Урок № 1 из раздела «Повторение» по математике в 3 специальном
(коррекционном) классе VIII вида.
Тема урока: Нумерация в пределах 20.
Цели: закрепить навыки решения задач и примеров в пределах 20.
Задачи:
обучающая | коррекционная | воспитательные |
повторить приёмы сложения и вычитания в пределах 20, решать примеры и задачи. | Работать над коррекцией памяти, зрительного и слухового анализатора. Продолжать формирование навыков логического мышления. | Способствовать формированию коммуникативной компетентности. Воспитывать интерес к предмету, активность к самостоятельности мотивацию к учению. |
Тип урока: повторения пройденного материала.
Вид урока: комбинированный с элементами сказки..
Основные этапы урока:
организационный этап,
этап активизации знаний,
этап усвоения и закрепление новых знаний,
этап первичной проверки понимания нового материала,
этап повторения пройденного материала,
этап информации о домашнем задании.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации педагогической деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Структура урока:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом.
Оборудование:
1. наглядные пособия:
- изображения Бармалея
- изображения доктора Айболита
- изображения Африканских животных
- изображение орла
- изображение Африки
2. карточки:
- «бананы» с заданиями
- задачи
3. таблица с ключевым словом
Ход урока:
1. Организационный момент – 3 минуты
На доске написана тема урока: Нумерация чисел в пределах 20.
Цель: психологический настрой учащихся и знакомство с планом проведения урока
Задачи: определить отсутствующих;
проверить готовность к уроку;
организовать внимание учеников на работу .
Методы работы на данном этапе: словесные, наглядные
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный момент: Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме: мы будем путешествовать в очень жаркую страну которая называется Африка (показ картинки с изображением Африки). | Проверяют наличие принадлежностей к уроку. |
2.Активизация знаний – 4 минуты.
Цель: закрепить ранее полученные знания по математике.
Задачи: организовать готовность класса к уроку
быстрое включение учащихся в деловой ритм
Методы работы: фронтальная
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Деятельность учеников, обучающихся по программе VIII вида. | Деятельность учеников, обучающихся по индивидуальной программе VIII вида. |
1. Ребята сосчитайте, пожалуйста от 1 до 15. 2. Назовите число, которое стоит после 17. 3. Учитель показывает карточку с изображением цифры 18 и 19 | 1.Считают до 15 2. Отвечают на вопрос: - это цифра 18. 3. Проверяют правильность ответа 2 группы . | 1.Считают до 10 вместе с первой группой учеников. 2. Повторяют название цифры 3. Смотрят и выбирают цифру 18 |
3. Изучение нового материала. – 30 минут
Цель: восстановить и закрепить в памяти учащихся полученные во втором классе
знания решении примеров, задач в пределах 20.
Задачи: дать обучающимся более точное представление об изученных ранее фактах
развивать восприятие, логическое мышление
способствовать активности работы ученика на уроке
Методы работы на данном этапе: проблемно – поисковый, наглядный, словесный
(эвристаческая беседа)
Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Деятельность учеников, обучающихся по программе VIII вида. | Деятельность учеников, обучающихся по индивидуальной программе VIII вида. |
3.1. - Ребята произошла беда. Доктору Айболиту пришла телеграмма из Африки, о том что заболели звери. Но злой Бармалей украл у него сумку с лекарствами и отдаст её если мы решим его задания. Поможем доктору? На доске нарисованы горы, а внизу прикреплены таблички с примерами . Дети решают примеры, а за каждый правильно решённый пример учитель убирает изображение горы по частям, под которой находится сумка Айболита. После решения последнего примера появляется сумка доктора. | Примерные ответы: - Поможем. (ученики решают примеры) | - Поможем. (ученики решают примеры) |
См. приложение № 1 | 7 + 8 = 9 + 4 = | 5 + 2 = 3 + 4 = |
См. приложение № 2 | сумка |
3.2 - У доктора Айболита есть помощники. Злой Бармалей спрятал помощника, давайте узнаем кто это? - Ребята, посмотрите внимательно на табличку, мы узнали три буквы, а их четыре. И чтобы найти последнюю букву Бармалей дал задание посложней и попросил сначала составить, а потом решить составленный пример. (примеры ученики записывают в тетрадь, а за каждый правильный ответ вывешивается одна буква). На доску вывешивается карточка с ключевым словом и примерами с помощью которых можно найти это слово. | Решают примеры. 12 – 5 = 7 (о) Составляют и решают пример на вычитание из названных чисел. | Решают примеры. 8 – 3 = 5 (р) 4 – 2 = 2 (л) Называют 2 любых числа. |
См. приложение № 3 | |
- Давайте прочитаем, что за слово у нас получилось? - Молодцы! Взял Айболит свою сумку, сел на орла и полетел к больным животным. | Читают : - Орёл |
См. приложение № 4 | |
Деятельность учителя 3.3 - Дорога была не прямая, а имела какую – то геометрическую форму. Какая это форма? На доску вывешивается ломаная линия. | Деятельность учеников, обучающихся по программе VIII вида. | Деятельность учеников, обучающихся по индивидуальной программе VIII вида. |
См. приложение № 5 | |
- Этот путь привёл доктора в Африку. Посмотрите как много там растёт деревьев. Как они называются. - А какие фрукты растут на пальмах? - А бананы эти не простые. Они с заданием в котором вам надо поставить правильный знак , =. - А теперь, когда мы открыли все буквы давайте прочитаем, как называется эта фигура. - Мы ответили правильно? | - Это дерево называется пальма. - На ней растут бананы. Дети выходят к доске по очереди и решив своё неравенство, написанное на банане, (каждый по способностям) переворачивает его. - Ломаная линия. - Да . |
См. приложение № 6. | |
3.4. Физкультминутка: Ребята мы с вами играли и немножечко устали. Давайте все выйдем из – за парты и сделаем зарядку Посмотрите — это слон. Хобот поднимает он! Бегемот, бегемот Широко разинул рот. Скачет зебра на лугу. Так и я скакать могу! Сладко дремлет лев, поев, Но бежит голодный лев! |
3.5. На доску вывешиваются картинки шести животных.. Приложение № 7 - Эти животные заболели, давайте поможем их вылечить – Но чтобы их вылечить нужно решить задачки Бармалея. | - Давайте |
Приложение № 8 1 группа: - В зоопарке было 6 львов и 8 обезьян. Сколько всего всего львов и обезьян было в зоопарке? - Ребята, что нам известно в этой задаче? - Правильно. А что нам надо найти? - Каким действием это можно узнать сложением или вычитанием? - Молодцы правильно. А теперь давайте запишем краткую запись и решение задачи. (учитель пишет на доске). Львов – 6 Обезьян – 8 Всего- ? Решение: 6 л. + 8 об. = 14 ж. Ответ: всего львов и обезьян было 14. 2 группа: - У вас на парте лежат несколько жирафов, львов и 2 конверта. Вам надо положить в один конверт 5 львов, а в другой 2 жирафа. | - Нам известно, что в зоопарке было 6 львов и 8 обезьян. - Нам надо узнать сколько всего животных было в зоопарке. - Сложением. Дети пишут в тетради. | В ыполняют своё задание. |
4. этап повторения пройденного материала. - 4 минуты
Цель: систематизация знаний, полученных на уроке
Задачи: научиться анализировать пройденный материал
учиться давать оценку своей работы на уроке
Методы работы на данном этапе: устный контроль
Форма: фронтальная
Деятельность учителя | Деятельность учеников, обучающихся по программе VIII вида. |
- Ребята наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим в тетради и вспомним чему мы научились на этом уроке? - Что это? (учитель достаёт конверт с письмом). Здесь написано ученикам 3 класса. Прочитаем?. Учитель читает письмо | - Мы научились решать примеры, задачи, чертить геометрические фигуры, решать неравенства - Да |
см. приложение № 9 | Дорогие ребята! Спасибо вам большое за то, что вы помогли мне долететь до Африки и вылечить зверей. За это я вам, моим спасателям, оставлю на память свою фотографию. Айболит. |
5.Домашнее задание – 4 минуты
Цель: подведение итогов урока и мотивирование домашнего задания;
Задачи: предупредить о возможных затруднениях и способах их ликвидации
мотивировать домашнее задание
повышать интерес к домашнему заданию
Методы работы на данном этапе: словесный (беседа)
Деятельность учителя | Деятельность учеников, обучающихся по программе VIII вида. |
Ребята, а вы хотите, чтобы доктор пришёл ещё к нам в гости? Тогда вот вам карточки с заданием, которое вы сделаете дома. Домашнее задание даётся на карточках. Каждому ребёнку по способностям. Приложение № 10 1 группа: - сложите числа 10 и 7, найдите разность чисел 16 и 10 Решите задачу: - У Саши на полке 7 маленьких львят, 5 тигрят и 4 обезьянки. Сколько всего фигурок животных у Саши? 2 группа: - поставь пропущенный знак + или -, так чтобы равенство стало верным. 4…1 = 3 8…2 = 10 3…2 =5 6…2 = 8 | Да. Слушают объяснение задания и получают его на карточках.. |