СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "Е. Чарушин "Яшка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием технологии смыслового чтения как средство повышения качества образования в начальной школе, прием - антиципация. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Е. Чарушин "Яшка"»

Урок литературного чтения по программе «Начальная школа 21 века».

Тема: Е. Чарушин «Яшка»

Цель урока: знакомство с произведением Е.И. Чарушина.

I. Мотивация к деятельности.

  1. Беседа

- Здравствуйте. Сегодня у нас урок подсказок и предположений. Как вы понимаете эти слова?

- В словаре Д.Н. Ушакова говорится, что подсказка - это даваемый совет, намёк; слова, помогающие вспомнить что-либо. Предположение – предварительное суждение, догадка о чем-либо.

Я желаю нам успехов!

2. Речевая разминка

- проговаривание скороговорки

Ведьма превратила ленивую королеву в говорливую ворону. 3 раза вполголоса и шепотом. Отдельная группа детей проговаривают скороговорку с разной интонацией.

3. Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).

Небылицы

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал ещё, что будет

С ним сплошная маята.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад.

Пел он песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд.

II. Постановка учебной задачи.

− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать?

- откройте учебник на с. 47, прочитайте название текста и автора. Это будет темой нашего урока. (на доске тема урока)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Это будет цель нашего урока. Знакомство с произведением Е. Чарушина «Яшка». (на доске)

III. Открытие нового знания.

Предтекстовая работа. Антиципация.

1)-прочитайте фамилию автора. (портрет) Что вы знаете об Евгении Ивановиче Чарушине?

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.



- О ком он писал? (о животных) (выставка книг)

- Какие произведения по жанру писал Е. Чарушин? (рассказы)

- Что значит рассказ? (произведение, в котором описываются реальные события)

2) Прочитайте подзаголовок рассказа «Ребята и зверята».

- Предположите, о ком будем читать произведение. (об отношениях людей и животных)

3) прочитайте название произведения.

- Яшка. Как вы думаете, кто это? (животное, мальчик)

4) Посмотрите рисунок на с. 48.

-Предположите, о ком будет этот рассказ? (ворон, птица, мальчик, зоопарк)

Посмотрите рисунок на с. 49.

- Предположите, где еще будут развиваться события?

-Что делает герой? Что вы видите? (разговаривает, закрытая клетка)

- Что лежит на тарелочке? (горох)

5) добавление слов к предтекстовой работе

- Зоосад – сад для животных.

- Клетка-вольер – площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой.



6) Работа с текстом.

-Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).

7) Работа по вопросам учебника.

- От чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)

- Кто жил в клетке?

- Почему автор испугался и растерялся?

- Что было в кармане у Е. Чарушина?

- Что сделал ворон?

- Почему автор назвал ворона «умной птицей»?

Ворон – это птица, которая с легкостью приспосабливается к любым условиям обитания. Эта птица распространена практически по всей планете. Мрачный силуэт в небе этой птицы всегда наводит на самые нелепые мысли. На самом деле, только сейчас стало известно, насколько умная и терпеливая эта птица. Еще не так давно ворон служил символом несчастья и различных фобий. Образ ворона трансформировался в мифологию многих народов, в художественную литературу, в музыку и в кинематографию.

На протяжении многих времен люди пытались приручить ворона и содержать его в качестве домашней птицы. Несмотря на это, ворон олицетворяет свободу и несвойственный для птицы интеллект. Было время, когда численность этой птицы начала снижаться, приобретая угрожающие показатели. К счастью человек позаботился о том, чтобы популяции ворона не уменьшались, поэтому его численность стала увеличиваться.



- А вы с кем должны делиться?

- О чем думал писатель?

- Кого можно научить говорить?

- Как птиц учат говорить?

- Зачем закрыть платком?

- Каким голосом?

- Сколько раз повторять фразу?

- Что сделать после урока?

- Как автор назвал все эти действия?

8) Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.

− рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («удивление», «неожиданная просьба».)

− найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.)

9)работа над предположениями

- Давайте проверим наши предположения.

-Верно, что произведение, которое мы читали – рассказ? Докажите.

- Верно, что в рассказе говорилось о животном, а конкретно о птице?

- Был ли мальчик в рассказе?

- Где происходили события?

- Где находились птицы?

- Для чего необходим горох?

- В каком порядке вы расставили слова? Почему?

-Какие слова еще добавили?


10) Викторина «Красный, желтый, зеленый»

Вопросы в презентации. Детям необходимо выбрать правильный ответ и положить жетон перед собой. В конце викторины, проверить правильность ответов.

Познавательные уровни и критерии оценки

Вопросы

  1. Знание (зеленый)

Выберите правильный ответ.

В рассказе говорится о:

1.Мальчике Яше;

2.Вороне Яше;

3.Клоуне Яше.

  1. Понимание (желтый)

Почему, чтобы научить птицу говорить, надо посадить ее в маленькую клетку и прикрыть платком?

1.чтобы птица уснула.

2.чтобы птица испугалась и начала говорить.

3.чтобы птица не развлекалась.

  1. Применение (красный)

Найдите предложение из текста.

1.Дай Яше горошку!

2.Дай Яше сахару!

3.Дай Маше горошку!




Правильные ответы:

  1. 2- зеленый;

  2. 3 – желтый;

  3. 1 – красный.

Дети поднимают руки, если все правильные ответы.

IV. Итог урока.

– Кто рассказал, как научить птицу говорить?

– Какие открытия вы сделали на уроке?

- Чему учит рассказ?(беречь природу, ухаживать за животными).

- Какая пословица более отражает главную мысль текста? ( мы в ответе за тех, кого приручили).

V.рефлексия

Выберите цвет жетона, соответствующий вашей самооценке.

- зеленый – отлично! Я все понял!

- желтый – хорошо! Что-то осталось неясным. Я еще раз прочитаю и все пойму.

- красный – плохо! Я ничего не понял. Мне надо еще несколько раз прочитать рассказ.









6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!