Конференция: Николай Зелинский.
Задачи.
Образовательные:
познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Н.Д.Зелинского;
подчеркнуть значение его работ в становлении органической химии;
закрепить и систематизировать полученные ранее на уроках физики, химии знания о веществах;
провести сопоставление теоретического и практического материала.
Развивающие:
развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;
совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторного опыта;
развивать умение работать индивидуально.
Воспитательные:
развивать желание учиться активно;
развивать чувство патриотизма, гордости за достижения химической науки;
развивать любовь к химии и научным исследованиям;
создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.
Оборудование и вспомогательные материалы: ИД, проектор, компьютер.
Портрет Н.Д.Зелинского
Высказывание Зелинского: “Я изобрел его не для нападения, а для защиты миллионов жизней от страдания и смерти ”.
Оборудование для проведения лабораторных опытов: Активированный уголь, стакан с водой, раствор марганцовки,
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Есть личности, которые олицетворяют собой динамику развития общества и определяют поступательное движение общественной жизни на многие годы. Право стать личностью приобретается умением, будучи в гуще событий повседневной жизни, увлечь за собой других, дать творческий импульс желанию поиска нового, более совершенного.
Ведущий 2: В судьбе таких людей преломились и радостные, и тяжелые периоды жизни общества. Уходящие годы не отдаляют их имена, а, наоборот, заставляют с большим вниманием всматриваться в историю их жизни, сверяя свои дела и поступки со свершениями этих людей. К их числу относится Николай Дмитриевич Зелинский.
Ведущий1: С именем Николая Дмитриевича Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Автомобилисты могут его благодарить за создание технологии получения бензина, фармацевты, производители красок и пластмасс - за разработку синтеза ароматических углеводородов, а военные всего мира - за изобретение фильтрующего противогаза...
Ведущий 2 Если 19 век заложил основы современного химического мышления, основанного на методах точного опытного исследования, то он же породил и новый тип ученого: на смену натуралистам с энциклопедическим охватом, переводящим свой взгляд с микроскопа на телескоп и с минерала на растение, пришел ученый-специалист, фиксирующий интерес в определенной области и охватывающий всю теорию и практику данной области, весь ее исторический опыт.
Ведущий 1: Принадлежа к этому последнему типу ученого, Николай Дмитриевич Зелинский тем не менее сохранил в себе те черты натуралиста, ведь он начинал свою научную деятельность во второй половине 20 века.
Ведущий 2 Исполнилось 150 лет со дня рождения одного из проницательных исследователей, предвосхитившего многие научные явления, корифея химии, изобретателя газа иприт и противогаза, академика Николая Зелинского.
Ведущий 1 Большую часть плодотворной, наполненной открытиями жизни он провел, работая в Московском государственном университете, где начинал в 1893 году. Но школа его живет, ученики трудятся и сегодня.
Ведущий 2 « Химия часто одаряла меня чудом познания еще неразведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям. Я уверен, что ни один из тех, кто интересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности» говорил Зелинский.
Ведущий 1 Будущий исследователь родился в 1861 году в Тирасполе. О детстве нам расскажет ученица 11 класса _____________________
Ведущий 2 Интерес к химии возник у ученого очень рано. « Мне было 10 лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя соляной кислотой на перекись марганца», - рассказывал он впоследствии.
Ведущий 2 О годах учебы в Московском университете расскажет ученица 11 класса ___________________
Ведущий 1Зелинский был одним из первых ученых, который практически показал пути использования нефтяных углеводородов для целей, куда более экономичных и эффективных, чем сжигание.
Ведущий 2 О научной и педагогической деятельности расскажет ученица 11 класса ___________
Ведущий 1Несмотря на очень напряженную работу в Московском университете, Н.Д.Зелинский успевал вести большую общественную работу. Об этом расскажет ученица 11 класса _________
Ведущий 2Изучение Зелинским оптических свойств нефти приводит его к новым открытиям. О реакции Зелинского расскажет ученица 11 класса_______________________
Ведущий 1
Согнувшись пополам, как нищие с мешками,
Спиной к преследующим вспышкам боя,
Хромая, кашляя надрывно, мы плелись
Устало к месту вожделенного покоя.
Шли, дремля на ходу, в грязи башмак теряя,
Покорно волоклись сквозь этот ад,
Брели на ощупь, позади не различая
Глухих разрывов газовых гранат.
Ведущий 2
Газ! Газ! Скорей! – Неловкие движенья,
Напяливание масок в едкой мгле.
Один замешкался, давясь и спотыкаясь,
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана,
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.
Ведущий 1
О, если б ты потом тащился вместе с нами
За той повозкой, куда кинули его,
Смотрел в лицо с разинутыми бельмами-глазами,
Не видящими больше ничего,
Слыхал, как от толчков повозки вновь и вновь
В забитых пеной легких клокотала кровь, –
Ты не посмел бы, друг мой, повторять
Избитой лжи, юнцов наивных распаляя:
«Нет больше радости и чести жизнь отдать,
За родину солдатом погибая!»
Ведущий 2
В мае 1915 года немцы начали химическую атаку на русско-германском фронте под Варшавой. Погибло много русских солдат. Зелинский начал искать средство защиты от отравляющих газов. Вместе с сотрудниками лаборатории он разработал способ активирования древесного угля путем прокаливания, что значительно увеличило поглощающую способность. Так появился знаменитый угольный противогаз. (Кстати, этот самый активированный уголь сегодня применяют в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта).
Ведущий 1 Первая химическая атака была проведена на северо-западе Бельгии. Было израсходовано 180 тонн хлора на участке шириной 6 км. Концентрация хлора составила 0,01 – 0,1 %, что является смертельной дозой для человека. Сразу после получения известий о газовой атаке Зелинский приступил к поиску путей защиты от газообразных ядов и созданию противогаза. В результате реакций образуется неядовитые продукты.
О создании противогаза расскажет ученик 11- класса
Ведущий 2. Так появился знаменитый угольный противогаз. Единственный сохранившийся экземпляр первого противогаза сегодня есть в Музее-квартире Н.Д. Зелинского.
Ведущий 1 Химизм данного процесса можно продемонстрировать следующим опытом
Лабораторный опыт «Адсорбция»
Оборудование и реактивы: химические стаканы, пробирки, воронка, фильтр, спиртовка, спички, вода, азотная кислота, медь, активированный уголь, древесный уголь, лакмус, чернила.
Если раствор чернил взболтать с мелко растертым углем, а затем профильтровать, то в фильтрате будет бесцветная жидкость – вода. Если вместо чернил взять колбу, наполненную окрашенным газом, например оксидом азота (IV), и бросить туда кусочек пористого угля, то также произойдет обесцвечивание. Происходит поглощение газов и растворенных веществ углем. Это явление называется адсорбцией
Чем больше пористого угля, тем больше поверхность угля и тем больше его адсорбционная способность. Чтобы увеличить пористость угля, его нагревают в струе водяного пара, при этом поры угля очищаются от загрязняющих веществ. Так получают активированный уголь, который обладает большой поглотительной способностью.
Активированный уголь нашел широкое применение. В медицине он используется в виде таблеток («карболен») для удаления вредных веществ из пищеварительного тракта. Активированный уголь применяется в производстве спирта и сахара для очистки их от примесей, а также в фильтрующих противогазах для поглощения отравляющих веществ из вдыхаемого воздуха.
Ведущий 2 Н.Д. Зелинский был одним из организаторов Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева, президентом Московского общества испытателей природы, стал трижды лауреатом Государственной премии СССР, академиком АН СССР. В 1934 году ученый занимался организацией столичного Института органической химии АН СССР (сейчас институт носит его имя), лаборатории сверхвысоких давлений, создал в МГУ лабораторию, где изучали новые методы синтеза каучукоподобных веществ и способы переработки побочных продуктов производства каучука
Ведущий 1 Зелинскому принадлежат около 700 научных трудов в важнейших областях органической химии, множество работ по физической химии и химической терминологии.
Ведущий 2 Подробно о работах Зелинского расскажет ученица 11 класса _________
Ведущий 1 Зелинский был крупным ученым и педагогом, страстным пропагандистом химической науки. Государство ценило работу Николая Дмитриевича Зелинского. За выдающиеся заслуги в разработке научных проблем по органической химии Зелинский не раз награждался государственными наградами.
О наградах ученого расскажет ученица 11 класса ______________
Ведущий 2 О том, что названо именем Зелинского расскажет ученица 11 класса ----------------
Ведущий 2 Одной из уникальных сторон жизни Зелинского было наличие большой семьи и многих учеников и последователей. Интересно, что один из родственников Николая Зелинского был автором первого российского государственного гимна «Боже, Царя храни!».
Ведущий 2 Есть личности, которые олицетворяют собой динамику развития общества и определяют поступательное движение общественной жизни на многие годы. Право стать личностью приобретается умением, будучи в гуще событий повседневной жизни, увлечь за собой других, дать творческий импульс желанию поиска нового, более совершенного. В судьбе таких людей преломились и радостные, и тяжелые периоды жизни общества. Уходящие годы не отдаляют их имена, а, наоборот, заставляют с большим вниманием всматриваться в историю их жизни, сверяя свои дела и поступки со свершениями этих людей. К их числу относится Николай Дмитриевич Зелинский.
Ведущий 2 Начав жизненный путь, как типичный представитель университетской науки, Зелинский стал одним из первых отечественных ученых, посвятивших свой труд Отчизне. Безграничной была сфера научных интересов Николая Дмитриевича. Химия нефти и аминокислот, практическое применение теоретических представлений о катализе и проблема происхождения нефти, синтетический каучук и создание угольного противогаза, реакции при сверхвысоких давлениях и при ультрафиолетовом излучении – вот далеко не полный перечень вопросов, занимавших ученого в течение его долгой жизни. И это был не поверхностный интерес увлеченного дилетанта, а основательный подход профессионала, оставившего глубокий след в своей области.
Ведущий 2
Яркая личность талантливого ученого всегда привлекала к себе студентов и молодых работников. Большинство из них под благотворным влиянием Н.Д. Зелинского стали известными учеными, руководителями крупных коллективов исследователей. Ученики Зелинского стали основоположниками многих новых направлений в органической и физической химии.
Ведущий 2 Для Зелинского было характерно творческое отношение не только к своей научной работе, но и, казалось бы, к так хорошо изученному студенческому практикуму.
Ведущий 2 Весь жизненный путь Зелинского был посвящен «приложению научных истин для создания разнообразных химических ценностей, полезных человечеству». Эти слова как нельзя полно отражают содержание и направленность всех работ ученого. Решая, казалось бы, конкретные повседневные задачи индустриализации страны, он видел за этим интересы всего человечества в целом. Поэтому его идеи продолжают жить в делах сегодняшних ученых.
Ведущий 2 Главной заслугой Николая Дмитриевича перед отечественной наукой является
создание школы химиков-органиков. «Школа» подразумевает объединение ученых на одной идеологической платформе, работающих в одной области. Школа академика Зелинского внесла основной вклад в развитие отечественной химии и в создание передовой химической промышленности. Идеи, высказанные Николаем Дмитриевичем в области органической химии, катализа, биохимии, нефтехимии, материализовались в конкретные работы.
Ведущий 2 В Институте органической химии, созданном при непосредственном участии
ученого, работают его ученики. Вся жизнь и работа ученого – огромный вклад в науку, занимающую очень важное место в жизни страны. Николай Дмитриевич Зелинский – это гордость за химическую науку, пример творческого развития. Начав жизненный путь, как типичный представитель университетской науки, Зелинский стал одним из первых отечественных ученых, посвятивших свой труд Отчизне.