СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Дурное общество" и "тёмные личности" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен на содружестве искусств: привлекаются полотна художников, музыкальные произведения, фрагмент фильма. урок построен с учётом требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Дурное общество" и "тёмные личности" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"»

«Дурное общество» и «тёмные личности» в повести Короленко «В дурном обществе»



Цели урока:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать содержание и героев повести

«В дурном обществе», уметь владеть элементами анализа текста, выразительно читать и пересказывать текст, уметь определить проблематику и основной смысл повести, давать развернутую характеристику героев, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом; обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях, принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся; воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

Личностные: Формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, формировать восприятие текста, как произведения искусства. Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация, аудиозапись, диафильм (видео)



Ход урока



Эпиграф урока:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная/

Д.Голубков

«Человек создан для счастья как птица для полёта…..»

Что общего в этих поэтических фразах?

На какой вечный вопрос мы сегодня будем отвечать? Запишите свои гипотезы на доске.(Что такое счастье? Почему человек несчастен? Что можно сделать, чтобы несчастья было меньше?)

Слайд 2.Портрет Короленко

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.). О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

О Жизни и творчестве В.Г.Короленко. Домашним заданием была письменная работа, ответ на вопрос: « Каким был жизненный путь Короленко с привлечением дополнительной литературы» (Ученик читает)

Музыка. Генералы песчаных карьеров. Почему я хотела, чтобы вы послушали эту песню? ( «В дурном обществе»).

В чём автобиографична эта повесть?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу; Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко, и об этом поется в песне.)

– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества”(Слайды 6–13). Слайды демонстрируются на фоне органной музыки «Смерть Озе»

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко? 
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке



С чего начинается повесть? ( с описания городка) Скажите, какие ещё образы, кроме людей, живут в этой повести?.Среди серых камней…..Вот мы с вами говорили о живописи, а какой ещё вид искусства помогает автору создать впечатление безысходности в повесть? (архитектура) Фрагмент диафильма.

Какие архитектурные сооружения вводит автор?

Что такое символ?

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Задание по группам: что символизирует архитектурное сооружение? Какую роль оно играет в повести?

1 ряд.Тюрьма – символ, постоянное напоминание о несвободе, угроза. (можно кластер,можно синквейн)

2 ряд. Полуразрушившийся замок? Символ чего? Зачем он? (символ и представление о счастье,, желанное пространство для души.

3 ряд. Часовня - символ веры, надежды. Но и веры нет. Чем заканчивается повесть? Что происходит с часовней и замком? (совсем разрушаются).

Проверяю кластер, синквейн, делаем вывод…..



Но если символы архитектурные не дают никакой надежды на что-то хорошее, кто даёт надежду? Люди. Вспомним героев. Назовите их .

Задание «Мозаика». Даю конверты с именем героя (Маруся, Валек, Вася, Тыбурций, Судья», внутри лежат слова-карточки с качествами людей (добрый, весёлый, замкнувшийся и т.д.) Каждая группа склеивает портрет своего героя из слов.

- Теперь каждая группа составляет рассказ от имени героя на тему «Счастлив ли я?»….

5 минут

Все несчастны. Нищие. Если бы им кто-то помог! .Но они вместе… Разъединены с обществом, презираемы. Вася несчастен, потому что у него умерла мать…. И отец ушёл в себя…

- Кто помогает воссоединиться таким разным людям как Тыбурций, судья и их дети? Маруся. Сочувствие, сопереживание.

С-часть-е – это соединение

Какое открытие я сделал на сегодняшнем уроке?

Счастье бывает разным. Такие две похожие семьи. Недаром Короленко делает их похожими.

Домашнее задание: Такте похожие и такие разные семьи. 1 ряд – Соня и Маруся – сравн хар-ка, 2 рад – Валек и Вася, 3 ряд Тыбурций и судья






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!