Урок-исследование по теме: «Витамины – чудесные вещества»
8 класс
Цель урока: развитие исследовательских способностей обучающихся и применение приобретённых знаний о витаминах для сохранения своего здоровья.
Задачи:
1.Образовательная: сформировать представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.
2.Развивающая: исследовать продукты питания на наличие витамина С и познакомить с правилами сохранения витамина С.
3.Воспитательная: сформировать представление обучающихся о здоровье человека как о здоровье нации.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, рассказ, работа в группах.
Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Витамины – чудесные вещества», компьютер, ваза с фруктами, штатив с пробирками, спиртовка, пипетка, дистиллированная вода, свежевыжатый яблочный сок, часы с секундной стрелкой, раствор йода, крахмальный клейстер.
Ход урока
«Здоровье каждого человека- здоровье нации!»
I. Организационный момент. Приветствие. Создание психологического настроя. Деление на группы.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.
В 1881 г. русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н.И.Лунина были повторены в России, Швейцарии, Америке, Англии. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (ответы детей)
III. Целеполагание. Сообщение темы, цели и плана урока.
В конце урока вы должны закрепить знания о витаминах.
IV. Изучение нового материала
Учитель: В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «vita» - жизнь и «amin» содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ сохранилось.
Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обратите внимание на схему:
Витамины Ферменты (катализаторы)
Образование Действие
- Вспомните, что такое ферменты?
- Какую роль они играют в обмене веществ?
Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов, ферментов.
Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями кишечника. Известно более 30 витаминов.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: аскорбиновая кислота, ретинол, тиамин, - соответственно витамины С, А, В1. Привычные буквенные обозначения – это дань традиции.
Важнейший признак классификации – это способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:
Витамины:
Водорастворимые – С, РР, группы В и др.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
Учитель: Послушаем сообщения о влиянии витаминов Д, А, К, Е, В1, В2 на здоровье.
Ученик: Витамин Д участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Недостаток вызывает болезнь рахит – искривление костей, слабость мышц. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Ученик: Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А содержится в животной пище – масло, сметана, творог, молоко, рыбий жир. А в растениях (абрикос, морковь, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Ученик: В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы), вызванная отсутствием витамина В1. Он регулирует функции сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной. Его много в зеленом горошке, фасоли, гречневой и овсяной крупах.
Ученик: Витамин К необходим для нормальной свертываемости крови, им богаты капуста, тыква, свекла, грецкие орехи, печень, молоко. Витамин Е влияет на функции эндокринной системы, содержится в кукурузном и подсолнечном масле. Витамин В2 улучшает зрение, влияет на состояние нервной системы, слизистой оболочки, участвует в процессах кроветворения. Его много в рыбе, мясе, яйцах.
Учитель: Витамин C(аскорбиновая кислота), очевидно, наиболее известен и в настоящее время используется чаще, чем другие витамины. Познакомимся с ним подробнее. Я думаю, вам будет полезна следующая информация: подавляющее большинство детей дошкольного и школьного возраста испытывает недостаток необходимых для их нормального роста и развития витаминов. Особенно неблагополучно обстоит дело с витамином С, недостаток которого был выявлен у 80-90% обследованных детей. При обследовании детей в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городов дефицит витамина С обнаруживается у 60-70%. Глубина этого дефицита нарастает в зимне-весенний период, однако у многих детей недостаточная обеспеченность витаминами сохраняется даже в более благоприятные летние и осенние месяцы.
По данным отечественных исследователей, недостаток аскорбиновой кислоты у школьников в 2 раза снижает способность лейкоцитов уничтожать попавшие в организм болезнетворные микробы, в результате чего частота острых респираторных заболеваний увеличивается на 26-40%.
«Тест на обеспеченность витамином С»
corp.leovit.ru www.leovit.ru
Вы страдаете частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекции.
Вы выкуриваете больше 5 сигарет в день.
Сидите на строгой диете.
Вы часто принимаете обезболивающие препараты с ацетилсалициловой кислотой (аспирином) и обезболивающие средства.
Вы редко едите свежие овощи.
Вы едите мало салатов из сырых овощей.
Вы часто едите разогретую пищу.
Вы варите картофель и овощи в большом количестве воды.
Если на большинство вопросов вы ответили «да», то вашему организму, возможно, не хватает витамина C (гиповитаминоз).
Поднимите руки, у кого возможна нехватка витамина С.
Класс делится на группы.
Цель работы: Изучить роль витамина С в обмене веществ.
Группа 1. Тема: «Авитаминоз. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз».
Прочитав предложенный текст (Смотри приложение № 1), ответьте на вопросы:
1. Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз?
2.Что такое цинга? Каковы ее симптомы?
3.Почему в эпоху Великих географических открытий свирепствовала эта болезнь?
4.Перечислите возможные симптомы дефицита витамина С (гиповитаминоз).
5.Почему признаки гиповитаминоза характерны для зимне-весеннего периода?
Группа 2. Тема: « Аскорбиновая кислота»
Прочитав предложенный текст (Смотри приложение № 2), ответьте на вопросы:
1.Кто и когда впервые выделил аскорбиновую кислоту?
2.Каковы физические свойства аскорбиновой кислоты?
3.Почему люди должны получать витамин С с пищей?
Группа 3. Тема: «Действие витамина C в организме».
Прочитав предложенный текст (Смотри приложение № 3), ответьте на вопросы:
1.Почему чтобы быть красивым необходимо получать достаточное количество витаминов и питательных веществ?
2.Почему витамин С является излюбленным компонентом косметических лабораторий?
3.Почему снижение гемоглобина в крови может быть причиной недостатка витамина С?
4.Почему стресс легче преодолеть с помощью витамина С?
Группа 4. Тема: «Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах. Суточная потребность человека в витамине С».
Прочитав предложенный текст, изучив таблицы (Смотри приложение № 4), ответьте на вопросы:
1.Какие овощи содержат наибольшее количество витамина С?
2.Какие фрукты и ягоды содержат наибольшее количество витамина С?
3.Какие молочные продукты содержат наибольшее количество витамина С?
4.Перечислите факторы, приводящие к разрушению витамина С в организме?
5.Перечислите факторы, от которых зависит суточная потребность человека в витамине С. Какова средневзвешенная суточная норма витамина С?
6.Почему с возрастом потребность в витамина С повышается?
Учитель. Ребята, возвратимся к цели нашей работы по группам. Достигли ли мы этой цели? Сделайте вывод, исходя из поставленной цели.
Вывод. Витамин С важен для здоровья человека. Поступает с растительной пищей.
Предотвращает цингу. Помогает укреплять стенки капилляров. Участвует в формировании гемоглобина крови, способствует усвоению железа. Помогает пережить стресс. Сохраняет упругость кожи.
Лабораторная работа « Обнаружение и устойчивость витамина С»
«Наблюдение собирает то, что ему предлагает
природа, опыт же берет то, что он хочет.
И сила биологического опыта колоссальна».
И.П. Павлов.
Цель работы (сформулируйте цель вашей работы).
Оборудование: штатив с пробирками, свежевыжатый яблочный сок, спиртовка, дистиллированная вода, часы с секундной стрелкой, пипетка, раствор йода, крахмальный клейстер.
Инструкция к выполнению:
Повторение техники безопасности
Соблюдение временного регламента
Соблюдение алгоритма опыта
Учитель. В домашних условиях можно проверить присутствие витамина С (аскорбиновой кислоты) достаточно простым способом. Исследование основано на свойстве аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. При обесцвечивании металлический йод восстанавливается до отрицательно заряженного иона йода.
Алгоритм действия:
1.Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2.Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3.Возьмите 1 мл свежевыжатого яблочного сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился, то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
5.Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.
Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
V. Закрепление. Проведение мысленного эксперимента
Задание1. Верно ли, что полезнее есть овощи и фрукты сырыми?
Предложите ход эксперимента.
Задание 2. Предложите правила приготовления пищи для максимального сохранения витаминов в ней.
Учитель. Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей и фруктов. Здоровье каждого человека - здоровье нации!
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Какие утверждения верны?
1.Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.(+)
2.Витамины необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами – ускорителями процессов обмена веществ.(+)
3.Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.(+)
4.Гиповитаминоз – отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.(-)
5.Авитаминоз – недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.(-)
6.Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.(+)
4.Домашнее задание: Параграф 37, вопросы, задание: Что полезнее при простуде: лимон, апельсин, мандарин или яблоко? Докажите экспериментально.
Приложение №1
Тема. «Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз».
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, например, витамин С, возникает авитаминоз. В 15-17 веках, эпоху Великих географических открытий, а также годы освоения Арктики, свирепствовала цинга. Первые симптомы цинги – кровоточивость десен (повышение проницаемости капилляров), выпадение зубов, общая слабость, позднее – опухание всех суставов, разрушение костей, возникновение пороков сердца, резкое ухудшение деятельности желудка и кишечника, в которых образуются множественные кровоточащие язвы. В конечном итоге наступает смерть. Так описывает последние дни отважного исследователя Севера Георгия Седова, умершего от цинги, ветеран Арктики Пинегин в книге «Записки полярника»: «То ложась рядом, чтобы согреть вождя, то растирая холодные, припухшие ноги, покрытые синими пятнами, маялись матросы четыре дня и четыре ночи без сна. В последние дни Седов ничего не ел и не пил». При недостаточности поступления витамина в течение длительного времени может развиваться гиповитаминоз. Гипервитаминоз – передозировка витамина, приводящая к нарушению деятельности различных физиологических систем, в данном случае – почек.
Тема: «Признаки гиповитаминоза».
Бледная вялая кожа, склонная к сухости и раздражению. Безжизненные сухие волосы с тенденцией к сечению и выпадению.
Потрескавшиеся уголки губ, на которые не действуют ни кремы, ни помады.
Кровоточащие при чистке зубов десны.
Частые простуды с трудным и долгим восстановлением.
Постоянное чувство усталости, апатии, раздражения.
Обострение хронических заболеваний (рецидивы герпеса и грибковые инфекции).
Приложение №2
Тема: «Аскорбиновая кислота»
Аскорбиновая кислота (Acidum ascorbinicum)
Впервые выделен в 1923-1927 гг. Зильва (S.S. Zilva) из лимонного сока.
Брутто-
формула C6H8O6
Мол.
масса 176,12412 г/моль
Органическое соединение, родственное глюкозе. По физическим свойствам аскорбиновая кислота представляет собой белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде, спирте.
Синтезируется растениями (из галактозы) и большинством животных (из глюкозы), за исключением приматов и некоторых других животных (например, морских свинок), которые получают её с пищей. Люди должны получать аскорбиновую кислоту с пищей, поскольку у приматов ген, отвечающий за образование одного из ферментов синтеза аскорбиновой кислоты, нефункционален.
Приложение №3
Тема: «Действие витамина С в организме»
Активность витамина С проявляется во всем организме. Он помогает укреплять капилляры (мельчайшие кровеносные сосуды) и клеточные оболочки, а так же необходим для формирования коллагена — белка соединительной ткани.. Благодаря этим свойствам витамин С предотвращает подкожные кровоизлияния, ускоряет процессы выздоровления и укрепляет связки, соединяющие кости друг с другом, и десны. Он так же участвует в формировании гемоглобина в эритроцитах и способствует усвоению организмом железа, содержащегося в продуктах питания. Если организм испытывает потребность в витаминах или минералах, то в первую очередь он отправит эти полезные вещества к жизненно-важным органам: сердцу, печени. Кожа получит необходимые ей для красоты элементы в самую последнюю очередь!
Тема: «Витамин С против стресса»
Во время стресса в организме идет интенсивная выработка гормонов - например, кортизола и адреналина. Витамин С принимает участие в биосинтезе и превращениях этих гормонов. К тому же прием аскорбиновой кислоты повышает количество адреналина в крови – она предохраняет адреналин от окисления. Поэтому витамин С особенно необходим нам, чтобы легче преодолеть стресс.
Кроме того, это замечательный адаптоген: он предохраняет от развития невроза, возникающего из-за слишком короткого светового дня - например, в северных широтах. Благодаря своим свойствам витамин С ускоряет и процесс акклиматизации при дальних перелетах.
Приложение №4
Тема: «Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах».
Значительное количество аскорбиновой кислоты содержится в продуктах растительного происхождения (цитрусовые, овощи листовые зеленые, дыня, брокколи, брюссельская капуста, цветная и кочанная капуста, черная смородина, болгарский перец, земляника, помидоры, яблоки, абрикосы, персики, хурма, облепиха, шиповник, рябина, печеный картофель в "мундире"). В продуктах животного происхождения - представлена незначительно (печень, надпочечники, почки).
Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах (в мг на 100 г)
Наименование пищевых продуктов Овощи | Количество аскорбиновой кислоты | Наименование пищевых продуктов Фрукты и ягоды | Количество аскорбиновой кислоты |
Баклажаны | 5 | Абрикосы | 10 |
Горошек зеленый консервированный | 10 | Апельсины | 50 |
Горошек зеленый свежий | 25 | Арбуз | 7 |
Кабачки | 10 | Бананы | 10 |
Капуста белокочанная | 40 | Брусника | 15 |
Капуста квашеная | 20 | Виноград | 4 |
Капуста цветная | 75 | Вишня | 15 |
Картофель лежалый | 10 | Гранат | 5 |
Картофель свежесобранный | 25 | Груша | 8 |
Лук зеленый | 27 | Дыня | 20 |
Морковь | 8 | Земляника садовая | 60 |
Огурцы | 15 | Клюква | 15 |
Перец зеленый сладкий | 125 | Крыжовник | 40 |
Перец красный | 250 | Лимоны | 50 |
Редис | 50 | Малина | 25 |
Редька | 20 | Мандарины | 30 |
Репа | 20 | Персики | 10 |
Салат | 15 | Слива | 8 |
Томатный сок | 15 | Смородина красная | 40 |
Томат-паста | 25 | Смородина черная | 250 |
Томаты красные | 35 | Черника | 5 |
Хрен | 110-200 | Шиповник сушеный | До 1500 |
Чеснок | Следы | Яблоки, антоновка | 30 |
Шпинат | 30 | Яблоки северных сортов | 20 |
Щавель | 60 | Яблоки южных сортов | 5-10 |
Молочные продукты | | | |
Кумыс | 20 | Молоко кобылье | 25 |
Молоко козье | 3 | Молоко коровье | 2 |
Тема: «Суточная потребность человека в витамине С»
Лишь немногие люди и особенно дети едят достаточно фруктов и овощей, которые являются главными пищевыми источниками витамина. Тепловая обработка, хранение и биохимическая переработка приводят к разрушению большей части витамина С, который мы в ином случае могли бы получать из пищи. Еще больше его сгорает в организме под влиянием стресса, курения и других источников повреждения клеток, наподобие дыма и смога. Повсеместно используемые медикаменты, вроде аспирина и противозачаточных таблеток, в огромной степени лишают наш организм тех количеств витамина, которые нам все-таки удалось получить.
Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.
Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С.
В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.
Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.
При недостаточности поступления витамина в течение длительного времени может развиваться гиповитаминоз. Возможные симптомы дефицита витамина С: кровоточивость десен, выпадение зубов, легкость возникновения синяков; плохое заживление ран; вялость; потеря волос; сухость кожи; раздражительность; суставная боль; ощущения дискомфорта; депрессия.
Рекомендуемая суточная потребность в витамине С.
Категория | Возраст (лет) | Витамин С (мг) |
Грудные дети | 0-0,5 | 30 |
| 0,5-1 | 35 |
| | |
Дети | 1-3 | 40 |
| 4-6 | 45 |
| 7-10 | 45 |
| | |
Лица мужского пола | 11-14 | 50 |
| 15-18 | 60 |
| 19-24 | 60 |
| 25-50 | 60 |
| 51 и старше | 60 |
| | |
Лица женского пола | 11-14 | 50 |
| 15-18 | 60 |
| 19-24 | 60 |
| 25-50 | 60 |
| 51 и старше | 60 |
В период беременности | | 70 |
В период лактации | | 95 |
Использованная литература:
Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.
Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.
http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Полат Е.С.
Махов А.А. Наш зелёный огород. -Красноярск, 1989.
http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).
Орлова Л. Рефераты по биологии. -Минск: Харвест, 2007.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по биологии.-М., 2005.
Тепаева Л.А. Биология 8 класс. Проектная деятельность.CD- диск.ООО ИТД « Корифей».