СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие стиля. Урок литературы. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.И Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие стиля. Урок литературы. 9 класс»

9 класс

Тема: М.И Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие стиля.


Тип урока: первичное знакомство с материалом.

Методы: проблемно – поисковый

Форма: индивидуально - групповая

Оформление кабинета: на доске записаны дата, тема, эпиграфы к уроку; стенд о жизни и творчестве М.Цветаевой.

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.А.Цветаевой.

Задачи:

1. Показать исключительность дарования , трагическое величие М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб.

2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, исследовательской работы, интеллект.

3.Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

Эпиграфы: «Мои стихи - дневник »

«Одна из всех – за всех – противу всех!»


Ход урока:

I. 1)Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих и подготовленности к занятиям.

2) Слово учителя: сегодня на уроке мы познакомимся ближе ещё с одной жемчужиной поэзии Серебряного века.


II Проверка Д/З - игра «Бег ассоциаций».

Слово учителя: Дома вы самостоятельно должны были изучить биографию М.И.Цветаевой. Проверка домашней работы будет осуществляться в виде игры «Бег ассоциаций», она заключаться будет в следующем: на экране появится стихотворение М.И.Цветаевой. Ваша задача - применить все свои знания, умения и творческие способности- назвать ассоциации, связанные с биографией поэта, вызванные данным стихотворением. Для этого в опросном листе напротив стихотворений запишите сведения из биографии Цветаевой. Приложение №1


Названия стихотворений:

1. Красною кистью рябина зажглась.

Облака -- вокруг, Купола – вокруг. Москва! -- Какой огромный Странноприимный дом! (1892)

2. Маме (В старом вальсе штраусовском впервые). Бабушке

Христос и Бог! Я жажду чуда! Идешь, на меня похожий. (1903)

3. Моим стихам, написанным так рано. Мой письменный верный стол! (1910)

4. Я с вызовом ношу его кольцо. Цыганская страсть разлуки. (1912)

5. Девочка! – Царица бала! (1913)

6. Имя твое — птица в руке (Стихи Блоку), Мне нравится, что вы больны не мной. (1913- 15)

7. Я тебя отвоюю у всех земель и у всех небес. Сергею (Генералам 1812г) (1915- 1920)

8. Две руки, легко опущенные на младенческую голову. Плач Ярославны. (1920)

9. Если душа родилась крылатой. Кто создан из камня, кто создан из глины. (1917-1922)

10. Тоска по родине! Рябину рубили зорькою. (1922-1939)

11. Пригвождена к позорному столбу. Уж сколько их упало в эту бездну.

1939 -1941


III Работа по теме

1) Слово учителя. Итак, мы пробежались по биографии поэта. Теперь давайте обратимся к теме нашего урока: «М.И Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие стиля» и попробуем определить цель и задачи нашего занятия.

2) работа с эпиграфом: «Мои стихи - дневник»

Слово учителя:

М.И.Цветаевой суждено было стать летописцем эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Цветаева как бы вобрала в себя все людские трагедии. «Эхо мира» отразилось в её судьбе. Н.Мандельштам в своих дневниках писала: «Я не знаю судьбы трагичнее Марины. Ни один роковой поворот того времени не обошел её стороной». Лирическая героиня дорожит каждым мгновением жизни, каждым переживанием, каждым впечатлением.

«Мои стихи - дневник» писала Цветаева. Перед нами задача- доказать или опровергнуть слова поэта. (Ответы обучающихся. Обращение к домашнему заданию).

Определение тематики произведений. Давайте ещё раз обратимся к стихотворениям, с которыми работали несколько минут назад и попробуем определить их тематику

Запись основных тем творчества М.Цветаевой.

1. Тема поэта и поэзии. Дар поэта делает человека крылатым, не таким как все, он возносит его над житейской суетой, над временем и пространством, наделяет божественной властью над умами и душами, что приводит к вечному конфликту бытового и бытийного в душе поэта, к двоемирию поэзии. Примирение с миром возможно лишь при отказе от своей «особенности». «Я хочу воскресить весь тот мир – чтобы они не даром жили – и чтобы я не даром жила».

Цветаева обладала удивительным даром - умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Поэты – современники были оценены ею глубоко и оригинально.

2. Тема родины раскрывается острым чувством к России, природе, ее истории, её национальному характеру в стихотворениях о доме, Москве и России. Первоначально родиной был родительский дом. Понятие дом- это особый уклад жизни, это живое существо, преданное и понимающее. Затем - Москва- странноприимный дом, сосредоточие всех путей, сердце России, открытое всем обиженным, заблудшим, страждущим. «России меня научила революция», - говорила Цветаева. Россия была в её крови вместе бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой. Символом родины с ранних лет для поэта стала рябина.

3.Тема любви. Это чувство у Цветаевой многолико, настоящее половодье чувств. ОНО не бывает счастливым, это всегда поединок роковой, спор, конфликт, а порой разрыв. Любовная лирика громогласна, масштабна, гиперболична и внутренне драматична. «Одна голая душа, даже страшно», говорил о любовных стихах Цветаевой Сергей Эфрон.

4. Философская тема. Жить, по Цветаевой, - это идти, страдать, мчаться в бой, всё изведать, испытать. Редкое жизнелюбие парадоксальным образом связано с размышлениями о смерти, уходе из жизни. С ранних лет поэт ощущает тонкость незримой грани, что отделяет бытие от небытия. Желая понять запредельное, Цветаева мысленно пытается перешагнуть эту грань. Тема души

5. Близкие люди. Глубокое ощущение родства душ. Духовное наследство: привычка к труду, самозабвенная преданность делу, обостренное чувства долга, глубина переживаний, благородство сердца, яркость и обостренность чувств.


3) Повторение основных течений модернизма и их особенностей:

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм


4)Работа с эпиграфом №2

«Одна из всех – за всех – противу всех!»

Задача – выявить особенности цветаевского стиля.


5) Прослушивание песни «Мне нравится».

Беседа - анализ стихотворения вместе с группой по плану:

1. О чем это стихотворение?

2. Каков мотив стихотворения?

3. К кому обращено стихотворение?

4. В чем заключается конфликт произведения?

5. Какой мы видим лирическую героиню?

6. Какова композиция произведения?

7. Каковы интонации произведения?

8. Присутствуют ли в произведении символы?

9. Укажите зрительные образы.

10. Укажите детали быта.

11. Выявите лексические средства выразительности и укажите их функцию.

12. Выявите фонетические средства выразительности и укажите их функцию.

13. Выявите морфологические средства выразительности и укажите их функцию.

14. Определите особенности синтаксиса и знаков препинания и укажите их функцию.

15. Ваша оценка стихотворения, и аргументация


6) Индивидуальная работа со стихотворениями М.Цветаевой, заполнение таблиц на основе анализа стихотворений.


7) Обобщение результатов исследования. Запись в тетрадях.


Особенности поэзии М.И.Цветаевой.

«Вся лирика Цветаевой – внутренняя эмиграция от мира, от жизни и от себя».

1. Поэзия Цветаевой – дневник и летопись эпохи. Касаясь одной темы, поэт всегда касается всей жизни.

2. Основной мотив – дисгармония, странничество, одиночество, спор с самим собой, с судьбой, разминованность душ.

3. Стихи Цветаевой – монолог, но монолог не героини, а результат отсутствия собеседника. Безадресность и музыкальность речи – это сущность фольклора.

4. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. Основной конфликт произведений – это вечное противостояние творца и мещанина, сиюминутного и вечного, быта и бытия.

5 Лирическая героиня Цветаевой всегда равна её личности, это человек, тонко чувствующий красоту, для которого притягателен и реальный мир, и мир фантазии, мечты, вымысла. Это сильная яркая личность, стремящаяся к активному действию, готовая спорить даже с Создателем.

6. Основные чувства: искренность, экспрессивность, романтический максимализм, одиночество, требование быть принятой и понятой.

7. Способы выражения чувств:

«Безмерность моих слов – только слабая тень моих чувств».

наличие символов (рябина),

детали быта,

пейзаж, зрительные образы,

цветопись,

насыщенная звукопись,

фольклорная музыкальность стиха;

раешный стих (акцентный стих с парной рифмовкой),

неповторимые интонации с использованием пауз,

дробление лирического потока на самостоятельные отрезки,

богатство ритма (от фольклорных плачей до военных маршей);

стилистические и лексические контрасты,

многоплановость слова (слово- звук - смысл),

расчленение слова на слоги и морфемы, звуковые повторы,

смена ударений в словах,

необыкновенный синтаксис (тире, скобки, многоточие, пропуск слов, восклицательный знак),

концентрированность, сгущение речи.

«Поэзия Цветаевой – это взрывы, взломы, звуков, ритмов, смыслов», -писал И.Бродский.


8) Обобщение материала, возвращение к эпиграфам урока.

М.И.Цветаева была в литературе «сама по себе»: всегда шла своим путем, никому не подражая, ни на кого не оглядываясь.

А) М. Волошин сказал: «Её нужно читать как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности». Он считал, что творческого избытка Цветаевой хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Она могла всё: от народных песен до интимно- психологической лирики. Многое Цветаева взяла от народной песни – открытую эмоциональность, бурную темпераментность, свободу поэтического дыхания, крылатую легкость стиха.


Б) Просмотр видеоряда и прослушивание песни «Монолог».

IV Домашнее задание: Чтение стихотворений, заучивание наизусть одного из них


V Подведение итогов. Рефлексия.

Я узнал (а)...

Я научился...

Я понял (а), что...

Я задумался над....

Я вспомнил...


«Идешь, на меня похожий…»

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.



«Мне нравится, что вы больны не мной…»

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!