СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по истории в 6 классе по теме "Древняя Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра по истории России в 6 классе для закрепления знаний по разделу "древняя Русь"

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по истории в 6 классе по теме "Древняя Русь"»

Дисциплина: История

Тема урока: Древняя Русь

Тип урока: урок-игра повторения и закрепления знаний


Цели урока:

1. Учебная (дидактическая) цель:


1-й уровень усвоения


Ознакомить с некоторыми традициями и обычаями наших предков


2-й уровень усвоения

Повторить и закрепить изученные понятия, термины, даты, имена древнерусских князей


3-й уровень усвоения

Применение знаний о жизни славян для решения новелл-задач


2. Развивающая цель:


Развивать навыки групповой работы, освоить разные методы учебной деятельности: заполнение таблиц, решение кроссворда, работа с понятиями;


3. Воспитывающая цель:


Стремиться привить любовь и уважение к жизни и истории российского народа

Формирование ОК 6. 


Умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Межпредметные связи:

Дисциплина «Обществознание», раздел «Право», тема «История российского права», раздел Основы знаний о духовной культуре человека и общества» тема «Мораль. Религия», раздел «Социальные отношения», тема «Социальная структура общества»


Внутрипредметные связи:

Темы:

«Восточнославянские племена в VIII-IX вв.»

«Появление государства у восточных славян»

«Первые русские князья»

«Правление Святослава»

«Русь во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого»


Методы (М), методические приемы (МП):


1-й уровень: М – объяснительно-иллюстративный, МП: наглядные, словесные. 2-й уровень: М - репродук-тивный, МП – выполнение типовых заданий.

3-й уровень: М - частично-поисковый, МП – выполнение нетиповых заданий


В результате обучающиеся должны знать:

- определения: язычество, политеизм, крещение, вече, князь, дружина, дань,

- основные даты;

- особенности культуры, жизни и быта славян;

понимать:

- особенности исторического пути России;

- исторические термины: погосты, уроки, полюдье, летопись, житие;

уметь:

- соотносить основные события, исторических деятелей и даты;



Оснащенность занятия, наглядность: раздаточный материал, таблички с названиями команд, медиа-проектор, экран, презентация, продукты питания.


Эпиграф на доске: «В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики, пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее предкам».

Валентин Распутин


Литература (основная, дополнительная):

1. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы/ В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев и др. – М.: Дрофа, 2002

2. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.

3. Чернова, М.Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы). – М.: Айрис-пресс, 2009.


Структура занятия:

Организационный момент: 2 минуты

Цели занятия: 2 минуты

Основной этап: 36 минут

Подведение итогов: 5 минут



В игре принимают участие команды учащихся 10-11 класссов (3 команды по 8 человек). Команды играют за столами, на которых стоит табличка с названием команды и именем капитана. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.



Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Средства

Предполагаемый результат

Организа-ционный

момент (2 мин.)





























Цели урока

(2 мин.)

























Основной этап

36 мин.















2 мин.




























2 мин.

























2 мин.






















2 мин.


















2 мин.























2 мин.























2 мин.























2 мин.







2 мин.


















4 мин.






3 мин.


























































1,5 мин.
























3,5 мин.






3 мин.





3 мин.








Подведение итогов


5 мин.







Здравствуйте дорогие друзья!

Занимайте свои места, старосту прошу перечислить отсутствующих. Отмечает в журнале.


На прошлых уроках мы с вами подробно изучили историю возникновения нашего государства. Сегодня урок повторения и закрепления знаний по теме «Древняя Русь» мы проведём в виде турнира, который должен выявить тех, кто был на уроках самым внимательным и любознательным. Для этого мы разделились на 3 команды, и, пока я буду объяснять условия игры, вам необходимо подумать, кто станет капитанами ваших команд и написать их имена на карточках, находящихся у вас на столах.


Турнир состоит из 7-ми этапов, в каждом из которых будут представлены задания на знание Древней истории Руси.


За ходом турнира сегодня наблюдает и оценивает наше жюри в составе…. Кроме ответов, жюри будет оценивать внешний вид и поведение команды на игре.

Отвечать на вопрос должен капитан. Чтобы показать, что ответ готов, необходимо поднять свой номерок. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.




С чего начиналась Россия? От какого корня пошел жизнестойкий росток? Название родительского дерева – славяне. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов.

Во время сегодняшней игры вы познакомитесь с некоторыми традициями и обычаями наших предков. Мы вспомним самые главные понятия, даты и события в истории Древней Руси, исторических деятелей данного периода, структуру населения, занятия славян. Успех вашей команды зависит от вашей сплоченности, взаимопомощи, дисциплинированности, внимательности, способности логически мыслить и прислушиваться друг к другу.

А теперь представляем капитанов наших команд. Итак, капитан команды 1«Древляне» – ______________, капитан команды 2«Поляне» – ____________, капитан команды 3«Дреговичи» – ____________.




Первый этап игры: «Новеллы-задачи по теме «СЛАВЯНЕ»

Задачи вы сможете увидеть на экране. Каждой команде придется решить три новеллы-задачи. Ответы должны быть грамотными и исчерпывающими.

Итак, начинаем!



Новеллы-задачи по теме «СЛАВЯНЕ»

1. «Жилище славян»

Славяне в древности ещё не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать– устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.









2. «Тактика»

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в одних коротких штанах.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

Вопрос: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.












3. «Переправа»

Для того, что бы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного орудия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

Вопрос: Предположите, из чего автор советует сооружать плавучие мосты.







4. «Чур, меня!»

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Славяне верили, что в лесу жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога – домового.

Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!».


Вопрос: Предположите, что означали эти слова.







5. «Костёр»

Каждое поселение славяне обносили бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались не неё не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костер, оповещали соседей.

Вопросы: Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костёр?









6. «Торговля»

Новгородские купцы торговали с Царьградом. Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

В устье Днепра, где река впадает в Черное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

Вопрос: Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?





7. «Крашение яиц»

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передает их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос: Предположите, почему яйца стали красить.











8. «Блиц-опрос»

Время на обсуждение каждого вопроса– 20 секунд

1. Как называется описание жизни святых?

2. Назовите имя первого князя Древнерусского государства?

3. Как называлось собрание жителей города и его окрестности для решения важных вопросов?


9. «В зимнее время».

Византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему?

Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда; в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов византиец приводит пять.

Вопрос: Назовите ещё два довода в пользу ведения войны зимой.










Второй этап. «Историческое лото»

Вы получаете карточки с датами и карточки с событиями. Ваша задача: соотнести эти карточки, по принципу известной игры лото. Время выполнения задания – три минуты. Время пошло.


Третий этап. «Узнай исторического деятеля».

Вам будет задано несколько вопросов с тремя вариантами ответа. Вопросы будут дублироваться на экране. После каждого вопроса, команда даёт единственный ответ.


  1. По легенде начало русской княжеской династии положил призванный на Русь новгородцами в 862 г. князь:

А) Аскольд и Дир Б) Олег В) Рюрик


  1. В ознаменование заключения мира с Византией прибил свой щит на ворота Царьграда князь:

А) Олег Б) Святослав В) Владимир


  1. «… И легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли гонцов со словами: «Иду на вы». Речь идёт о князе:

А) Ярославе Мудром Б) Святославе

В) Игоре Старом


  1. Ещё в начале X в. на Руси начала распространяться славянская письменность, созданная:

А) Ярославом Мудрым

Б) Кириллом и Мефодием

В) Нестором


  1. «В год 6473 (956) князь пошёл на хазар и в битве одолел хазар, и столицу их взял. В год 6474 (966) вятичей победил и дань на них возложил. В год 6475 (967) пошёл на болгар и одолел болгар». С каким князем связывает летопись эти события?

А) с Игорем

Б) с Владимиром В) со Святославом


  1. Этот князь «заслужил в летописях имя Мудрого; не приобретая оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобиц. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов…» Эти слова Н. М. Карамзина относятся к князю:

А) Владимиру Б) Олегу В) Ярославу



На четвертом этапе вопросы задаются каждой команде поочерёдно. Если команда не ответит, то на вопрос может ответить другая команда. Ваша задача ответить, при каком князе впервые в Древней Руси произошло то или иное событие.

  1. При каком князе Киев стал стольным градом?

  2. При каком князе Древняя Русь изменила веру?

  3. При каком князе появился первый письменный свод законов?

  4. При каком князе был возведён каменный храм на Руси?

  5. При каком князе был заключен договор с Византией – первый письменный договор в истории Восточной Европы?

  6. При каком князе было положено начало организованной системы налогообложения?



Пятый этап. «Что означают слова?»

На данном этапе каждая команда получает карточку с понятиями, к которым нужно дать определение. Время выполнения задания – три минуты. Итак, время пошло!


Шестой этап. Что едали наши деды?

На стол перед каждой командой мы положили продукты питания. Команды должны выбрать, что принимали в пищу наши предки, жившие на Руси до 12 века, а что нет, разложить их в соответствующие пакеты и предоставить для оценки членам жюри.



Седьмой этап. Кроссворд.

На этом этапе команды должны разгадать кроссворд. Время выполнения – три минуты. Если команда справится раньше и все ответы будут правильными, то команда получит дополнительные баллы.



Наша игра подошла к концу. Пока жюри готовится подвести итоги турнира, прошу капитанов команд оценить работу каждого члена своей команды. Начинаем с первой команды. Слово предоставляется капитанам команд (рефлексия).


Передаём слово жюри для подведения итогов…


Наш урок окончен, я надеюсь, что знания, которые вы закрепили в ходе нашей игры, останутся у вас надолго.


Приветствуют учителя вставанием.

Садятся на свои места.

Староста перечисляет отсутствующих.



Слушают учителя

















Приветствуют жюри






Пишут имя и фамилию капитана







Слушают учителя
















Капитаны встают









Слушают учителя








Смотрят на экран и слушают учителя












Обсуждают.

Ответ: Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.







Смотрят на экран и слушают учителя















Обсуждают.

Ответ: По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, ещё не могли создать тогда сильную армию с единым военным командованием, подобную армии Византии. Этим и можно объяснить в определенной степени военную тактику славян.




Смотрят на экран и слушают учителя













Обсуждают

Ответ: Автор пишет, что надо иметь мешки из бычьих и козьих шкур, чтобы во время внезапных нападений на врага или при переходе через реки воины могли плыть на них.



Смотрят на экран и слушают учителя











Обсуждают

Ответ: Души предков значились под именем «домовых», называли их также «чурами» или «щурами». Вот почему говаривали в случае беды: «Чур, меня защити!».




Смотрят на экран и слушают учителя











Обсуждают

Ответ: Славяне использовали шест перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозорный был как в крепости. Сигнальный костёр разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.



Смотрят на экран и слушают учителя














Обсуждают

Ответ: После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.


Смотрят на экран и слушают учителя









Обсуждают

Ответ: Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времен считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.




Ответы: житие

Олег

Вече






Смотрят на экран и слушают учителя







Обсуждают

Ответ: В-четвертых, зимой реки замерзают, и потому их легко можно прейти, не надо иметь плавучие средства. В-пятых, в зимнее время деревья стоят без листьев, и поэтому славянам трудно спрятаться за ними.





Выполняют задание






Слушают учителя









Ответ: Рюрик




Ответ: Олег










Ответ: о Святославе








Ответ: Кириллом и Мефодием










Ответ: со Святославом










Ответ: Ярославу









Ответ: при Олеге


Ответ: при Владимире


Ответ: при Ярославе Мудром



Ответ: при Владимире


Ответ: при Олеге



Ответ: при Ольге




Выполняют задание, карточки передают жюри







Раскладывают продукты в два пакета с названием команды, на одном написано «Употребляли», на другом «Не употребляли, передают жюри






Выполняют задание, карточки передают жюри









Капитаны дают оценку членам команды.

Слайд1




Слайд2



Таблички с номерами, названиями команд и именем капитана (Приложение 1,2,3)



Слайд 3





Карты оценивания ответов (Приложение 4)



Карточка с номером команды (Приложение 5)




























Слайд 4












Слайд 5























Слайд 6






























Слайд 7





















Слайд 8




















Слайд 9























Слайд 10






















Слайд 11






















Слайды 12-17









Слайд 18


















Слайд 19

Карточки «Историческое лото» (Приложение 6)



Слайд 20







Слайд 21





Слайд 22





Слайд 23









Слайд 24









Слайд 25








Слайд 26











Слайд 27






















Слайд 28

Карточки с понятиями, для каждой команды – свой вариант (Приложение 7)



Слайд 29

Продукты питания (Приложение 8)





Слайд 30


Кроссворд (Приложение 9)






Слайд 31














































































Ознакомление с традициями и обычаями наших предков





Применение знаний о жизни славян для решения новелл-задач









































































































































































































Развитие навыков групповой работы.




Повторениеи закрепление изученных дат, имен древнерусских князей, главных событий




















































Повторение и закрепление изученных имен древ-нерусских князей, главных событий


















Освоение методов учебной деятельности: заполнение таблиц, работа с понятиями;


Повторение понятий, терминов.


Развитие навыков групповой работы.



Освоение различных методов учебной деятельности: решение кроссворда, работа с понятиями.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!