СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе В.Бианки "Сова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе, построенный на основе технологиии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе В.Бианки "Сова"»

Тема урока: В.В. Бианки «Сова».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с новым произведением, используя приемы технологии развития критического мышления.

Задачи:

Образовательные:

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;

учить детей решать экологические проблемы, близкие и доступные младшему школьнику.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников;

создать условия для формирования выразительного чтения;

содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

Воспитывающие:

воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

способствовать сплочению классного коллектива;

прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование:

компьютер и проектор,

портрет писателя Б.Житкова,

рисунки детей,

аудиозаписи, учебники, презентация

рабочие тетради.

Учебник: Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 2 класс.


Ход урока


Организационный момент. Психологический настрой

Вы друг к другу повернитесь

И, конечно, улыбнитесь!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! (слайд 2)

Учитель:

- Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!



Стадия вызова

Сообщение темы урока

Учитель:

На доске рисунки, где вы изобразили лето. Как можно назвать одним словом то, что вы нарисовали?.

Дети:

- Это природа.

Учитель:

- А как, вы, думаете, связан человек с природой?

Дети:

- Он сам является частью природы, влияет на её красоту, бережёт природу.

Учитель:

- Мы продолжаем знакомиться с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. (слайд 3)

Учитель:

- Запишите в течение одной минуты в таблицу ЗХУ всё, что вы знаете об этом авторе. (слайд 4)

Ученики работают самостоятельно на листочках.

Учитель:

- Поделитесь своими знаниями (учитель вписывает в аналогичную таблицу на доске известное детям).


Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

Вырос в семье ученого, учился в Петербурге, много путешествовал, написал около 300 произведений,

автор рассказа «Музыкант»,

много пишет о природе.

Прочитать новый рассказ этого автора.




Учитель:

– К концу урока постарайтесь заполнить в таблице графу “узнал”.


Прием «Ключевые слова»

На доске слова: клевер, корова, старик, сова, мыши, дуб, шмели. (слайд 5)

Учитель:

- Что объединяет эти слова?

Дети:

- Природа, корова ест клевер, сова ест мышей, шмели летят на клевер.

Учитель:

- Кто же догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

Дети: - О природе.

Учитель:

- Виталий Валентинович Бианки написал замечательное произведение «Сова». (слайд 6)

Учитель:

- Откройте учебник на с. 147. Что вы видите на иллюстрации? Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (прогнозирование по иллюстрации)

Дети высказывают свое мнение.


Учитель:

- Что вы знаете о сове? (слайд 6)

Прием «Чтение с пометами»

Сова — ночная хищная птица.

Живет чаще в смешанных и хвойных лесах.

Охотится ночами, чаще всего на мышей.

Живет в брошенных гнёздах других птиц.

Осенью совы улетают на запад.

!

+

*

-


это я знал; это новое для меня; этим я удивлен; это было интересно

Учитель:

- В мире насчитывается около 130 видов сов. Распространены совы по всему свету, кроме Антарктиды и некоторых океанических островов. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. На территории России встречается 16 видов сов.


Стадия осмысления

Учитель:

– Прежде чем приступить к работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)

– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.

хо-ро-нишь-ся — хоронишься (прячешься) (слайд 7)

сто-ро-нишь-ся — сторонишься (облетает стороной)

рас-сер-ди-лась — рассердилась

от-ча-ян-ная — отчаянная (смелая)

пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются

за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

Учитель:

- Прочитать однокоренные слова, объяснить значение непонятных слов.

стар — стариковом

шмель — шмелиные

глаза — глазищами

лез — вылезла

носить — переносить

цвет – цветень (пыльца)

поить - пойло (питательное питье для скота)

корм — кормовистый (клевер, предназначенный для корма скоту)

Физкультминутка «Путешествие на луг» (слайд 9)

Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы.

Бабочка вспорхнула

Крыльями взмахнула

Тут кузнечик скок-скок-скок,

Пчёлка перелетает с цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясёт,

Перепел из земли червячка достаёт,

Дружно все вздохнули

Мы немного отдохнули.


Приём «Чтение с остановками» (слайд 10)

Учитель:

- Сейчас мы с вами будем читать произведение. Во время чтения будем останавливаться и обсуждать прочитанное.


1 часть- до слов» Ночь пришла» (слайд 10)

- Как обратилась Сова к старику?

- А что Старик ответил ей?

- Почему Старик не считал Сову своим другом?

- Как ответил он на её предупреждение?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?


2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»(слайд 10)

- Почему мыши так расхрабрились?

- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде?

- Подумайте, как ответ Старика характеризует его?

( Легкомысленный, ненаблюдательный)

- Прислушается ли старик к совету Совы?


3 часть- до слов « Старик бранится…»(слайд 10)

- Почему не родится клевер на лугу?

- Что стало с коровой?

- О чём предупреждает Сова Старика?

-Как вы думаете, поменяется ли поведение старика?

(Герой стал задумываться о правильности своего поведения).


4 часть- до слов « Простила Сова…»(слайд 10)

- Что изменилось в Старике?

(Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

- Поможет ли Сова старику?


5 часть- до конца сказки. (слайд 10)

- Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

( В природе всё друг с другом связано)


Физкульминутка (слайд 11)

Летала сова – веселая голова. Ходьба на месте

Вот она летела, летела, Взмах прямыми руками в стороны.

На березку села. Остановиться на месте

Хвостом повертела, Повороты туловища вправо, влево

По сторонам поглядела, Круговые повороты головой

Песенку спела

И опять полетела. Взмах прямыми руками в стороны

Ветки раздвигала, Наклоны вперед, руки отвести назад

В домик приглашала. Приглашение руками


Учитель:

- Как вы понимаете предложения: (слайд 12)

1) Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.

2) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

З) Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Учитель:

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей? (слайд 12)

- Убедил ли нас писатель в том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?


Учитель:

- О связи всего живого можно написать научную статью, но В. Бианки написал художественное произведение. Почему?

- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью модели. (На партах у детей модели литературных жанров).


Литературные жанры


рассказ стихи

сказка басня (слайд 13)

Учитель:

- Почему вы так решили?

- Докажите, что это действительно сказка.

( Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка: Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи - складно».)


Прием «Закончи предложение» (работа в парах)

Произведение «Сова» - сказка, потому что …(слайд 14)


Стадия рефлексии

Составление синквейна по прочитанному произведению (работа в группах)


1. Сова.

2. Умная, мудрая.

3. Рассердилась, предупредила, простила.

4. Мудрая сова простила старика.

5. Мудрец (слайд 15)

Учитель:

- Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

(Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)

Учитель:

- В природе всё взаимосвязано. Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.

Учитель:

- Давайте заполним третью графу таблицы ЗХУ (слайд 16)


Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

Родился в Петербурге,

его отец был ученым,

автор рассказа «Музыкант»,

много пишет о природе.

Прочитать новый рассказ этого автора.

В. Бианки – автор произведения «Сова».

Это текст в форме сказки.


Учитель:

– Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

– Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?

-Кому хотелось бы продлить урок?

- Что познавательного вы взяли для себя?

- А как вы, дети, можете помочь природе?


Самооценка

-Оцените свою деятельность на уроке.

Зеленая фигура - не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтая фигура - допустил неточность;

Красная фигура - надо постараться и успех будет!


Домашнее задание

Учитель:

- Какая связь между совой и чаем старика?

- Дома прочитать сказу выразительно, составить 3 "тонких" и 3 "толстых" вопроса, записать их в тетради.

Нарисовать цепочку взаимосвязи (даны карточки со словами: сова — мышь — шмель — клевер — корова — молоко – чай) (слайд 17)

- Спасибо за урок. (слайд 18)

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!