СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»»

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

«Я тогда была с моим народом…»

Цель урока: показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве А.А.Ахматовой.

Планируемые результаты:

  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.

  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.

  3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор, поэма А.Ахматовой «Реквием», толковые словари, В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть)



Этапы урока

1. Организационный момент

Цель этапа:

Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.

Слайд 1

Учитель: Анна Ахматова – удивительный поэт, с ее именем связаны трагические события русской истории. Судьба не была к ней благосклонна, несчастья следовали по пятам. Но великое мужество души позволило ей остаться несгибаемой под бурями клеветы и предательства, обиды и несправедливости.

Годы сталинских репрессий - страшные страницы в советской истории. Сколько нечеловеческих страданий испытали люди! Многих духовно искалечили, сломали, истребили. В те годы, когда на долю страны выпали чудовищные испытания, когда каждый чувствовал лишь страх и безмерное страдание, боль разлук, лирика А.А. Ахматовой становилась голосом России. Твердость и сила духа помогли поэту возвыситься над личным горем и поведать о трагической судьбе родины.

Итак, продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня мы знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Записываем тему урока ««Я тогда была с моим народом…»

Горестные события 30-ых – 40-ых годов XX века нашли воплощение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Чтение этого произведения оставляет неизгладимое впечатление, дает урок мужества и духовной стойкости.

Учитель:

- Давайте обратимся к названию произведения. Что обозначает слово «Реквием»? Работаем с толковым словарём, выпишите это понятие.

Слайд 2

Учитель: попробуем сформулировать цель урока

Деятельность учащихся

Формулировка цели урока на основе объявленной темы.

Возможные ответы учащихся

Я думаю, так как поэма называется «Реквием», в теме обозначено понятие «предназначение поэмы», необходимо на примере художественного текста показать значимость нравственных ориентиров (законов) для человека в трагические годы «ежовщины» и в современное время.

Учитель:

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени. Давайте послушаем историческую справку.

Слайд 3

Историческая справка (уч-ся).

К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек.

Учитель:

- Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы- время, когда нарком внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД прозвали «ежовщиной».

Учитель: разберемся в значении слов, которые связаны с данным периодом истории

Тоталитаризм ( от лат. totaliter - целиком, во всем объеме)- это государственный режим, основанный на полном контроле над всеми сферами общества, характеризующийся на запрещении демократических прав, ликвидацией свободы, репрессиями против инакомыслящих.

Инакомы́слие — суждение в области морали или общественной жизни, отличающееся от принятого в обществе или коллективе; а также открытое отстаивание данного суждения. Люди, выражающие подобного рода мнения, называются инакомыслящими. В тоталитарных государствах и общественных структурах инакомыслие преследуется. Меры наказания варьируются от самых жестоких (убийство, смертная казнь, сожжение на костре, пытки) до относительно мягких: общественного порицания, административных наказаний.

Репрессия ( от лат. repressio - подавление) - это карательная мера, наказание.

Учитель:

  • Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой ?

  • Слайд 4

Литературовед (уч-ся)

 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

  • Слайд 4

Анализ поэмы "Реквием"

Учитель:

История создания и публикаций поэмы непроста.  «Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой.

Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.


- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. (слайд 7)

А.И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына: поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?

Поэма начинается с предисловия

Учитель:

- Сейчас, ребята, вы услышите голос самой поэтессы.

Слайд 5

- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? 


(Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)



Следующая глава называется «Посвящение».

- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль?

С помощью этого художественного средства автор показывает, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Ветер свежий, закат- всё это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые ныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой.

Сравнения

Подчёркивают глубину горя, меру страданий.


Эпитеты

Создают образ страны- тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, - безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение.

«Каторжные норы» усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.

Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится л.г. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным(«не течёт великая река». «Каторжные норы» усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего.

Чувствуют близкие всё: «крепкие тюремные затворы» и смертельную тоску осуждённых.



- Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет в кавычки? Из какого произведения цитата? С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске». Присутствие здесь пушкинской строки (слайд 13) из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)


Читаем «Вступление». 


- Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование.

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…».

 Читаем первую главу.


- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе. Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего. «Шла как на выносе» - это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча - все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)

- От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) 

Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.

Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

- Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»?


«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы



Обратимся к 3 главе.


- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания лирического героя такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)



Прочитаем 4 главу.  (слайд 25)


- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Лирический герой пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.



Читаем 5 - 6 главы. (слайд 26)


- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Героиня находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)



Читаем седьмую главу. (слайд 27)


Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе?

7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чём умалчивает героиня? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование - плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.


Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава. (слайд 28)


- В каком виде героиня готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие.


Читаем 9 главу. (слайд 29)

Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину. Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает героиня поэмы.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.)

Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие».

Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)



Эпилог. Ученик читает наизусть.

Учитель :  А теперь обратимся к произведению «Реквием» и прослушаем фрагмент одноимённого музыкального произведения Моцарта. Что их объединяет? Какие ассоциации возникли у вас?




- Какая тема звучит во второй части эпилога?

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.


Приложение


Несколько лет назад в Петербурге напротив печально известной тюрьмы «Кресты» появился памятник Анне Ахматовой. Место его она указала сама: «Там, где стояла я триста часов и где для меня н открыли засов». Тем самым наконец-то воплощено в жизнь поэтическое завещание: «Если когда- нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне…» Трёхметровая скульптура стоит на постаменте из тёмно-красного гранита. Застывшая в бронзе, Ахматова смотрит на «Кресты», где был заключён её сын Лев Гумилёв, с противоположного берега Невы. Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание выражено в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы.

Выводы

- В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.


Вернемся к проблемному вопросу.

- Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».



Домашнее задание . Напишите мини-сочинение «Образ  матери   в поэме А. Ахматовой «Реквием»»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!