СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - исследование химии в 9 кл. " Аммиак"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала построен на исследовательской работе учащихся, с использованием элементов проблемной технологии. Он дает возможность изучить физические и химические свойства аммиака, способы его получения.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование химии в 9 кл. " Аммиак"»







УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

«АММИАК»





ПРОВЕЛА:

Учитель химии

ГОУ ЛНР « Артемовская специализированная школа №8»

Королева Светлана Михайловна







Тема урока: Аммиак

Класс: 9

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Обучающие: выяснить физические свойства аммиака, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека, научить учащихся получать аммиак в лабораторных условиях, объяснять его свойства,

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету , умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами, продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;

Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде,

Планируемые результаты урока:

Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных

Метапредметные:

Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом;

Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию;

Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Используемые технологии: технологии проблемного обучения

Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа, , составление опорного конспекта, лабораторная работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок!

2.Актуализация опорных знаний



3. Мотивация учебной деятельности

- Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.

 Итак, начинаем знакомиться с веществом: эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Позже обнаружили, что пострадали люди, пострадали металлические части корабля.

В химическую колбу, в которой находится немного раствора аммиака приливаем HCIконц..

- Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол?

А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

Алхимики всегда с изумлением и мистическим ужасом наблюдали образование белого дыма при смешении этих двух газов. Они считали, что в воздухе встречаются два «духа», сражение которых заканчивается пролитием их «крови» – образованием дыма и белого налета на окружающих предметах.

Сейчас же это вещество , а точнее его раствор используют в лечебных целях- при обмороках.

О чем идет речь? Правильно об растворе аммиака, « нашатырном спирте» Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали «аммониаком», а потом сократили название до «аммиак».

Итак, наша задача- изучить свойство этого вещества и его строение

  1. Изучение нового материала

Аммиак NH3 – это самое важное из водородных соединений азота. В чистом виде аммиак впервые был собран в конце XVIII в. англичанином Дж. Пристли. Однако несмотря на то, что ученый смог описать свойства аммиака, ему не удалось определить состав соединения из-за несовершенства существовавших в то время экспериментальных методик. Заслуга в этом принадлежит К. Л. Бертолле. Он разложил аммиак действием электрической искры и получил точные данные о его количественном составе

Объяснение нового материала.

  1. Физические свойства аммиака: NH3↑, Ц , запах (резкий, удушливый), tкип.= -33,4 ◦С, tпл. = -77,8 ◦С, ЯДОВИТ.

    1. Строение молекулы аммиака.

Молекула аммиака NH3 имеет пирамидальное строение. Атом азота N находится в центре незавершенного тетраэдра с тремя атомами водорода Н в вершинах, а к четвертой вершине обращено электронное облако с парой электронов, не участвующих в образовании химических связей.

В подходящих условиях эта «неподеленная» пара электронов может служить для присоединения катиона водорода в реакциях аммиака с кислотами, либо для взаимодействия с водой

Аммиак очень хорошо растворим в воде: 1 объем воды растворяет при комнатной температуре около 700 объемом аммиака. И этот процесс – не простое растворение. Аммиак с водой объединяется в слабое основание гидрат аммиака NH3 ● H2O. Это происходит за счет того, что между атомом азота, обладающим неподеленной электронной парой, и атомами водорода молекулы воды возникает так называемая водородная связь.

Водные растворы аммиака – вещь в хозяйстве очень нужная: с их помощью отмывают и отстирывают застарелую грязь, выводят жирные пятна на стекле и фарфоре, приводят в порядок золотые и серебряные ювелирные изделия, а иногда добавляют в жидкость для мытья оконных стекол.

Нашатырный спирт, который продается в аптеках, - это 5-10%-ный раствор аммиака в воде. В технике используется и более крепкий раствор аммиака (его максимальная концентрация составляет 25%). Такой раствор называется аммиачной водой.

Вопрос для обсуждения:

В чем заключается физиологическое действие аммиака?

Сообщение учащегося

По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями. Кроме того, сжиженный аммиак при испарении поглощает тепло, и при соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени. Запах аммиака ощущается при концентрации 37 мг/м³.

В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно — при укусах насекомых, для обработки рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).

Применяют для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5-1 с).

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. При укусах насекомых — в виде примочек. В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.

Гидрат аммиака NH3 ● H2O в водном растворе, как и полагается слабому основанию, частично диссоциирует с образованием катионов аммония и гидроксид – ионов:

NH3 + H2O ↔ NH3 ● H2O ↔ NH4+ + OH-

В результате среда становится щелочной. Это будет заметно по малиновой окраски индикатора фенолфталеина в растворе нашатырного спирта.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

В химическом отношении аммиак довольно активен; он вступает во взаимодействие со многими веществами. В аммиаке азот имеет самую низку степень окисления (-3). Поэтому аммиак обладает только восстановительными свойствами.



  1. С кислотами соли



  1. С водой основание



Добрый старый аммиак,

Он богач, и он добряк,

Богат неподеленными своими электронами,

Но только, вот беда, ему

В растворе скучно одному.

Он погулять готов всегда:

Там кислота, а тут вода…

Потом, обобранный до нитки,

Он плачет: «Где мои пожитки?

Какое это беззаконие:

Стал катионом я аммония!».

Составляются уравнения реакций по схемам

NH3 + H3PO4 → …

NH3 + H2SO4 → …

NH3 + H2O → …

Все аммонийные соли при нагревании разлагаются либо с выделением аммиака, либо с выделением продуктов его окисления (если кислота – окислитель). Например:

(NH4)2CO3 → 2NH3 + CO2 + H2O

(NH4)2SO4 → NH3 + NH4H SO4

NH4CI → NH3 +HCI

NH4NO3 → N2O + 2H2O

NH4NO2 → N2 + 2H2O [6]



  1. Аммиак азот + водород

t◦

2NH3 ↔ N2 + 3H2

(без kat) азот + вода



  1. Аммиак + кислород

(kat) оксид азота (II) + вода

Если пропускать ток NH3 по трубке вставленной в другую широкую трубку, по которой проходит кислород, то аммиак можно легко зажечь; он горит бледным зеленоватым пламенем. При горении аммиака образуется вода и свободный азот.

4NH3 +3O2 → 2N2 + 6H2O

  1. Закрепление ЗУН

ПРАКТИЧСКАЯ РАБОТА №5. Получение аммиака и изучение его свойств

Инструкция в учебнике

В лаборатории аммиак обычно получают, нагревая хлорид аммония NH4CI с гашеной известью Са(ОН)2. Реакция выражается уравнением



2 NH4CI + Ca(OH)2 → CaCI2 + 2H2O + 2 NH3

Поскольку этот газ легче воздуха (масса 1 л аммиака при нормальных условиях равна 0,77 г), то его можно собрать в перевернутые вверх дном сосуды.

Эта реакция подтверждает, что нельзя одновременно известковать почву и вносить азотные удобрения, так как азот удобрения улетучиваются в виде аммиака.

Изучение свойств аммиака. Растворение аммиака в воде:

Осторожно снимите пробирку с аммиаком. Не переворачивая ее, закройте отверстие большим пальцем. Затем погрузите пробирку в посуду с водой и только потом уберите палец. Держите пробирку, покачивая в воде до тех пор, пока пробирка на 1/4 заполнится водой. После чего опять под водой закройте пальцем отверстие пробирки и выньте ее из воды. В полученный раствор аммиака добавьте несколько капель фенолфталеина.

З а д а н и я. 1. Как изменилась окраска индикаторов? На какую среду нам указывает эта окраска? 2. Опишите физические свойства аммиака (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде). 3. Составьте уравнение реакции получения аммиака из NH4Cl и Са(ОН)2.

Взаимодействие аммиака с кислотами: Смочите одну полоску бумаги в соляной кислоте HCl, а другую – в растворе аммиака NH4OH. Соедините эти две полоски бумаги вместе.

З а д а н и е. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции взаимодействия NH3 с HCl. Назовите продукт реакции.

Качественная реакция на аммиак. Цель: научиться распознавать аммиак химическим путем.

К раствору аммиака в воде прилить несколько капель медного купороса (сульфат меди (II).

Появляется васильковое окрашивание. Сделай вывод о чуткости реакции.

Вывод

1.Легче или тяжелее аммиак воздуха

2.Растворяется ли он в воде?

3. Как вы думаете, почему аммиак имеет такой едкий запах?

6 Домашнее задание : читать параграф, осуществить превращение

Сообщение «Применение аммиака и его солей в народном хозяйстве».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!