Урок как основная форма организации обучения
Основной формой организации обучения в школе является урок, поскольку ему отводится 85-95% всего времени обучения.
Классно - урочная форма организации обучения выдержала испытание жизнью на протяжении нескольких столетий. Она имеет ряд преимуществ.
Урок — это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков и личностного развития всех учащихся.
Укажите в данном определении специфические признаки, характеризующие урок…
Представьте в виде схемы
Признаки классно-урочной системы:
-учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс;
-класс работает по единому годовому плану и программе, согласно расписанию (в связи с этим дети приходят в школу в определенные часы дня);
-урок выступает основной единицей занятия;
-урок посвящен одному учебному предмету, теме в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;
-работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащегося в следующий класс.
ПРЕИМУЩЕСТВА классно-урочной формы организации обучения
-четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;
-простота управления процессом;
-возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем;
-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения;
-экономичность обучения, поскольку учитель работает с достаточно большой группой учащихся;
- создание условий для соревновательного духа в процессе движения от незнания к знанию.
НЕДОСТАТКИ
-ориентация на среднего ученика;
-учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
-качество знаний, умений и навыков, формирование УУД;
-создание условий для систематического контроля и проверки знаний, умений и навыков каждого учащегося;
-гарантированность формирования УУД;
Типология уроков
-уроки по ознакомлению с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретны явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
- уроки закрепления и повторения знаний;
- уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
-уроки выработки и закрепления умений и навыков;
-уроки проверки знаний и разбора проверочных работ;
-комбинированные, или смешанные, уроки.
Комбинированный урок
-проверка домашней работы:опрос учащихся;
-изучение нового материала;
-первичная проверка усвоения;
-закрепление новых знаний;
-повторение изученного в виде беседы;
-проверка и оценка знаний учащихся;
-задание на дом.
Урок ознакомления с новым материалом
-повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового;
-объяснение учителем нового материала и работа с учебником;
-проверка понимания и первичное закрепление знаний;
-задание на дом.
Урок закрепления знаний
- проверка домашнего задания;
-выполнение устных и письменных упражнений;
-проверка выполнения заданий;
-задание на дом.
Уроки выработки и закрепления умений и навыков
- воспроизведение теоретических знаний;
-выполнение практических заданий и упражнений;
-проверка выполнения самостоятельных работ;
-задание на дом.
Обобщающие уроки
Проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки (контрольные)
Позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Тенденции развития урока
Одна из наиболее ярко выраженных тенденций — стремление к оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и к его направленности на творческое развитие сущностных сил учащихся.
Другая тенденция — наполнение урока жизненно важным содержанием , организация обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. Урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков , проявляются:
- в видоизменении их структуры,
-варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения;
-в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся.
Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.