УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
«АММИАК»


ПРОВЕЛА:
Учитель химии
ГОУ ЛНР « Артемовская специализированная школа №8»
Королева Светлана Михайловна
Тема урока: Аммиак
Класс: 9
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Обучающие: выяснить физические свойства аммиака, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека, научить учащихся получать аммиак в лабораторных условиях, объяснять его свойства,
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету , умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами, продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;
Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде,
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом;
Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию;
Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности
Используемые технологии: технологии проблемного обучения
Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа, , составление опорного конспекта, лабораторная работа.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок!
2.Актуализация опорных знаний
3. Мотивация учебной деятельности
- Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.
Итак, начинаем знакомиться с веществом: эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Позже обнаружили, что пострадали люди, пострадали металлические части корабля.
В химическую колбу, в которой находится немного раствора аммиака приливаем HCIконц..
- Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол?
А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!
Алхимики всегда с изумлением и мистическим ужасом наблюдали образование белого дыма при смешении этих двух газов. Они считали, что в воздухе встречаются два «духа», сражение которых заканчивается пролитием их «крови» – образованием дыма и белого налета на окружающих предметах.
Сейчас же это вещество , а точнее его раствор используют в лечебных целях- при обмороках.
О чем идет речь? Правильно об растворе аммиака, « нашатырном спирте» Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали «аммониаком», а потом сократили название до «аммиак».
Итак, наша задача- изучить свойство этого вещества и его строение
Изучение нового материала
Аммиак NH3 – это самое важное из водородных соединений азота. В чистом виде аммиак впервые был собран в конце XVIII в. англичанином Дж. Пристли. Однако несмотря на то, что ученый смог описать свойства аммиака, ему не удалось определить состав соединения из-за несовершенства существовавших в то время экспериментальных методик. Заслуга в этом принадлежит К. Л. Бертолле. Он разложил аммиак действием электрической искры и получил точные данные о его количественном составе
Объяснение нового материала.
Физические свойства аммиака: NH3↑, Ц , запах (резкий, удушливый), tкип.= -33,4 ◦С, tпл. = -77,8 ◦С, ЯДОВИТ.
Строение молекулы аммиака.
Молекула аммиака NH3 имеет пирамидальное строение. Атом азота N находится в центре незавершенного тетраэдра с тремя атомами водорода Н в вершинах, а к четвертой вершине обращено электронное облако с парой электронов, не участвующих в образовании химических связей.
В подходящих условиях эта «неподеленная» пара электронов может служить для присоединения катиона водорода в реакциях аммиака с кислотами, либо для взаимодействия с водой
Аммиак очень хорошо растворим в воде: 1 объем воды растворяет при комнатной температуре около 700 объемом аммиака. И этот процесс – не простое растворение. Аммиак с водой объединяется в слабое основание гидрат аммиака NH3 ● H2O. Это происходит за счет того, что между атомом азота, обладающим неподеленной электронной парой, и атомами водорода молекулы воды возникает так называемая водородная связь.
Водные растворы аммиака – вещь в хозяйстве очень нужная: с их помощью отмывают и отстирывают застарелую грязь, выводят жирные пятна на стекле и фарфоре, приводят в порядок золотые и серебряные ювелирные изделия, а иногда добавляют в жидкость для мытья оконных стекол.
Нашатырный спирт, который продается в аптеках, - это 5-10%-ный раствор аммиака в воде. В технике используется и более крепкий раствор аммиака (его максимальная концентрация составляет 25%). Такой раствор называется аммиачной водой.
Вопрос для обсуждения:
В чем заключается физиологическое действие аммиака?
Сообщение учащегося
По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.
Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями. Кроме того, сжиженный аммиак при испарении поглощает тепло, и при соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени. Запах аммиака ощущается при концентрации 37 мг/м³.
В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно — при укусах насекомых, для обработки рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).
Применяют для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5-1 с).
Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. При укусах насекомых — в виде примочек. В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.
Гидрат аммиака NH3 ● H2O в водном растворе, как и полагается слабому основанию, частично диссоциирует с образованием катионов аммония и гидроксид – ионов:
NH3 + H2O ↔ NH3 ● H2O ↔ NH4+ + OH-
В результате среда становится щелочной. Это будет заметно по малиновой окраски индикатора фенолфталеина в растворе нашатырного спирта.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
В химическом отношении аммиак довольно активен; он вступает во взаимодействие со многими веществами. В аммиаке азот имеет самую низку степень окисления (-3). Поэтому аммиак обладает только восстановительными свойствами.

С кислотами соли

С водой основание
Добрый старый аммиак,
Он богач, и он добряк,
Богат неподеленными своими электронами,
Но только, вот беда, ему
В растворе скучно одному.
Он погулять готов всегда:
Там кислота, а тут вода…
Потом, обобранный до нитки,
Он плачет: «Где мои пожитки?
Какое это беззаконие:
Стал катионом я аммония!».
Составляются уравнения реакций по схемам
NH3 + H3PO4 → …
NH3 + H2SO4 → …
NH3 + H2O → …
Все аммонийные соли при нагревании разлагаются либо с выделением аммиака, либо с выделением продуктов его окисления (если кислота – окислитель). Например:
(NH4)2CO3 → 2NH3 + CO2 + H2O
(NH4)2SO4 → NH3 + NH4H SO4
NH4CI → NH3 +HCI
NH4NO3 → N2O + 2H2O
NH4NO2 → N2 + 2H2O [6]
Аммиак азот + водород
t◦
2NH3 ↔ N2 + 3H2
(без kat) азот + вода

Аммиак + кислород
(kat) оксид азота (II) + вода
Если пропускать ток NH3 по трубке вставленной в другую широкую трубку, по которой проходит кислород, то аммиак можно легко зажечь; он горит бледным зеленоватым пламенем. При горении аммиака образуется вода и свободный азот.
4NH3 +3O2 → 2N2 + 6H2O
Закрепление ЗУН
ПРАКТИЧСКАЯ РАБОТА №5. Получение аммиака и изучение его свойств
Инструкция в учебнике
В лаборатории аммиак обычно получают, нагревая хлорид аммония NH4CI с гашеной известью Са(ОН)2. Реакция выражается уравнением
2 NH4CI + Ca(OH)2 → CaCI2 + 2H2O + 2 NH3↑
Поскольку этот газ легче воздуха (масса 1 л аммиака при нормальных условиях равна 0,77 г), то его можно собрать в перевернутые вверх дном сосуды.
Эта реакция подтверждает, что нельзя одновременно известковать почву и вносить азотные удобрения, так как азот удобрения улетучиваются в виде аммиака.
Изучение свойств аммиака. Растворение аммиака в воде:
Осторожно снимите пробирку с аммиаком. Не переворачивая ее, закройте отверстие большим пальцем. Затем погрузите пробирку в посуду с водой и только потом уберите палец. Держите пробирку, покачивая в воде до тех пор, пока пробирка на 1/4 заполнится водой. После чего опять под водой закройте пальцем отверстие пробирки и выньте ее из воды. В полученный раствор аммиака добавьте несколько капель фенолфталеина.
З а д а н и я. 1. Как изменилась окраска индикаторов? На какую среду нам указывает эта окраска? 2. Опишите физические свойства аммиака (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде). 3. Составьте уравнение реакции получения аммиака из NH4Cl и Са(ОН)2.
Взаимодействие аммиака с кислотами: Смочите одну полоску бумаги в соляной кислоте HCl, а другую – в растворе аммиака NH4OH. Соедините эти две полоски бумаги вместе.
З а д а н и е. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции взаимодействия NH3 с HCl. Назовите продукт реакции.
Качественная реакция на аммиак. Цель: научиться распознавать аммиак химическим путем.
К раствору аммиака в воде прилить несколько капель медного купороса (сульфат меди (II).
Появляется васильковое окрашивание. Сделай вывод о чуткости реакции.
Вывод
1.Легче или тяжелее аммиак воздуха
2.Растворяется ли он в воде?
3. Как вы думаете, почему аммиак имеет такой едкий запах?
6 Домашнее задание : читать параграф, осуществить превращение
Сообщение «Применение аммиака и его солей в народном хозяйстве».