Лит. чтение 08. 05.2020г. Начало урока в 10.20.
Тема: Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока. Сегодня вы познакомитесь с новыми произведениями Л. Толстого, будете учиться определять главную мысль произведения, характер героев.
Оборудование: учебник.
I. Словарная работа.
Сопрела – сгнила, испортилась в тепле и сырости.
II. Знакомство с новой темой.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведениями известного русского писателя Льва Николаевича Толстого.
- Откройте учебник на с. 60 и прочитайте название произведения.
- Послушайте содержание рассказа и последите по учебнику.
https://www.youtube.com/watch?v=vluofpIR4f0 (0.41)
- О ком этот рассказ?
- Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
Согласье в семье - богатство.
Каждое семя знает своё время.
- Прочитайте рассказ самостоятельно.
- Какую важную мысль автор сообщает читателям?
III. Словарная работа.
Горница – большая светлая комната.
Сочла – сосчитала.
IV. Работа с текстом.
- Ребята, подумайте, когда люди краснеют, а когда бледнеют?
- Сейчас вы услышите рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел, и узнаете, отчего это с ним случилось.
https://www.youtube.com/watch?v=gVobbFM21Xs (1.36)
- Хотели бы вы оказаться на месте Вани?
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман?
- Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- К какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле?
Физкультминутка. Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок, два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
И садись, работать нужно!
- Прочитайте рассказ самостоятельно и найдите в тексте слова - действия, которые называют то, что совершал Ваня.
- Почему автор так подробно описывает это?
- Отчего Ваня заплакал?
- Что же плохого сделал Ваня?
- Как вы считаете, каким был отец Вани: строгим и справедливым или добрым и умным?
- О чём этот рассказ? (О лжи, о совести).
- О ком этот рассказ?
- Да, это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.
- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
- Ответьте на второй вопрос на с.61.
- Подготовьте пересказ этого рассказа. (ПАМЯТКА)
V. Итог урока и рефлексия.
- Чему хотел научить нас автор этими рассказами? (Быть терпеливыми, ответственными, иметь силу воли, быть честными.)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем важен для вас сегодняшний урок?