СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе по теме: «НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Дать характеристику причин и особенностей народных движений XVII века, раскрывая их историческое значение; доказать, что XVII век в истории России - «бунташный».

2. Развивать умение работы с учебником, картой, анализа документа, навыки конспектирования и составления таблицы.

3. Способствовать воспитанию у  школьников умения применять знания по истории России XVII века  для осмысления сущности современных общественных явлений.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Форма организации урока: индивидуальная, коллективная.

 

Опережающее задание: индивидуальное сообщение о деятельности С. Разина в нашем крае.

 

Методы ведения урока:

? словесный (рассказ, беседа, сообщение);

? наглядный (презентация, портрет, таблица, атлас, карта учебника);

? частично-поисковый (анализ источника);

? проблемный (решение проблемной задачи);

 

Литература и оборудование:

1. Учебник А.А. Данилов, К.Г. Косулина «История России конец XVI- XVIII век» § 9 с. 61 – 67.

2. Атлас по Отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века.

Восстания в России в 40 – 70-х годах XVII в. с. 12.

3. Петрович В. Г., Петрович И. М. Уроки истории 7 класс. М.:Т.Ц. Сфера 2005. – Поурочное планирование.

4. Презентация «Народные выступления XVII века».

5. Русская история. Экспресс – курс. ч. 1 от Рюрика до Николая II. Санкт-Петербург 1996 г.

 

Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание, география.

 

Основные понятия:

«Соляной бунт» - 1648 г.;

«Медный бунт» - 1662 г.;

Восстание Степана Разина – 1667-1671 г.г.;

«Бунташный век» -это период царствования Алексея Михайловича, который характеризуется значительным количеством народных выступлений (1645-1676 г.г.)

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе по теме: «НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА»»


муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

Тракторозаводского района г.Волгограда






Урок истории в 7 классе по теме:

«Народные движения первой четверти XVIII века»








Выполнила:

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №29 г. Волгограда

Силаева Ирина Анатольевна








Волгоград 2013




Раздел программы: Россия во второй половине XVII века.


Тема урока: «Народные движения первой четверти XVIII века».


Цели урока:

1. Дать характеристику причин и особенностей народных движений XVII века, раскрывая их историческое значение; доказать, что XVII век в истории России - «бунташный».

2. Развивать умение работы с учебником, картой, анализа документа, навыки конспектирования и составления таблицы.

3. Способствовать воспитанию у школьников умения применять знания по истории России XVII века для осмысления сущности современных общественных явлений.


Тип урока: изучение нового материала.


Форма организации урока: индивидуальная, коллективная.


Опережающее задание: индивидуальное сообщение о деятельности С. Разина в нашем крае.


Методы ведения урока:

  • словесный (рассказ, беседа, сообщение);

  • наглядный (презентация, портрет, таблица, атлас, карта учебника);

  • частично-поисковый (анализ источника);

  • проблемный (решение проблемной задачи);


Литература и оборудование:

1. Учебник А.А. Данилов, К.Г. Косулина «История России конец XVI- XVIII век» § 9 с. 61 – 67.

2. Атлас по Отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века.

Восстания в России в 40 – 70-х годах XVII в. с. 12.

3. Петрович В. Г., Петрович И. М. Уроки истории 7 класс. М.:Т.Ц. Сфера 2005. – Поурочное планирование.

4. Презентация «Народные выступления XVII века».

5. Русская история. Экспресс – курс. ч. 1 от Рюрика до Николая II. Санкт-Петербург 1996 г.


Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание, география.


Основные понятия:

«Соляной бунт» - 1648 г.;

«Медный бунт» - 1662 г.;

Восстание Степана Разина – 1667-1671 г.г.;

«Бунташный век» -это период царствования Алексея Михайловича, который характеризуется значительным количеством народных выступлений (1645-1676 г.г.)











Ход урока:


Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

При-меча-ния

1.

Организаци-онный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Приветствие.


1/

2.

Актуализа-ция

Мотивация

Вступительное слово.

Беседа о формах выражения недовольства народа, способах борьбы за свои права.

Участие в беседе.

1-2/

3.

Тема

Цели урока

Сообщение темы и целей урока. «Социальные движения второй половины XVII века».

Проблемный вопрос:

- Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?

Знакомство с темой и целями урока.

Записи в тетради.

2-3/


Сл. 1

4.

Изучение нового материала

План изучения:

1. Положение крестьян и посадских в XVII веке.

Организация беседы.


2.Причины народных выступлений.

3.«Соляной бунт».


4. «Медный бунт».

Рассказ. Работа текстом учебника.


5. Восстание под предводительством Степана Разина.

Организация работы с источником.

таблицей, учебником. атласом.

Учебник §8.


1. Участие в беседе.



2.Комментированное чтение.


3-4. Заполнение таблицы.



.

5. Сообщение о Степане Разине.

Работа с историческим источником, учебником, атласом.

.

Сл. 2

4-5/


Сл. 3


3 /


Сл. 4


5 -6/

Сл. 5


Сл. 6,7

1-2/


7- 8/


Сл. 8

Физминутка 1 мин.

5.

Закрепление


Тестовые задания.

Выполнение задания письменно.

4-5/


Сл.9, 10

6.

Итоги урока

Подведение итога урока.

Решение проблемы.

Выставление оценок.

Подведение итогов.

2-3/


Сл. 11

7.

Д / з

Учебник §8,записи в тетради, движение старообрядцев, к/к № 7 «Российское государство в XVII веке». Задания № 9, 10, 11.


1/

8.

Рефлексия

Беседа.

Участие в беседе.

1/

Конспект урока.


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2. Актуализация и мотивация

Вступительное слово.

Беседа о видах и формах выражения недовольства народа, способах борьбы за свои права. Виды протеста:

-политический (стремление к власти);

-социальный (против неравенства).

Формы выражения недовольства:

1.Ненасильственные (митинги, демонстрации, шествия, забастовки).

2.Насильственные (бунты, восстания, войны, революции).


3. Тема. Цели урока

Тема урока: «Социальные движения второй половины XVII века».

Цели урока:

- Дать характеристику причин и особенностей народных движений XVII века, раскрывая их историческое значение; доказать, что XVII век в истории России - «бунташный».

- Познакомиться с различными видами и формами социального протеста.

- Закрепить умения и навыки заполнения таблицы и работы с источником.

Проблемное задание:

- Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?


4. Изучение нового материала

4.1. Положение крестьян и посадских людей в XVII веке.

Беседа.

- Какие изменения произошли в экономике страны в XVII веке?

  • Развитие промышленных мануфактур.

  • Развитие торговли, складывание всероссийского рынка.

  • Закрепощение крестьян.


- Какие процессы происходили в политической сфере?

  • Усиление самодержавной власти.

  • Увеличение роли дворянства.

  • Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

  • Церковная реформа.



- Какие еще процессы оказали влияние на социальную ситуацию в стране?


4.2. Причины народных выступлений. «Комментированное чтение учебника» стр. 67.


4.3.- 4.4. «Соляной» и «Медный» бунты.

Рассказ учителя, работа с текстом учебника стр. 61-62 по ходу заполняется таблица. 1 - вариант – « Соляной бунт», 2 – «Медный бунт». Вопросы таблицы – на доске.

После составления таблицы осуществляется проверка.

Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к. люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников. На сторону восставших перешли стрельцы. Они были недовольны задержкой жалованья.

С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев). Пустить в оборот (чеканить) медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения. Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.

И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги.


«Городские восстания»



«Соляной бунт»

«Медный бунт»

Даты

1648

1662

Повод

Введение дополнительной пошлины на соль

Денежная реформа

Состав участников

Горожане, стрельцы

Горожане

Требования

Отменить налог на соль, наказать виновных

Отменить медные деньги

Характер борьбы

Стихийный

Стихийный

Итоги

Отменен налог на соль, усилилось закрепощение крестьян принятием «Соборного уложения» 1649 г.

Прекращен выпуск медных денег



4.5. Восстание под предводительством Степана Разина.

Сообщение о восстании Степана Разина в нашем крае.


Степан Разин в Царицыне.


Степан Тимофеевич Разин, собрав вокруг себя бедных казаков, беглых крестьян и холопов, в мае 1667 г. появился на Волге.

28 мая отряд вольницы в 1500 человек на стругах спустился вниз по Волге. 1667 г. вышел в Каспийское море, где и действовал до лета 1669 г. 

На стругах со своей командой Степан Разин прошел вдоль восточного побережья Каспийского моря и вернулся к островам Дуванскому и Свиному близ Баку. А весной 1668 г. вблизи Царицына на речке Мечетной появился большой отряд атамана Сережки Кривого, высланные навстречу ему стрельцы были разбиты и бежали под защиту крепости. Захватив челны, С. Кривой с ватагой ушел на Каспий, где и присоединился к отряду С. Разина. В начале августа 1669 г., завершив персидский поход, атаман прибыл в Астрахань. Местные воеводы пропустили его с богатой добычей вверх по Волге с условием, что он в Царицыне не задержится. 5 октября 1669 г. С. Разин, наняв подводы, с пушками отправился на Дон.

Войско С. Разина 15 мая 1670 г. вышло к Волге севернее Царицына. Город был окружен. Как крепость Царицын устарел: стены и боевые башни пришли в ветхость и нуждались в капитальном ремонте. Не хватало стрельцов и пушкарей. Воевода приказал палили из пушек. С. Разин не спешил со штурмом. От перебежавших к нему пятерых жителей Царицына он узнал о положении в крепости, о симпатии к нему ее гарнизона и населения. Любимцу атамана, Ване Черноярцу, переодетому плотником, удалось вместе с перебежчиками тайно проникнуть в город и заручиться поддержкой стрельцов. Царицынцы подняли восстание и, сбив замки, открыли ворота крепости.

На помощь гарнизону Царицына на стругах был отправлен отряд в 1000 стрельцов под командованием воеводы И. Лопатина. Остановились в 7 верстах от города, на Денежном острове, здесь и заночевали. На рассвете, окружив на стругах остров, С. Разин внезапно атаковал стрельцов. Сражение походило на избиение — не успевшие изготовиться да и проснуться как следует стрельцы сопротивлялись неуверенно и вяло. И только части отряда, возглавляемой самим Лопатиным, удалось вырваться из окружения. Не подозревая о том, что Царицын уже во власти повстанцев, стрельцы попытались на стругах уйти под защиту крепости. Когда же они приблизились к ней, с крепостных стен ударили пушки. Попав под перекрестный огонь, стрельцы высадились на берег. Довершили разгром конные казаки. Лопатину пришлось сложить оружие. Пожелавших вступить в разинское войско пощадили. Очевидцы свидетельствовали, что погибло около 500 стрельцов, 300 попало в плен.

Почти месяц повстанческое войско находилось в Царицыне. Всех жителей города Разин объявил «казаками», то есть вольными людьми. В этот период посланный С. Разиным отряд взял Камышин, захватил стоявший под городом караван с товарами и продовольствием. «И оставя на Царицыне воровских своих товарищей, пошел к Черному Яру, и Черный Яр своим лукавством взял, и воеводу, убив, вкинул в воду».


Организация работы с источником «Прелестное письмо» Степана Разина.

Приложение №1 (раздаточный материал)

Использование памятки для работы с историческим источником.

Работа с текстом учебника, картой с.63- 66. По ходу работы составляется таблица:


Восстание Степана Разина (1667-1671 гг.)


Причины восстания:

1.Введение Соборного уложения 1649 года.

2.Разорение крестьян и горожан.

3.Попытка ограничения казачьей «вольности».


Ход восстания:

Даты

События

Апрель – июнь 1670 г.

Начало восстания. Поход на Волгу. Осада и взятие Царицына. Захват Камышина, Черного Яра, Астрахани. Распространение восстания на все Поволжье.

Август - сентябрь

Взятие без боя Саратова и Самары. Подъем восстания на Среднем Дону и Слободской Украине. Осада Симбирска.

1 октября

Разгром войск Разина под Симбирском и уход на Дон.

14 апреля 1671 г.

Захват С. Разина и его брата Фрола в Кагальнике .

4-6 июня 1671 г.

Казнь С.Т. Разина.


Причины поражения:

1.Стихийность.

2. Отсутствие осознанных целей и единства среди восставших.

3. Плохое вооружение.

4. Предательство верхушки казачества.

5. Закрепление


Что общего и что различного в народных движениях XVII века? Беседа.


Тестирование. Смотри приложение № 2.

Задание выполняются с использованием экрана. Затем выполняется самопроверка, ключ прилагается позже.


ФИЗМИНУТКА


Упражнение для глаз «Филин»:

Закрыть глаза 3-4 секунды

Широко открыть, смотреть вдаль в течении 5-6 секунд

Повторить 5 раз.



6. Итог

Подведение итога.

- С какими вопросами мы сегодня познакомились? Какие основные понятия рассмотрели?

- Можно ли назвать XVII век «бунташным» и почему?

- Возможны ли в настоящее время подобные народные волнения? В каких формах и какими методами?

Бунташное время — так современники называли царствование Алексея Михайловича (1645 — 1676). Это было время больших народных восстаний. Особенно часто вспыхивали восстания в городах. В 30 – 50-х годах XVII в. на обширной территории Московского государства произошло около 30 городских восстаний.


Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Учебник §8, записи в тетради, движение старообрядцев по вопросам городских восстаний, уделяя внимание формам социального протеста, к/к № 7 «Российское государство в XVII веке». Задания № 9, 10, 11.



8. Рефлексия


Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему?

Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.

Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.

Поднимите руки те, кому было сегодня легко.

Спасибо, урок окончен, все свободны.











Приложение 1


«Прелестное письмо» Степана Разина


«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет Вам Степан Тимофеевич от всей черни. Кто хочет богу да государю послужить да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников выводить и мирских Кровопийцев выводить. И мои казаки как промысел станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальным и опальным шли бы в полк к моим казакам.

Стоять бы вам, чёрные русские люди и татарове и чуваши, за дом Пресвятыя Богородицы и за всех святых и за великого Государя царя Алексея Михайловича. А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татары, захотев за одно тоже стоять за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и вам чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять».


Накануне взятия Астрахани Разин обратился к перешедшим на его сторону стрельцам:

«Теперь мстите вашим мучителям, что хуже татар и турок держали вас в неволе: я пришел даровать вам льготы и свободу! Вы мне братья и дети, и будете вы также богаты, как я, если останетесь мне верны и храбры!»


Вопросы и задания:

Охарактеризуйте данный исторический источник:

а) цели восстания;

б) требования восставших;

в) как вы думаете, прочему Разин призывает стоять за царя? Против кого призывает бороться?


Памятка для работы с историческим источником:

1. Дайте характеристику историческому источнику:

а) автор;

б) время создания;


2. Сформулируйте основные идеи и факты.

3. Можно ли доверять приведенному фрагменту источника.














Приложение №2




Тестовые задания:


1. К причинам восстаний в годы царствования Алексея Михайловича относятся:


а) закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

б) усиление приказной волокиты;

в) попытки ограничений казачьей вольности;

г)все вышеперечисленные причины.


2. «Соляной бунт» произошел:


а ) в 1648 г.;

б) в 1662 г.;

в) в 1667 г.;

г) в 1671 г.


3. Основной причиной «Медного бунта» было:


а) церковный раскол и расправа со старообрядцами;

б) все деньги заменялись на медные;

в) медь приравнивалась к серебру;

г) значительный выпуск медных денег.


4. В какой российской земле находили приют беглые люди в 17 веке, не боясь возврата к прежним хозяевам?


а) на Дону;

б) за Волгой;

в) за Енисеем;

г) за Леной.


5. Какой век в истории России называют «бунташным»?


а) XV;

б) XVI;

в) XVII;

г) XVIII.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!