муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Тракторозаводского района г.Волгограда
Урок истории в 7 классе по теме:
«Народные движения первой четверти XVIII века»
Выполнила:
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №29 г. Волгограда
Силаева Ирина Анатольевна
Волгоград 2013
Раздел программы: Россия во второй половине XVII века.
Тема урока: «Народные движения первой четверти XVIII века».
Цели урока:
1. Дать характеристику причин и особенностей народных движений XVII века, раскрывая их историческое значение; доказать, что XVII век в истории России - «бунташный».
2. Развивать умение работы с учебником, картой, анализа документа, навыки конспектирования и составления таблицы.
3. Способствовать воспитанию у школьников умения применять знания по истории России XVII века для осмысления сущности современных общественных явлений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации урока: индивидуальная, коллективная.
Опережающее задание: индивидуальное сообщение о деятельности С. Разина в нашем крае.
Методы ведения урока:
словесный (рассказ, беседа, сообщение);
наглядный (презентация, портрет, таблица, атлас, карта учебника);
частично-поисковый (анализ источника);
проблемный (решение проблемной задачи);
Литература и оборудование:
1. Учебник А.А. Данилов, К.Г. Косулина «История России конец XVI- XVIII век» § 9 с. 61 – 67.
2. Атлас по Отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века.
Восстания в России в 40 – 70-х годах XVII в. с. 12.
3. Петрович В. Г., Петрович И. М. Уроки истории 7 класс. М.:Т.Ц. Сфера 2005. – Поурочное планирование.
4. Презентация «Народные выступления XVII века».
5. Русская история. Экспресс – курс. ч. 1 от Рюрика до Николая II. Санкт-Петербург 1996 г.
Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание, география.
Основные понятия:
«Соляной бунт» - 1648 г.;
«Медный бунт» - 1662 г.;
Восстание Степана Разина – 1667-1671 г.г.;
«Бунташный век» -это период царствования Алексея Михайловича, который характеризуется значительным количеством народных выступлений (1645-1676 г.г.)
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | При-меча-ния |
1. | Организаци-онный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. | 1/ |
2. | Актуализа-ция Мотивация | Вступительное слово. Беседа о формах выражения недовольства народа, способах борьбы за свои права. | Участие в беседе. | 1-2/ |
3. | Тема Цели урока | Сообщение темы и целей урока. «Социальные движения второй половины XVII века». Проблемный вопрос: - Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни? | Знакомство с темой и целями урока. Записи в тетради. | 2-3/ Сл. 1 |
4. | Изучение нового материала | План изучения: 1. Положение крестьян и посадских в XVII веке. Организация беседы. 2.Причины народных выступлений. 3.«Соляной бунт». 4. «Медный бунт». Рассказ. Работа текстом учебника. 5. Восстание под предводительством Степана Разина. Организация работы с источником. таблицей, учебником. атласом. Учебник §8. | 1. Участие в беседе. 2.Комментированное чтение. 3-4. Заполнение таблицы. . 5. Сообщение о Степане Разине. Работа с историческим источником, учебником, атласом. . | Сл. 2 4-5/ Сл. 3 3 / Сл. 4 5 -6/ Сл. 5 Сл. 6,7 1-2/ 7- 8/ Сл. 8 |
Физминутка 1 мин. |
5. | Закрепление | Тестовые задания. | Выполнение задания письменно. | 4-5/ Сл.9, 10 |
6. | Итоги урока | Подведение итога урока. Решение проблемы. Выставление оценок. | Подведение итогов. | 2-3/ Сл. 11 |
7. | Д / з | Учебник §8,записи в тетради, движение старообрядцев, к/к № 7 «Российское государство в XVII веке». Задания № 9, 10, 11. | | 1/ |
8. | Рефлексия | Беседа. | Участие в беседе. | 1/ |
Конспект урока.
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация и мотивация
Вступительное слово.
Беседа о видах и формах выражения недовольства народа, способах борьбы за свои права. Виды протеста:
-политический (стремление к власти);
-социальный (против неравенства).
Формы выражения недовольства:
1.Ненасильственные (митинги, демонстрации, шествия, забастовки).
2.Насильственные (бунты, восстания, войны, революции).
3. Тема. Цели урока
Тема урока: «Социальные движения второй половины XVII века».
Цели урока:
- Дать характеристику причин и особенностей народных движений XVII века, раскрывая их историческое значение; доказать, что XVII век в истории России - «бунташный».
- Познакомиться с различными видами и формами социального протеста.
- Закрепить умения и навыки заполнения таблицы и работы с источником.
Проблемное задание:
- Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?
4. Изучение нового материала
4.1. Положение крестьян и посадских людей в XVII веке.
Беседа.
- Какие изменения произошли в экономике страны в XVII веке?
- Какие процессы происходили в политической сфере?
Усиление самодержавной власти.
Увеличение роли дворянства.
Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Церковная реформа.
- Какие еще процессы оказали влияние на социальную ситуацию в стране?
4.2. Причины народных выступлений. «Комментированное чтение учебника» стр. 67.
4.3.- 4.4. «Соляной» и «Медный» бунты.
Рассказ учителя, работа с текстом учебника стр. 61-62 по ходу заполняется таблица. 1 - вариант – « Соляной бунт», 2 – «Медный бунт». Вопросы таблицы – на доске.
После составления таблицы осуществляется проверка.
Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к. люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников. На сторону восставших перешли стрельцы. Они были недовольны задержкой жалованья.
С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев). Пустить в оборот (чеканить) медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения. Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.
И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги.
«Городские восстания»
| «Соляной бунт» | «Медный бунт» |
Даты | 1648 | 1662 |
Повод | Введение дополнительной пошлины на соль | Денежная реформа |
Состав участников | Горожане, стрельцы | Горожане |
Требования | Отменить налог на соль, наказать виновных | Отменить медные деньги |
Характер борьбы | Стихийный | Стихийный |
Итоги | Отменен налог на соль, усилилось закрепощение крестьян принятием «Соборного уложения» 1649 г. | Прекращен выпуск медных денег |
4.5. Восстание под предводительством Степана Разина.
Сообщение о восстании Степана Разина в нашем крае.
Степан Разин в Царицыне.
Степан Тимофеевич Разин, собрав вокруг себя бедных казаков, беглых крестьян и холопов, в мае 1667 г. появился на Волге.
28 мая отряд вольницы в 1500 человек на стругах спустился вниз по Волге. 1667 г. вышел в Каспийское море, где и действовал до лета 1669 г.
На стругах со своей командой Степан Разин прошел вдоль восточного побережья Каспийского моря и вернулся к островам Дуванскому и Свиному близ Баку. А весной 1668 г. вблизи Царицына на речке Мечетной появился большой отряд атамана Сережки Кривого, высланные навстречу ему стрельцы были разбиты и бежали под защиту крепости. Захватив челны, С. Кривой с ватагой ушел на Каспий, где и присоединился к отряду С. Разина. В начале августа 1669 г., завершив персидский поход, атаман прибыл в Астрахань. Местные воеводы пропустили его с богатой добычей вверх по Волге с условием, что он в Царицыне не задержится. 5 октября 1669 г. С. Разин, наняв подводы, с пушками отправился на Дон.
Войско С. Разина 15 мая 1670 г. вышло к Волге севернее Царицына. Город был окружен. Как крепость Царицын устарел: стены и боевые башни пришли в ветхость и нуждались в капитальном ремонте. Не хватало стрельцов и пушкарей. Воевода приказал палили из пушек. С. Разин не спешил со штурмом. От перебежавших к нему пятерых жителей Царицына он узнал о положении в крепости, о симпатии к нему ее гарнизона и населения. Любимцу атамана, Ване Черноярцу, переодетому плотником, удалось вместе с перебежчиками тайно проникнуть в город и заручиться поддержкой стрельцов. Царицынцы подняли восстание и, сбив замки, открыли ворота крепости.
На помощь гарнизону Царицына на стругах был отправлен отряд в 1000 стрельцов под командованием воеводы И. Лопатина. Остановились в 7 верстах от города, на Денежном острове, здесь и заночевали. На рассвете, окружив на стругах остров, С. Разин внезапно атаковал стрельцов. Сражение походило на избиение — не успевшие изготовиться да и проснуться как следует стрельцы сопротивлялись неуверенно и вяло. И только части отряда, возглавляемой самим Лопатиным, удалось вырваться из окружения. Не подозревая о том, что Царицын уже во власти повстанцев, стрельцы попытались на стругах уйти под защиту крепости. Когда же они приблизились к ней, с крепостных стен ударили пушки. Попав под перекрестный огонь, стрельцы высадились на берег. Довершили разгром конные казаки. Лопатину пришлось сложить оружие. Пожелавших вступить в разинское войско пощадили. Очевидцы свидетельствовали, что погибло около 500 стрельцов, 300 попало в плен.
Почти месяц повстанческое войско находилось в Царицыне. Всех жителей города Разин объявил «казаками», то есть вольными людьми. В этот период посланный С. Разиным отряд взял Камышин, захватил стоявший под городом караван с товарами и продовольствием. «И оставя на Царицыне воровских своих товарищей, пошел к Черному Яру, и Черный Яр своим лукавством взял, и воеводу, убив, вкинул в воду».
Организация работы с источником «Прелестное письмо» Степана Разина.
Приложение №1 (раздаточный материал)
Использование памятки для работы с историческим источником.
Работа с текстом учебника, картой с.63- 66. По ходу работы составляется таблица:
Восстание Степана Разина (1667-1671 гг.)
Причины восстания:
1.Введение Соборного уложения 1649 года.
2.Разорение крестьян и горожан.
3.Попытка ограничения казачьей «вольности».
Ход восстания:
Даты | События |
Апрель – июнь 1670 г. | Начало восстания. Поход на Волгу. Осада и взятие Царицына. Захват Камышина, Черного Яра, Астрахани. Распространение восстания на все Поволжье. |
Август - сентябрь | Взятие без боя Саратова и Самары. Подъем восстания на Среднем Дону и Слободской Украине. Осада Симбирска. |
1 октября | Разгром войск Разина под Симбирском и уход на Дон. |
14 апреля 1671 г. | Захват С. Разина и его брата Фрола в Кагальнике . |
4-6 июня 1671 г. | Казнь С.Т. Разина. |
Причины поражения:
1.Стихийность.
2. Отсутствие осознанных целей и единства среди восставших.
3. Плохое вооружение.
4. Предательство верхушки казачества.
5. Закрепление
Что общего и что различного в народных движениях XVII века? Беседа.
Тестирование. Смотри приложение № 2.
Задание выполняются с использованием экрана. Затем выполняется самопроверка, ключ прилагается позже.
ФИЗМИНУТКА
Упражнение для глаз «Филин»:
Закрыть глаза 3-4 секунды
Широко открыть, смотреть вдаль в течении 5-6 секунд
Повторить 5 раз.
6. Итог
Подведение итога.
- С какими вопросами мы сегодня познакомились? Какие основные понятия рассмотрели?
- Можно ли назвать XVII век «бунташным» и почему?
- Возможны ли в настоящее время подобные народные волнения? В каких формах и какими методами?
Бунташное время — так современники называли царствование Алексея Михайловича (1645 — 1676). Это было время больших народных восстаний. Особенно часто вспыхивали восстания в городах. В 30 – 50-х годах XVII в. на обширной территории Московского государства произошло около 30 городских восстаний.
Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Учебник §8, записи в тетради, движение старообрядцев по вопросам городских восстаний, уделяя внимание формам социального протеста, к/к № 7 «Российское государство в XVII веке». Задания № 9, 10, 11.
8. Рефлексия
Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему?
Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.
Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.
Поднимите руки те, кому было сегодня легко.
Спасибо, урок окончен, все свободны.
Приложение 1
«Прелестное письмо» Степана Разина
«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет Вам Степан Тимофеевич от всей черни. Кто хочет богу да государю послужить да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников выводить и мирских Кровопийцев выводить. И мои казаки как промысел станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальным и опальным шли бы в полк к моим казакам.
Стоять бы вам, чёрные русские люди и татарове и чуваши, за дом Пресвятыя Богородицы и за всех святых и за великого Государя царя Алексея Михайловича. А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татары, захотев за одно тоже стоять за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и вам чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять».
Накануне взятия Астрахани Разин обратился к перешедшим на его сторону стрельцам:
«Теперь мстите вашим мучителям, что хуже татар и турок держали вас в неволе: я пришел даровать вам льготы и свободу! Вы мне братья и дети, и будете вы также богаты, как я, если останетесь мне верны и храбры!»
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте данный исторический источник:
а) цели восстания;
б) требования восставших;
в) как вы думаете, прочему Разин призывает стоять за царя? Против кого призывает бороться?
Памятка для работы с историческим источником:
1. Дайте характеристику историческому источнику:
а) автор;
б) время создания;
2. Сформулируйте основные идеи и факты.
3. Можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
Приложение №2
Тестовые задания:
1. К причинам восстаний в годы царствования Алексея Михайловича относятся:
а) закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
б) усиление приказной волокиты;
в) попытки ограничений казачьей вольности;
г)все вышеперечисленные причины.
2. «Соляной бунт» произошел:
а ) в 1648 г.;
б) в 1662 г.;
в) в 1667 г.;
г) в 1671 г.
3. Основной причиной «Медного бунта» было:
а) церковный раскол и расправа со старообрядцами;
б) все деньги заменялись на медные;
в) медь приравнивалась к серебру;
г) значительный выпуск медных денег.
4. В какой российской земле находили приют беглые люди в 17 веке, не боясь возврата к прежним хозяевам?
а) на Дону;
б) за Волгой;
в) за Енисеем;
г) за Леной.
5. Какой век в истории России называют «бунташным»?
а) XV;
б) XVI;
в) XVII;
г) XVIII.