Урок – игра по математике в 5 классе
«Умножение и деление натуральных чисел»
| Разработала: Метелёва Ольга Ивановна, учитель математики МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района |
При всем разнообразии предметов, учителей, их творческих подходов к своей деятельности недостатком сложившейся практики в школе является однообразие структуры уроков. Каждый учитель должен помнить, что цель определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах. Все же это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.
Тип урока. Урок - обобщения и систематизации знаний
Вид урока. Урок-игра
Тема урока «Умножение и деление натуральных чисел»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Задачи урока:
- Закрепление правил по данной теме;
-Формирование умений и навыков работы с операциями умножения и деления натуральных чисел;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания;
- Воспитание активности;
- Привитие учащимся навыков работы в группе;
- Воспитание настойчивости в достижении цели
Ход урока
Организационный момент.
Класс делится на четыре группы по степени подготовленности в решении заданий, по данной теме. 1-я группа – сильные, 2-я группа – средние, 3-я , 4-я группа – слабые учащиеся. Каждой группе соответствует свой класс машин: 1-й – гоночные, 2-й – скоростные, 3-й,4-й – обычные. В соответствии с этим составлены дифференцированные задания .
Сообщение темы и постановка цели урока.
- Ребята, знакома ли вам тема урока: «Умножение и деление натуральных чисел» ?
Сегодняшний урок будет обобщающим.
Знания, полученные по этой теме, можно будет использовать как инструмент для решения практических задач.
Урок предлагаю провести в виде игры «Математические гонки». Это будет соревнование 4-х команд. Будьте внимательны и дружны, команда, набравшая большее количество баллов первой придет к финишу.
Подготовка к гонкам.
В гонках будут участвовать машины: гоночные (1 группа), скоростные (2 группа ), обычные (3, 4, группы).
Перед стартом необходимо пройти испытание – это сдача «терминимума» - проверка ваших теоретических знаний. Как вы думаете, какие инструменты (знания) помогут вам сегодня? Что нужно знать и уметь по данной теме, чтобы успешно финишировать в гонках?. Команды отвечают по очереди. (каждый правильный ответ 1 балл)
1. Контрольные вопросы для «терминимума»:
Что значит умножить одно натуральное число на другое?
Как называют числа , которые перемножают?
как называют результат умножения?
Чему равно произведение 1.n ? Чему равно 0 .n ?
Сформулируйте переместительное свойство умножения.
В каких случаях можно опустить знак умножения?
С помощью какого действия находят неизвестный множитель?
как называют число, которое делят?
Что такое делитель?
Как называют результат деления?
Как найти неизвестное делимое?
Как найти неизвестный делитель?
Чему равно а:1, а:а, 0:а ?
Когда при делении натуральных чисел в ответе получаем два числа?
Может ли остаток быть больше делителя?
Может ли остаток быть равен делителю?
Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
2. Конкурс “Веселый гонщик”
Чтоб преобразования знать на совесть
Проводим конкурс мы “Веселый гонщик”
Команды составляют номер своего АВТО из получившихся ответов.
Команда, правильно определившая номер машины, получает 2 балла.
задания на доске
гоночные 83 х 11 (913)
скоростные 26 х 11 (286)
обычные 3232:16 (202)
обычные 3939:13 (303)
3. Устранение неисправностей в автомобиле. СТО
Вы обращаетесь на СТО и узнаете, что требуется починить или заменить в автомобиле, чтобы он был готов к гонкам. (задание для 4 команд)
Пример | Варианты ответа |
1. 23 х 11 2. 6 х 10 | Р и |
3. 77:1 4. 61:61 | Ю о |
5. 400:10 6. 47 х 9 | а л |
7. 1313:13 8. 1236:6 | б т |
9. 84:6 10. 105: 5 | м к |
21 | 40 | 253 | 101 | 77 | 253 | 40 | 206 | 1 | 253 |
| | | | | | | | | |
гоночные (Карбюратор)
скоростные (генератор)
обычные (стартер)
обычные (сцепление) (3 балла)
По правильным ответам вы получаете свои запчасти и отправляетесь на АЗС.
4. Заправка горючего
Нужно найти значение выражения, и по остатку узнать сколько литров горючего надо залить.
1 гоночные 13320:64=208 (ост. 8)
2- скоростные 1586:15=105 (ост. 11)
3- обычные 678: 24=28 (ост. 6)
4- обычные 673:17=39 (10) (2 балла)
Гонки
Задания выполняются дифференцированно: 1-я группа – 10 заданий, 2-я группа – 7 заданий, 3, 4-я группа – 5 заданий.
Результат (корень) первого уравнения даёт начало гонок. Затем нужно решить задание, которое начинается числом, являющимся результатом предыдущего задания и т. д.
Старт: (853+у) – 53 =900
190 : 10=
43х=731
4 х + 15 = 47
(19+71):15=
8к-20=700,
2 . 19 . 5=
(17х+2):3=12
100 : z =25,
90 : х - 2 =28,
3 х – 29 =100,
Контроль прохождения гонок:
1 гоночные 8-3-5-9-10-2-7-6-1-4
2- скоростные 8-3-5-9-10-2-7
3, 4- обычные 8-3-5-9-10
Подведение итогов (таблица – табло)
( По количеству набранных баллов, определяются победители. Выставляются оценки. )
- Сегодня, вы, проверили свою готовность к контрольной работе. И теперь с уверенностью можете расставить плюсы и минусы в тетради самоконтроля по этой теме. Не оставьте без внимания ваши « минусы».
Домашнее задание: № 556 (а), №554 из учебника
-Спасибо за урок, ребята!