СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по биологии по теме "Витамины - чудесные вещества", 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Витамины – чудесные вещества» с использованием технологии организации исследовательской деяельности, 8 класс

Цель урока: развитие исследовательских способностей обучающихся и применение приобретённых знаний о витаминах для сохранения своего здоровья.

Задачи:

1.Образовательная: сформировать представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.

2.Развивающая:  исследовать продукты питания на наличие витамина С  и познакомить с правилами сохранения витамина С.

3.Воспитательная: сформировать представление обучающихся о здоровье человека как о здоровье нации.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, рассказ, работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по биологии по теме "Витамины - чудесные вещества", 8 класс»

Урок-исследование по теме: «Витамины – чудесные вещества»

8 класс

Цель урока: развитие исследовательских способностей обучающихся и применение приобретённых знаний о витаминах для сохранения своего здоровья.

Задачи:

1.Образовательная: сформировать представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.

2.Развивающая: исследовать продукты питания на наличие витамина С и познакомить с правилами сохранения витамина С.

3.Воспитательная: сформировать представление обучающихся о здоровье человека как о здоровье нации.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, рассказ, работа в группах.

Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Витамины – чудесные вещества», компьютер, ваза с фруктами, штатив с пробирками, спиртовка, пипетка, дистиллированная вода, свежевыжатый яблочный сок, часы с секундной стрелкой, раствор йода, крахмальный клейстер.


Ход урока

«Здоровье каждого человека- здоровье нации!»


I. Организационный момент. Приветствие. Создание психологического настроя. Деление на группы.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н.И.Лунина были повторены в России, Швейцарии, Америке, Англии. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (ответы детей)

III. Целеполагание. Сообщение темы, цели и плана урока.

В конце урока вы должны закрепить знания о витаминах.

IV. Изучение нового материала

Учитель: В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «vita» - жизнь и «amin» содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ сохранилось.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обратите внимание на схему:


Витамины Ферменты (катализаторы)






Образование Действие


- Вспомните, что такое ферменты?

- Какую роль они играют в обмене веществ?

Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов, ферментов.

Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями кишечника. Известно более 30 витаминов.

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: аскорбиновая кислота, ретинол, тиамин, - соответственно витамины С, А, В1. Привычные буквенные обозначения – это дань традиции.

Важнейший признак классификации – это способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:

Витамины:

  1. Водорастворимые – С, РР, группы В и др.

  2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Учитель: Послушаем сообщения о влиянии витаминов Д, А, К, Е, В1, В2 на здоровье.

Ученик: Витамин Д участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Недостаток вызывает болезнь рахит – искривление костей, слабость мышц. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Ученик: Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А содержится в животной пище – масло, сметана, творог, молоко, рыбий жир. А в растениях (абрикос, морковь, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Ученик: В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы), вызванная отсутствием витамина В1. Он регулирует функции сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной. Его много в зеленом горошке, фасоли, гречневой и овсяной крупах.

Ученик: Витамин К необходим для нормальной свертываемости крови, им богаты капуста, тыква, свекла, грецкие орехи, печень, молоко. Витамин Е влияет на функции эндокринной системы, содержится в кукурузном и подсолнечном масле. Витамин В2 улучшает зрение, влияет на состояние нервной системы, слизистой оболочки, участвует в процессах кроветворения. Его много в рыбе, мясе, яйцах.

Учитель: Витамин C(аскорбиновая кислота), очевидно, наиболее известен и в настоящее время используется чаще, чем другие витамины. Познакомимся с ним подробнее. Я думаю, вам будет полезна следующая информация: подавляющее большинство детей дошкольного и школьного возраста испытывает недостаток необходимых для их нормального роста и развития витаминов. Особенно неблагополучно обстоит дело с витамином С, недостаток которого был выявлен у 80-90% обследованных детей. При обследовании детей в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городов дефицит витамина С обнаруживается у 60-70%. Глубина этого дефицита нарастает в зимне-весенний период, однако у многих детей недостаточная обеспеченность витаминами сохраняется даже в более благоприятные летние и осенние месяцы.

По данным отечественных исследователей, недостаток аскорбиновой кислоты у школьников в 2 раза снижает способность лейкоцитов уничтожать попавшие в организм болезнетворные микробы, в результате чего частота острых респираторных заболеваний увеличивается на 26-40%.


«Тест на обеспеченность витамином С»

corp.leovit.ru www.leovit.ru



    • Вы страдаете частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекции.

    • Вы выкуриваете больше 5 сигарет в день.

    • Сидите на строгой диете.

    • Вы часто принимаете обезболивающие препараты с ацетилсалициловой кислотой (аспирином) и обезболивающие средства.

    • Вы редко едите свежие овощи.

    • Вы едите мало салатов из сырых овощей.

    • Вы часто едите разогретую пищу.

    • Вы варите картофель и овощи в большом количестве воды.


Если на большинство вопросов вы ответили «да», то вашему организму, возможно, не хватает витамина C (гиповитаминоз).

Поднимите руки, у кого возможна нехватка витамина С.


Класс делится на группы.

Цель работы: Изучить роль витамина С в обмене веществ.



Группа 1. Тема: «Авитаминоз. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз».

Прочитав предложенный текст (Смотри приложение № 1), ответьте на вопросы:

1. Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз?

2.Что такое цинга? Каковы ее симптомы?

3.Почему в эпоху Великих географических открытий свирепствовала эта болезнь?

4.Перечислите возможные симптомы дефицита витамина С (гиповитаминоз).

5.Почему признаки гиповитаминоза характерны для зимне-весеннего периода?


Группа 2. Тема: « Аскорбиновая кислота»

Прочитав предложенный текст (Смотри приложение № 2), ответьте на вопросы:

1.Кто и когда впервые выделил аскорбиновую кислоту?

2.Каковы физические свойства аскорбиновой кислоты?

3.Почему люди должны получать витамин С с пищей?


Группа 3. Тема: «Действие витамина C в организме».

Прочитав предложенный текст (Смотри приложение № 3), ответьте на вопросы:

1.Почему чтобы быть красивым необходимо получать достаточное количество витаминов и питательных веществ?

2.Почему витамин С является излюбленным компонентом косметических лабораторий?

3.Почему снижение гемоглобина в крови может быть причиной недостатка витамина С?

4.Почему стресс легче преодолеть с помощью витамина С?


Группа 4. Тема: «Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах. Суточная потребность человека в витамине С».

Прочитав предложенный текст, изучив таблицы (Смотри приложение № 4), ответьте на вопросы:

1.Какие овощи содержат наибольшее количество витамина С?

2.Какие фрукты и ягоды содержат наибольшее количество витамина С?

3.Какие молочные продукты содержат наибольшее количество витамина С?

4.Перечислите факторы, приводящие к разрушению витамина С в организме?

5.Перечислите факторы, от которых зависит суточная потребность человека в витамине С. Какова средневзвешенная суточная норма витамина С?

6.Почему с возрастом потребность в витамина С повышается?


Учитель. Ребята, возвратимся к цели нашей работы по группам. Достигли ли мы этой цели? Сделайте вывод, исходя из поставленной цели.


Вывод. Витамин С важен для здоровья человека. Поступает с растительной пищей.

Предотвращает цингу. Помогает укреплять стенки капилляров. Участвует в формировании гемоглобина крови, способствует усвоению железа. Помогает пережить стресс. Сохраняет упругость кожи.

Лабораторная работа « Обнаружение и устойчивость витамина С»

«Наблюдение собирает то, что ему предлагает

природа, опыт же берет то, что он хочет.

И сила биологического опыта колоссальна».

И.П. Павлов.


Цель работы (сформулируйте цель вашей работы).

Оборудование: штатив с пробирками, свежевыжатый яблочный сок, спиртовка, дистиллированная вода, часы с секундной стрелкой, пипетка, раствор йода, крахмальный клейстер.

Инструкция к выполнению:

  • Повторение техники безопасности

  • Соблюдение временного регламента

  • Соблюдение алгоритма опыта

Учитель. В домашних условиях можно проверить присутствие витамина С (аскорбиновой кислоты) достаточно простым способом. Исследование основано на свойстве аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. При обесцвечивании металлический йод восстанавливается до отрицательно заряженного иона йода.


Алгоритм действия:

1.Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2.Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3.Возьмите 1 мл свежевыжатого яблочного сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился, то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

5.Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  1. Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.

  2. Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

V. Закрепление. Проведение мысленного эксперимента

Задание1. Верно ли, что полезнее есть овощи и фрукты сырыми?

Предложите ход эксперимента.

Задание 2. Предложите правила приготовления пищи для максимального сохранения витаминов в ней.


Учитель. Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей и фруктов. Здоровье каждого человека - здоровье нации!


VI. Подведение итогов. Рефлексия

Какие утверждения верны?

1.Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.(+)

2.Витамины необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами – ускорителями процессов обмена веществ.(+)

3.Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.(+)

4.Гиповитаминоз – отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.(-)

5.Авитаминоз – недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.(-)

6.Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.(+)


4.Домашнее задание: Параграф 37, вопросы, задание: Что полезнее при простуде: лимон, апельсин, мандарин или яблоко? Докажите экспериментально.


Приложение №1

Тема. «Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз».

При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, например, витамин С, возникает авитаминоз. В 15-17 веках, эпоху Великих географических открытий, а также годы освоения Арктики, свирепствовала цинга. Первые симптомы цинги – кровоточивость десен (повышение проницаемости капилляров), выпадение зубов, общая слабость, позднее – опухание всех суставов, разрушение костей, возникновение пороков сердца, резкое ухудшение деятельности желудка и кишечника, в которых образуются множественные кровоточащие язвы. В конечном итоге наступает смерть. Так описывает последние дни отважного исследователя Севера Георгия Седова, умершего от цинги, ветеран Арктики Пинегин в книге «Записки полярника»: «То ложась рядом, чтобы согреть вождя, то растирая холодные, припухшие ноги, покрытые синими пятнами, маялись матросы четыре дня и четыре ночи без сна. В последние дни Седов ничего не ел и не пил». При недостаточности поступления витамина в течение длительного времени может развиваться гиповитаминоз. Гипервитаминоз – передозировка витамина, приводящая к нарушению деятельности различных физиологических систем, в данном случае – почек.


Тема: «Признаки гиповитаминоза».

Бледная вялая кожа, склонная к сухости и раздражению. Безжизненные сухие волосы с тенденцией к сечению и выпадению.

Потрескавшиеся уголки губ, на которые не действуют ни кремы, ни помады.

Кровоточащие при чистке зубов десны.

Частые простуды с трудным и долгим восстановлением.

Постоянное чувство усталости, апатии, раздражения.

Обострение хронических заболеваний (рецидивы герпеса и грибковые инфекции).


Приложение №2

Тема: «Аскорбиновая кислота»

Аскорбиновая кислота (Acidum ascorbinicum)

Впервые выделен в 1923-1927 гг. Зильва (S.S. Zilva) из лимонного сока.

Брутто-

формула C6H8O6

Мол.

масса 176,12412 г/моль


Органическое соединение, родственное глюкозе. По физическим свойствам аскорбиновая кислота представляет собой белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде, спирте.

Синтезируется растениями (из галактозы) и большинством животных (из глюкозы), за исключением приматов и некоторых других животных (например, морских свинок), которые получают её с пищей. Люди должны получать аскорбиновую кислоту с пищей, поскольку у приматов ген, отвечающий за образование одного из ферментов синтеза аскорбиновой кислоты, нефункционален.


Приложение №3

Тема: «Действие витамина С в организме»

Активность витамина С проявляется во всем организме. Он помогает укреплять капилляры (мельчайшие кровеносные сосуды) и клеточные оболочки, а так же необходим для формирования коллагена — белка соединительной ткани.. Благодаря этим свойствам витамин С предотвращает подкожные кровоизлияния, ускоряет процессы выздоровления и укрепляет связки, соединяющие кости друг с другом, и десны. Он так же участвует в формировании гемоглобина в эритроцитах и способствует усвоению организмом железа, содержащегося в продуктах питания. Если организм испытывает потребность в витаминах или минералах, то в первую очередь он отправит эти полезные вещества к жизненно-важным органам: сердцу, печени. Кожа получит необходимые ей для красоты элементы в самую последнюю очередь!


Тема: «Витамин С против стресса»

Во время стресса в организме идет интенсивная выработка гормонов - например, кортизола и адреналина. Витамин С принимает участие в биосинтезе и превращениях этих гормонов. К тому же прием аскорбиновой кислоты повышает количество адреналина в крови – она предохраняет адреналин от окисления. Поэтому витамин С особенно необходим нам, чтобы легче преодолеть стресс.

Кроме того, это замечательный адаптоген: он предохраняет от развития невроза, возникающего из-за слишком короткого светового дня - например, в северных широтах. Благодаря своим свойствам витамин С ускоряет и процесс акклиматизации при дальних перелетах.


Приложение №4

Тема: «Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах».

Значительное количество аскорбиновой кислоты содержится в продуктах растительного происхождения (цитрусовые, овощи листовые зеленые, дыня, брокколи, брюссельская капуста, цветная и кочанная капуста, черная смородина, болгарский перец, земляника, помидоры, яблоки, абрикосы, персики, хурма, облепиха, шиповник, рябина, печеный картофель в "мундире"). В продуктах животного происхождения - представлена незначительно (печень, надпочечники, почки).



Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах (в мг на 100 г)

Наименование пищевых продуктов Овощи

Количество аскорбиновой кислоты

Наименование пищевых продуктов Фрукты и ягоды

Количество аскорбиновой кислоты

Баклажаны

5

Абрикосы

10

Горошек зеленый консервированный

10

Апельсины

50

Горошек зеленый свежий

25

Арбуз

7

Кабачки

10

Бананы

10

Капуста белокочанная

40

Брусника

15

Капуста квашеная

20

Виноград

4

Капуста цветная

75

Вишня

15

Картофель лежалый

10

Гранат

5

Картофель свежесобранный

25

Груша

8

Лук зеленый

27

Дыня

20

Морковь

8

Земляника садовая

60

Огурцы

15

Клюква

15

Перец зеленый сладкий

125

Крыжовник

40

Перец красный

250

Лимоны

50

Редис

50

Малина

25

Редька

20

Мандарины

30

Репа

20

Персики

10

Салат

15

Слива

8

Томатный сок

15

Смородина красная

40

Томат-паста

25

Смородина черная

250

Томаты красные

35

Черника

5

Хрен

110-200

Шиповник сушеный

До 1500

Чеснок

Следы

Яблоки, антоновка

30

Шпинат

30

Яблоки северных сортов

20

Щавель

60

Яблоки южных сортов

5-10

Молочные продукты





Кумыс

20

Молоко кобылье

25

Молоко козье

3

Молоко коровье

2


Тема: «Суточная потребность человека в витамине С»

Лишь немногие люди и особенно дети едят достаточно фруктов и овощей, которые являются главными пищевыми источниками витамина. Тепловая обработка, хранение и биохимическая переработка приводят к разрушению большей части витамина С, который мы в ином случае могли бы получать из пищи. Еще больше его сгорает в организме под влиянием стресса, курения и других источников повреждения клеток, наподобие дыма и смога. Повсеместно используемые медикаменты, вроде аспирина и противозачаточных таблеток, в огромной степени лишают наш организм тех количеств витамина, которые нам все-таки удалось получить.

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.

Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С.

В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.

Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.

При недостаточности поступления витамина в течение длительного времени может развиваться гиповитаминоз. Возможные симптомы дефицита витамина С: кровоточивость десен, выпадение зубов, легкость возникновения синяков; плохое заживление ран; вялость; потеря волос; сухость кожи; раздражительность; суставная боль; ощущения дискомфорта; депрессия.


Рекомендуемая суточная потребность в витамине С.

Категория

Возраст (лет)

Витамин С (мг)

Грудные дети

0-0,5

30


0,5-1

35




Дети

1-3

40


4-6

45


7-10

45




Лица мужского пола

11-14

50


15-18

60


19-24

60


25-50

60


51 и старше

60




Лица женского пола

11-14

50


15-18

60


19-24

60


25-50

60


51 и старше

60

В период беременности


70

В период лактации


95



Использованная литература:

Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.

Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.

http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Полат Е.С.

Махов А.А. Наш зелёный огород. -Красноярск, 1989.

http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).

Орлова Л. Рефераты по биологии. -Минск: Харвест, 2007.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по биологии.-М., 2005.

Тепаева Л.А. Биология 8 класс. Проектная деятельность.CD- диск.ООО ИТД « Корифей».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!