СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе. СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе. СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»»

Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА
«ОТЦЫ И ДЕТИ». СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ
»

Цели: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

Ход урока

I. Повторение изученного.

Примерные вопросы:

  1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)

Павел Петрович Кирсанов

Бывший светский лев из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками.

Ситников

Глупый человек, который следует моде во всём: и в одежде, и во взглядах.

Базаров

Холодный, резкий, жёсткий человек.

Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?

У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.

Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.

Павел Петрович Кирсанов — аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками «с длинными розовыми ногтя­ми», «английским сьютом, модными низенькими галстуками», «удивительными воротничками». Говорит он с подчеркнутой изыс­канной учтивостью, слегка наклоняя голову.

Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жиз­нью?

Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бесси­лен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависи­мость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном по­единке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуж­дениям о ничтожности человека перед лицом вечности.

Как вы понимаете значение слова «нигилист»?

Понятие «нигилизм» И.С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов «новых людей», вошедших в рус­скую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Ниги­лизм — это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опыт­ное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

В чем слабость позиции Базарова?

Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождеств­ляющий физиологию и нравственность («у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены», значит, и «нрав­ственные качества» у всех одни и те же). Базаров не имеет пре­данных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.

Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смер­тью героя?

И. С. Тургенев считал, что «русские Инсаровы» пришли, но не пришло их время. Базаров — преждевременный человек, не имею­щий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.

Каков смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тур­генева?

Название имеет двойной смысл: противостояние двух общест­венных сил- либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»); вечное противоречие поколений.


5. Что такое «нигилизм»?

(Нигилизм - особое мировоззрение, в основе которого ле­жит отрицание общественных норм, правил, принципов. Базаров признает только то, что полезно его делу. Критерий пользы - та исходная позиция, с которой герой подходит к различным явлениям жизни и искусству.)

Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцо­вой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?

(Никогда бы Одинцова за ним не пошла, даже если бы полю­била. Любовь Базарова к Одинцовой - событие, потрясающее ос­новы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему взглядов. Главный герой любит Анну Сергеевну и одно­временно презирает себя за то, что не может справиться с чув­ством. Пытаясь бороться с любовью к Одинцовой, он погружает­ся в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение проти­воречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить!)

Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души? Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

(Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одино­чества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он до­пускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения.

Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой.

Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключает­ся в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневался даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замеча­тельное».

Тургенев «заставляет» своего героя умереть. Сам писатель пишет о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России».)

- Что, на ваш взгляд, в романе устарело, а что современно?

- Каково ваше отношение к героям тургеневского романа?


II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».

Произведение Тургенева вызвало огромный резонанс. Сразу же вышли критические статьи о романе «Отцы и дети», пародии в виде карикатур и эпиграмм, прозы и стихотворений. И, естественно, главным предметом критики являлся образ главного персонажа — Базарова. Появление книги было огромным событием в культурной жизни той эпохи. Однако современники писателя были совершенно не едины во мнении и в оценке этой книги. Критика «Отцов и детей» была разной. Несовпадения взглядов относились к главным героям, их отношениям друг с другом и непосредственно к жизни:
Как считал Белинский, произведение оказалось ожидаемым плодом творчества Тургенева. Он отметил отсутствие интереса к сюжетной линии и основным персонажам с первой же части после прочтения романа. По высказываниям критика его смущает текст в «художественном плане», он не вызвал каких-то отрицательных или положительных эмоций.

Буренин этому роману выделяет почетное место, ставя его в ряд с сочинениями Толстого «Война и мир» и Пушкина «Евгений Онегин». Основного героя произведения — Базарова — он считает положительным персонажем, выделяющимся среди других энергией и особым духовным миром. Он противопоставляет этот образ представителям целого поколения, которые предшествовали бесхарактерным типам.

Жуковский считал, что в основе романа — конфликт Добролюбова и Тургенева. Последний в лице главного персонажа изобразил именно этого критика, назвав в отместку «нигилистом».

Как считал Страхов, писатель, не осуждая главного героя, присвоил этому персонажу отрицание «поэзии», он относится с неуважением к дружбе и любви.

Катков называет Тургенева «первоклассным талантом». Он утверждает, что бесценен каждый способ, который связан с изображением всех событий и прозрачностью главной мысли. Критик говорит, что в произведении все детали находятся на своем месте, и в романе нет «ничего лишнего».

Писарев по-своему раскрыл замысел романа. Как он считает, новое поколение не вызывает сочувствия, поскольку его действия непонятны старшим людям.

Достоевский сравнил главного персонажа с Раскольниковым. Он считал, что жизненные принципы Базарова приведут его к страданиям.

2. Д. Д. Минаев. Стихотворение «Отцы или дети? Парал­лель» (1862).

Дмитрий Минаев - сотрудник «Современника», «Русского слова», «Искры».

Два ученика читают стихотворение.

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа

- Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег, бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского «сэра»,

- Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность!

О боги! Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Du calme, du calme!» - твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевсхой террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель,

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madam де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, - дерзость ведь какая,

- Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров,

- Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имели слабость к русским барам

- Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Беседа с учащимися по вопросам:

- Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

- Каковы особенности формы стихотворения?

Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтов­ское «Бородино». Но автор не высмеивает Лермонтова. Он исполь­зует так называемый перепев.

Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на мо­лодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на сто­роне отцов: «Кто нам милей - отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»

3. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени» (1862).

1) Индивидуальное сообщение ученика.

Максим Алексеевич Антонович - публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демо­кратическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чер­нышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добро­любову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень само­любивым и нетерпеливым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицатель­но отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик уви­дел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров - карикатура, клевета на молодое поколение.

2) Зачитаем из статьи Антоновича некоторые выдержки, особенно поразившие вас:

- «С первых же страниц... Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не прони­каетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями... Это показывает, что новое произведение г. Тургенева неудовлетворительно в художественном отношении... в новом произведении нет... психологического анали­за, нет... художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться. В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимание на природу...»

- «... в романе... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворен­ные и названные собственными именами. Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души... В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыс­лицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограни­ченному уму...»

- «О нравственном характере и нравственных качествах ге­роя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное сущест­во, просто дьявол или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих до­брых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягуш­ками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти...

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с кро­шечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пре­большим носом, и притом карикатура самая злостная...»

- «Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество...

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения...

Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой... до бесконеч­ности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диа­лектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника...»

3)На доске записаны некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

- «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетвори­тельно в художественном отношении». Так ли это?

- Тургенев «главного своего героя... презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их».

- Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу по­ражает Базарова».

- Базаров «ненавидит всех... ни одно чувство не закрадыва­ется в его холодное сердце».

4. Николай Николаевич Страхов - литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862). Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.

Критик считает, что Базаров - образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним власт­вующие, поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту при­роды - это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Стра­хов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам, и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».



Вывод: “Отцы и дети” это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких. Бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.


III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».

Домашнее задание.

1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания – неделя).

Примерные темы:

1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».

2) Русское дворянство в изображении Тургенева.

3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)

6) Отношение к женщинам героев романа.

7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».

8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.

9.Конфликт отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!