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать.

Так давайте же мы с вами окунемся в мир этих сказок! Но для начала вспомним, какую роль в жизни поэта сыграла его няня, Арина Родионовна.

Мастерица ведь была И откуда что брала. И куда разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины!.. А.С.Пушкин В детстве она баюкала его, в юности - делила с ним тяготы одиночества в ссылке в Михайловском. Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в коридоре. «Мамушка…»-думал он с нежностью, и легче становилось на сердце. Он не один. У него есть друг - его старая няня Арина Родионовна. Она с ним, как в детстве. В долгие зимние вечера няня рассказывала ему свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество. Рассказывала няня прекрасно. Для поэта она была сущий клад. Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша певучим говорком заводила сказку. Когда бывало что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою тетрадь и записывал. А через несколько лет, когда няни уже не было в живых, на основе этих записей Пушкин создал свои знаменитые сказки.    Няня А.С.Пушкина Арина Родионовна Черновой рисунок поэта Барельеф няни

Мастерица ведь была

И откуда что брала.

И куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!..

А.С.Пушкин

В детстве она баюкала его, в юности - делила с ним тяготы одиночества в ссылке в Михайловском. Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в коридоре. «Мамушка…»-думал он с нежностью, и легче становилось на сердце. Он не один. У него есть друг - его старая няня Арина Родионовна. Она с ним, как в детстве. В долгие зимние вечера няня рассказывала ему свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество.

Рассказывала няня прекрасно. Для поэта она была сущий клад. Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша певучим говорком заводила сказку. Когда бывало что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою тетрадь и записывал. А через несколько лет, когда няни уже не было в живых, на основе этих записей Пушкин создал свои знаменитые сказки.

Няня А.С.Пушкина

Арина Родионовна

Черновой рисунок поэта

Барельеф няни

«Cказка ложь, да в ней намек…»   Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…» ЗАДАНИЕ : перечислить сказки А.С.Пушкина. 1- «Сказка о царе Салтане» 2- «Сказка о золотом петушке» 3- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 4- «Сказка о рыбаке и рыбке» 5- «Сказка о попе и работнике  его Балде» 6- «Жених» 7- «Сказка о медведихе» (незаконченная сказка А.С.Пушкина)

«Cказка ложь, да в ней намек…»

Конкурс № 1

«Все сказки в гости к нам…»

ЗАДАНИЕ : перечислить сказки А.С.Пушкина.

1- «Сказка о царе Салтане»

2- «Сказка о золотом петушке»

3- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4- «Сказка о рыбаке и рыбке»

5- «Сказка о попе и работнике его Балде»

6- «Жених»

7- «Сказка о медведихе» (незаконченная сказка А.С.Пушкина)

Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке» ЗАДАНИЕ :перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Корыто … … … … разбитое корыто ( Корыто изба столбовая дворянка вольная царица владычица морская разбитое корыто)

Конкурс № 2

«Сказка о рыбаке и рыбке»

ЗАДАНИЕ :перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Корыто … … … … разбитое корыто

( Корыто изба столбовая дворянка вольная царица владычица морская разбитое корыто)

Конкурс № 3 «Словесный портрет героя» ЗАДАНИЕ: узнать героя сказки А.С.Пушкина по словесному портрету. 1. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка. Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,  На ногах красные сапожки. 2. Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Царевна.) («Сказка о рыбаке и рыбке», Старуха-столбовая дворянка.)

Конкурс № 3

«Словесный портрет героя»

ЗАДАНИЕ: узнать героя сказки А.С.Пушкина по словесному портрету.

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

2. Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Царевна.)

(«Сказка о рыбаке и рыбке», Старуха-столбовая дворянка.)

4. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава. ( «Сказка о царе Салтане», Царевна-Лебедь ) 3. До светла все у него пляшет. Лошадь запряжет, полосу вспашет. Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет, да сам и облупит. ( «Сказка о попе и работнике его Балде», Балда )

4. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

( «Сказка о царе Салтане», Царевна-Лебедь )

3. До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

( «Сказка о попе и работнике его Балде», Балда )

Конкурс № 4 «Продолжи фразу…» ЗАДАНИЕ : продолжить фразы, взятые из сказок А.С.Пушкина. 3. И никто с начала мира Не видал такого пира. Я там был… 1. Жил-был поп, Толоконный лоб, Пошел поп по базару… 2. Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь… ( Мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. «Сказка о мертвой царевне») ( Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде») ( Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку. «Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 4

«Продолжи фразу…»

ЗАДАНИЕ : продолжить фразы, взятые из сказок А.С.Пушкина.

3. И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Я там был…

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару…

2. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…

( Мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мертвой царевне»)

( Посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и работнике его Балде»)

( Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 5 «В мире цифр..» ЗАДАНИЕ: в каких сказках А.С.Пушкина встречаются цифры 3, 7, 30, 33 ? Вспомните строки с этими цифрами. « Три девицы под окном…» («Сказка о царе Салтане») «От третьего щелчка вышибло ум у старика…» («Сказка о попе и работнике его Балде») «Входят семь богатырей, семь румяных усачей…» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») « Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» («Сказка о рыбаке и рыбке») «… Тридцать три богатыря в чешуе, как жар, горя…» («Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 5

«В мире цифр..»

ЗАДАНИЕ: в каких сказках А.С.Пушкина встречаются цифры 3, 7, 30, 33 ? Вспомните строки с этими цифрами.

  • « Три девицы под окном…» («Сказка о царе Салтане»)
  • «От третьего щелчка вышибло ум у старика…» («Сказка о попе и работнике его Балде»)
  • «Входят семь богатырей, семь румяных усачей…» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  • « Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • «… Тридцать три богатыря в чешуе, как жар, горя…» («Сказка о царе Салтане»)
Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир» ЗАДАНИЕ: ответить на вопросы по сказкам А.С.Пушкина. 1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? ( «Жил старик со своею старухой у самого синего моря») 2. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность? ( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 3. Как зовут главную героиню сказки «Жених»? ( Наташа )

Конкурс № 6

«Сказочный Блиц-турнир»

ЗАДАНИЕ: ответить на вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

( «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

2. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность?

( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

3. Как зовут главную героиню сказки «Жених»?

( Наташа )

4. Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?  ( Ветер ) 5. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?  ( На базаре ) 6. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? ( «Свет мой зеркальце, скажи Да всю правду доложи…») 7. Сколько медвежат было у медведихи? ( Трое ) 8. Кто был предводителем 33 богатырей? ( Дядька Черномор ) 9. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас проклятое племя корчить…?» ( Балда )

4. Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?

( Ветер )

5. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?

( На базаре )

6. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

( «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»)

7. Сколько медвежат было у медведихи?

( Трое )

8. Кто был предводителем 33 богатырей?

( Дядька Черномор )

9. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас проклятое племя корчить…?»

( Балда )

10. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»? ( «Во саду ли в огороде» ) 11. Как звали сына царя Салтана? ( Гвидон ) 12. Кто звал Балду тятей? ( Попенок ) 13. Какие слова кричал золотой петушок , предупреждая об опасности? ( «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» ) 14. Назвать отчество князя Гвидона. ( Салтанович ) 15. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? ( «Сказка о золотом петушке» )

10. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?

( «Во саду ли в огороде» )

11. Как звали сына царя Салтана?

( Гвидон )

12. Кто звал Балду тятей?

( Попенок )

13. Какие слова кричал золотой петушок , предупреждая об опасности?

( «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» )

14. Назвать отчество князя Гвидона.

( Салтанович )

15. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

( «Сказка о золотом петушке» )

Конкурс № 7 Разгадай кроссворд По горизонтали: 1 - Кто чахнет над золотом ? 2 - «В темнице там царевна тужит,  А бурый … ей верно служит» 3 - Где встретились поп и Балда? 4 - Кто «на ветвях сидит» ? 5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ? 6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?  По вертикали: 7 - Что является уроком для «добрых молодцев»? 8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ? 9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ? 10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? » 11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ? 12 - Что принес Балда попу от чертей ? Проверь себя!

Конкурс № 7

Разгадай кроссворд

По горизонтали:

1 - Кто чахнет над золотом ?

2 - «В темнице там царевна тужит,

А бурый … ей верно служит»

3 - Где встретились поп и Балда?

4 - Кто «на ветвях сидит» ?

5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ?

6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?

По вертикали:

7 - Что является уроком для «добрых молодцев»?

8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ?

9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ?

10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? »

11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ?

12 - Что принес Балда попу от чертей ?

Проверь себя!

Конкурс № 7 Разгадай кроссворд По горизонтали: 1 - Кто чахнет над золотом ? 2 - «В темнице там царевна тужит,  А бурый … ей верно служит» 3 - Где встретились поп и Балда? 4 - Кто «на ветвях сидит» ? 5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ? 6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?  По вертикали: 7 - Что является уроком для «добрых молодцев»? 8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ? 9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ? 10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? » 11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ? 12 - Что принес Балда попу от чертей ?

Конкурс № 7

Разгадай кроссворд

По горизонтали:

1 - Кто чахнет над золотом ?

2 - «В темнице там царевна тужит,

А бурый … ей верно служит»

3 - Где встретились поп и Балда?

4 - Кто «на ветвях сидит» ?

5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ?

6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?

По вертикали:

7 - Что является уроком для «добрых молодцев»?

8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ?

9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ?

10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? »

11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ?

12 - Что принес Балда попу от чертей ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!