СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по русскому языку "Имя существительное"4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по русскому языку "Имя существительное"4 класс»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Имя существительное»


Вид урока: Урок с использованием информационных компьютерных технологий. Урок-игра «Путешествие по лесным тропинкам».


Тип урока: Урок обобщения материала.


Цели урока: 1. Обучающая: Обобщить знания детей по теме «Имя существительное»;

учить применять знания о природе в разных ситуациях. 2. Развивающая: Развивать логическое мышление, память, внимание, речь; развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения. 3. Воспитательная: Воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе; создать дружескую атмосферу на уроке; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.


Ход урока

Слайды

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь, тихонько, спинки прямые, глазки смотрят на меня. Начинается урок русского языка.

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихонько сидим.

- Сегодня у нас необычный урок в форме игры. И связан немного как и прошлый открытый урок математики с охраной природы. А почему я связываю уроки с природой? Я разделила вас на 3 группы, а это значит, как вы будете работать на уроке? (сообща со своей группой, т.е. при выполнении какого либо задания обязательно будете советоваться между собой).

- Ребята вас ждут очень интересные и познавательные задания. Поэтому настройтесь на работу, будьте внимательны, чтобы в конце урока получить хорошую оценку. Так как сегодня урок-игра, то чистописание и словарная работа подождут следующего урока.


2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.


- Но сначала перед работой что нам необходимо определить? (тему и вопросы, на которые нам нужно ответить, т.е. определить цель урока). Итак, посмотрите на доску. Кого вы видите? (волшебника, пса, кота). Что вы видите? (дерево, солнце, облака). Что вы сейчас озвучили? (Слова). На какие вопросы отвечают? К какой части речи относятся все эти слова? (Имя существительное). Попробуйте сами определить тему нашего урока? (Имя существительное).

- Вспомним, что такое имя существительное? (Часть речи, обозначающая предмет и отвечает на вопросы кто? что?). Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке .

- На протяжении нескольких уроков мы знакомились с именем существительным , а сегодня наша задача, обобщить полученные знания. Но что именно нам нужно повторить об имени сущ.? Ответы детей. Теперь обобщим, что относится к постоянным признакам сущ? (род, склонение). Почему они постоянные? Назовите непостоянные признаки? (падеж, число) Почему они непостоянные?

-Итак, прочитаем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить?

- Наш девиз сегодня: Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Сегодня вы будете применять все свои знания для выполнения зад.

- Итак, в путь. Совершим путешествие по лесным тропинкам.

- Почему так темно? Это фея леса. Послушайте, она что-то хочет вам сказать

-По этой тропинке скорее иди,

Всем существам ты помоги.

За помощь твою ты буквы получишь,

Людей всей Земли жить в мире научишь.


  1. Игра «Определи род»

- Вспомним, какие сущ. относятся к ж.р., какие к м.р., и ср. р. (по группам отвечают – она моя, он мой, оно мое). Какой это признак? (Постоянный)

Я диктую вам слова, а вам нужно определить их род. 1 группа записывает слова ж.р., 2 группа – м.р., 3 группа – ср. р. Потом проверим.

Природа, лес, солнце, дерево, трава, кустарник, ягоды, животное, шимпанзе, птица, кофе, охрана, метро, заповедник, тюль

Природа лес солнце

цапля кустарник дерево

Птица животное

Земля шимпанзе метро

Заповедник

Тюль


  1. Игра «Четвёртое лишнее»

- Задание от пенька-трухлявика. Попробуйте сами догадаться по какому признаку одно слово лищнее. (Нужно найти в каждом столбике слово другого склонения.)

- Сколько склонений в русском языке? Вспомним, какие сущ. относятся к 1 скл., какие ко 2 скл., какие к 3 скл.? (отвечают по группам). Склонение постоянный или непостоянный признак? (Постоянный)

Медведь, олень, рысь, лось. (Рысь – 3 скл, все остальные – 2-го)

Болото, холм, логово, зарево. (Холм – 2скл м.р, все остальные с.р.)

Куница, белка, лисица, мышь. (Мышь – 3скл, все остальные 1-го скл.)

Клюква, дерево, воздух, кофе. (Клюква – 1 скл, все остальные 2-го скл.)

- Почему слово кофе не можем отнести ко 2 скл? (не имеет окончания)

- Как называются сущ., которые не изменяют свою форму во всех падежах? (несклоняемые). Приведите примеры.(пальто, кино, метро, радио)

- От пенька получили букву «к» .

Физминутка


  1. Игра с сигнальными карточками


- Следующий вопрос нашего урока. Что называется склонением? (Изменение существительного по падежам при помощи вопросов) Какая часть слова изменяется при склонении? Сколько падежей в русском языке? Назовите их вместе с вопросами. Как же определить падеж у имени сущ.? (найти слово, к которому относится сущ. и поставить от него вопрос, по которому определить падеж) . Какой признак? (Непостоянный)

- Я читаю словосочетание, вы определяете падеж в каждой группе, советуетесь и поднимаете соответствующую карточку с названием падежа. (Ученики объясняют)

Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран , горжусь Родиной, мечтаю о походе, любовался природой.

- Как отличить И. от В. падежа, ведь у них одинаковый вопрос Что? (Если сущ. является главным членом, значит стоит в И. п)


  • 4. Игра. Набери корзину грибов.

- Теперь вспомним падежные окончания имен сущ.? Что надо определить, чтобы правильно написать безударное окончание? (Падеж и склонение)

- В каких падежах пишется окончание И? (в Р.Д.П.3-его скл. и в Р.п.1 скл). В остальных случаях пишется Е.(Д, П, 1, 2скл)

-Ёжик и белочка предлагает вам помочь им набрать грибов. Белочка собирает грибы с окончанием «е», а ёжик с окончанием «и». Докажите правильность написания окончания существительных.

(на опёнке, в мухоморе, без лисички, о подберёзовике, у сыроежки, без чернушки, на рыжике, о маховике, к волнушке, о маслёнке)

От белочки и ёжика получили букву «о».


Зарядка для глаз


  1. Игра «Поединок»

- Какой непостоянный признак осталось повторить? (Число) Какие формы числа вы знаете? Как отличить сущ. в ед. ч от сущ. во мн. ч?

- Есть ли в русском языке сущ, не имеющие мн. ч.? Приведите примеры (молоко, мясо, горе, счастье, солнце)

- Есть ли сущ., не имеющие ед. числа? (Каникулы, брюки, ножницы, ворота)

- Различаются ли сущ., во мн. числе по склонениям? (Нет)

Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе. Затем второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.

Материал для игры:

1) гнездо-гнезда 2. цыплята-цыпленок

День-дни бочонки-бочонок

Кот-коты сны-сон

Мышонок-мышата звенья-звено

Лень-нет мн. ч. Ножницы-нет ед.ч

- Сущ. во мн. ч имеют какие окончания? (а, я и, ы) –

Фея птиц и зверей дала нам букву «г»


  • 6. Игра Поймай своё слово.


-Вспомним, на конце каких сущ. мы пишем ь знак после шипящих? (ж. р. в ед. ч.)

- Сейчас немного снимем напряжение и в тоже время закрепим это правило. Я буду вам называть существительные. Если мягкий знак нужен, хлопаем в ладоши, если мягкий знак не нужен в слове – встаем


(Стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, рожь, ткач, чиж, мышь.

- От черники и земляники получили букву «л».


  • 7. Игра Найди слово по его частям и разбери как часть речи.

-Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк».

ПЕРЕЛЕСОК (небольшой лес, отдаленный от других лесов поляной, лужайкой)

-Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц». ПОДОРОЖНИК

- Фея насекомых подарила нам букву «э»

8. Тесты

9. Обобщение знаний по схеме

Составление слова из полученных букв.

-Что же нам делать с этими буквами? (Составить слово)

-Кто такой эколог? (Эколог – человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.

-Сможет ли одни экологи сохранить нашу планету от загрязнения? (Нет, все люди планеты должны заботиться о том, чтобы не навредить Земле)

-Поэтому, приходя в лес, думайте, что вас окружает живая природа, которая ищет у вас защиты.

- Наше путешествие в лес подошло к концу. Мы возвращаемся домой

Подведение итогов.

- Над какой частью речи мы работали на уроке ?

- Какое значение имеют имена существительные в речи человека? Человек с рождения смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает.

Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

- Зачем надо изучать признаки существительного ? ( Чтобы грамотно писать.

Рефлексия.

- Кому сегодняшний урок понравился?

- Кто не испытывал трудностей? Кому было сложно? В каком задании испытывал наибольшее затруднение?

4. Домашнее задание.

Выписать из словаря три слова разного рода и просклонять














Слайд










Слайд





Слайд










Слайд

Слайд






Слайды














Слайд
































Слайд








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!