СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Путешествие в страну "Морфологию"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по теме "Морфология" ставит цель систематизировать и обобщить знания, полученные  при изучении данного раздела. Учащиеся получат возможность активизировать знания и умения в ходе выполнения практических упражнений, научатся принимать решения, опираясь на полученный опыт и имеющиеся знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Путешествие в страну "Морфологию"»

Урок-игра на тему:

«Путешествие в страну Морфология» (6 класс)


Цель урока:

  • развивать интерес к изучению родного русского языка;

  • сформировать представление о языковой системе;

  • систематизировать и обобщить знания, полученные на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология»;

Задачи:

Образовательные:

    • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Морфология»;

    • активизировать и закрепить знания, полученные в ходе изучения темы;

    • акцентировать внимание учащихся на связи морфологии с другими разделами науки о языке;

Развивающие:

    • развивать практические навыки и умения при выполнении упражнений;

    • развивать логическое, творческое мышление, познавательный интерес к предмету

    • развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

    • формировать исследовательскую компетенцию;

    • развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Воспитательные:

    • воспитывать культуру общения, коммуникабельность; эстетическое восприятие окружающего;

    • создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Методические:

    • совершенствовать методику проведения уроков нетрадиционной формы;

    • активизировать интерес к урокам русского языка;

    • помочь учащимся раскрыть свои творческие возможности;

    • продемонстрировать возможности использования на занятии продуктивных методов и приемов обучения (работа в группах, адресный опрос, проблемные ситуации).

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Ход урока

I.Организационный момент

Ребята занимают свои места (групповая рассадка), готовят заранее приготовленные морфологические карточки;



II.Введение в урок.


На свете много разных стран,

Где побывать хотел бы каждый капитан.

В одну из них сегодня попадём

И много знаний мы приобретём!

Дорогие ребята! Сегодня нам с вами предстоит отправиться в интересное путешествие. Наш путь будет лежать в страну Морфология. Но это будет не сухопутное путешествие, а морское. В морские путешествия отправляются на кораблях капитаны с их командами. Поэтому для начала Вы должны дать имя своему кораблю. Для этого вам нужно отгадать ребус (см.приложение):

1 команда:

2 команда:

3 команда:

Замечательно! Но ведь для любого путешествия необходима карта. Я прошу вас обменяться картами, которые вы подготовили к уроку.

Итак, слушаем правила игры.


Правила игры

Игра проводится среди 3-х команд. Каждая команда состоит из восьми человек. К игре команды готовят карточки (20 вопросов из любого изученного ранее раздела языка, 1 карточка – 1 вопрос). Во время игры командам задаётся ряд вопросов, начисляются очки по количеству правильных ответов.


III. Основная часть.


Отправляемся в путешествие!



1 игра «Поднять паруса!»

Перед началом игры капитан сообщает название корабля и представляет участников.

Ребята, путь в страну Морфологию лежит через другие страны-разделы языка. Вспомните, как они называются (морфемика, фонетика, синтаксис, лексика и т.д.).

Ребята, чтобы наши корабли отошли от пристани, надо поднять паруса! Скорость поднятия паруса равно скорости ваших ответов на вопросы! Кто быстрее сможет ответить на вопросы, тот и поплывет раньше всех!

Вопросы составлены учителем таким образом, чтобы на первом этапе активизировать знания учащихся. Учитель поднимает по очереди карточки с вопросами других команд и задаёт их. Вопросы задаются в течение минуты. За каждый правильный ответ команда корабля получает 2 балла.




Вопросы:

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (фонетика)

2. Часть слова, графически обозначаемая дугой. (Корень)

3. Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)

4. Сколько самостоятельных частей речи? (6)

5. Определите разряд местоимения себя. (возвратное)

6. Какой член предложения отвечает на вопросы Как? Куда? Когда? (нареч.)

7. К какому спряжению относятся глаголы хотеть, бежать? (разноспряг.)

8. Что такое спряжение глагола? (изменение по лицам и числам)

9. Сколько согласных звуков в слове бульон? (4 [б, л’, й’,н])

10. Каким стилем пишут учебники? (научным)

11. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

12. Как называется предложения, в котором содержится приказ или совет? (побудительное)

13. Как называются слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы)

14. Раздел науки о языке, изучающий способы образования слов? (словообразование)

15. Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (дополнение)

16. Часть слова, графически обозначаемая квадратом. (окончание)

17. Сколько существует второстепенных членов предложения? (3)

18. Какое имя существительное зовётся собственным? (имя, названия и т.д.)

19. К какому склонению относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на Ь? (к 3 скл)

20. Сколько служебных частей речи в русском языке? (3)

21. Какой стиль речи используется в быту. (разговорный)

22. Как называются слова, имеющие несколько лексических знаний? (многознач.)

23. Какая часть речи отвечает на вопросы какой? Чей? (прилагательное)

24. Как называется предложение, в котором о чем – то сообщается? (пов.)

25. Как называется предложение, в котором помимо главных членов есть второстепенные члены предложения? (распространенное)

26. Назовите 3 личных местоимения. (Я, ты, мы)

27. Раздел науки о языке, изучающий части речи. (морфология)

28. Сколько звуков в слове рация? (6)

29. Как называются слова, обозначающие специальные научные понятия? (термином)

30. Каким стилем написаны журнальные и статьи? (публицистический)

31. Сколько гласных звуков существует? (6)

32. Сколько гласних звуков в слове интервью? (3)


Итог: подсчитываются очки. Фиксируются в таблице результатов.



Игра 2. «Полный вперёд!»

Ребята, мы вспомнили, какие разделы науки о языке существуют. Морфология тесно связана с другими разделами о языке. В чем заключается их связь?

Команды сдают подготовленные карточки учителю. Карточки образуют 3 колоды карт в зависимости от уровня сложности («3» - 3 балла, «4» - 4 балла, «5» - 5 баллов)

Каждая команда по очереди вытягивает из колоды карточки с вопросами. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ даётся столько баллов, сколько написано на карточке.



Задания уровня «3»

1)Назовите 10 несклоняемых существительных (кино, такси, пальто, какао, пони, жюри, какаду, эскимо, шоссе, метро)

2)Назовите 5 однокоренных слов к слову «земля» (землеройка, земельный, землекоп, земледелие, земляк)

3) Определите склонение записанных существительных (море-2, дочери – 3, пар -2, земля – 1, дедушкой -1, мышке – 1, ночью -3, облаков – 2, леса -2, ржи-3)

Задания уровня «4»

  1. Назовите 10 заимствованных слов, относящихся к спортивной лексике. (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, теннис, бокс, регби, нокаут, старт)

  2. Назовите разносклоняемые имена существительные (их 11: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь)

  3. Назовите 10 глаголов I спряжения (знать, читать, мешать, петь, пить, мыть, улыбаться, обнимать, дуть, стричь)

Задания уровня «5»

1) Назовите 5 фразеологизмов, где были бы упомянуты животные или насекомые.

2) Назовите 10 терминов, относящихся к науке о языке. (фонетика, лексикология, орфоэпия, наречие, антонимы, синонимы, подлежащее, обстоятельство, архаизм, синтаксис)

3) Приведите 5 примеров омонимов, прокомментируйте свой выбор. (ключ, замок, рот(род), лук(лук), коса)


Итог: подсчитываются очки, записываются в таблицу результатов.







Игра 3. «Морской бой!»


Каждая команда по очереди задаёт по два вопроса соперникам. Отвечать нужно «да» или «нет». За правильный ответ корабли остаются нетронутыми, при неверном ответе повреждается один корабль. Сколько кораблей останется на плаву – столько очков заработает команда.





1 команда





































2 команда





































3 команда





































Вопросы:

  1. Слова алый красный синонимы? +

  2. Слово тюль женского рода? –

  3. Существительное детвора не имеет множественного числа? +

  4. Красно-синий пишется через дефис? +

  5. Волком выть – фразеологизм? +

  6. Ключевая (вода) – ключница – однокоренные слова? –

  7. Слово тройка – числительное? –

  8. Верна ли форма «нет семиста рублей?» -

  9. Шимпанзе – среднего рода? –

10)Наречие обозначает признак действия? +

11) Глагол стелить относится ко II спряжению? –

12) Глагол «верить» переходный? –

13) «маму» - родительный падеж? –

14) И, когда, но, за, где, об – всё перечисленное союзы? –

15) Существительное пальто не склоняется? +

16) В предложении наречие является обстоятельством? +

17) Перед, около, возле – предлоги? +

18) Глагол «мириться» возвратный? +

Итог: подсчёт очков.






Игра 4. На абордаж!»

Ребята, все ли знают, что такое абордаж? Это старинный способ морского сражения, когда корабли подходят вплотную друг к другу для сцепления и рукопашного боя. Но у нас с вами будет интеллектуальное сражение!

Вам предлагается текст, в котором допущены ошибки. Предлагаю Вам исправить их! Каждая исправленная ошибка – шаг вперёд!

Мальчишки и девчёнки собераются на ступеньках школы. В руках уних букетеки с полевыми цветами калакольчиками, рамашками, гваздиками. Рибята сабирали их раним утром на поляне за блежайшим лесом.

Школьники возлогают цветы к падножию манумента, который поставлен в память о подвиге разведчиков в годы великой отечественой войны. Имена гироев, погибших в не равном бою с не приятелем, выбиты на гронитной плите.

Витераны пришли к паметнику под знамянем своего полка. Лучики сонца гарят на их арденах и медалях а в глазах притаились слизинки. Витераны вспаминают своево камандира и боевых друзей, которые не дожили до этого дня. В школьный музей они передоют памятный значёк своего полка.

Гордасть и восхищение перепалняют серца всех присутствующих.



IV. Подведение итогов.

Ребята, вы успешно справились с заданиями!

Объявляем победителя!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!