Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА
«ОТЦЫ И ДЕТИ». СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»
Цели: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.
Ход урока
I. Повторение изученного.
Примерные вопросы:
Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)
Павел Петрович Кирсанов | Бывший светский лев из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками. |
Ситников | Глупый человек, который следует моде во всём: и в одежде, и во взглядах. |
Базаров | Холодный, резкий, жёсткий человек. |
Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?
У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.
Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.
Павел Петрович Кирсанов — аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками «с длинными розовыми ногтями», «английским сьютом, модными низенькими галстуками», «удивительными воротничками». Говорит он с подчеркнутой изысканной учтивостью, слегка наклоняя голову.
Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?
Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бессилен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависимость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном поединке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуждениям о ничтожности человека перед лицом вечности.
Как вы понимаете значение слова «нигилист»?
Понятие «нигилизм» И.С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов «новых людей», вошедших в русскую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Нигилизм — это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опытное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
В чем слабость позиции Базарова?
Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождествляющий физиологию и нравственность («у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены», значит, и «нравственные качества» у всех одни и те же). Базаров не имеет преданных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.
Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смертью героя?
И. С. Тургенев считал, что «русские Инсаровы» пришли, но не пришло их время. Базаров — преждевременный человек, не имеющий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.
Каков смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева?
Название имеет двойной смысл: противостояние двух общественных сил- либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»); вечное противоречие поколений.
5. Что такое «нигилизм»?
(Нигилизм - особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов. Базаров признает только то, что полезно его делу. Критерий пользы - та исходная позиция, с которой герой подходит к различным явлениям жизни и искусству.)
Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?
(Никогда бы Одинцова за ним не пошла, даже если бы полюбила. Любовь Базарова к Одинцовой - событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему взглядов. Главный герой любит Анну Сергеевну и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Пытаясь бороться с любовью к Одинцовой, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить!)
Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души? Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?
(Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения.
Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой.
Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневался даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».
Тургенев «заставляет» своего героя умереть. Сам писатель пишет о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России».)
- Что, на ваш взгляд, в романе устарело, а что современно?
- Каково ваше отношение к героям тургеневского романа?
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
Произведение Тургенева вызвало огромный резонанс. Сразу же вышли критические статьи о романе «Отцы и дети», пародии в виде карикатур и эпиграмм, прозы и стихотворений. И, естественно, главным предметом критики являлся образ главного персонажа — Базарова. Появление книги было огромным событием в культурной жизни той эпохи. Однако современники писателя были совершенно не едины во мнении и в оценке этой книги. Критика «Отцов и детей» была разной. Несовпадения взглядов относились к главным героям, их отношениям друг с другом и непосредственно к жизни:
Как считал Белинский, произведение оказалось ожидаемым плодом творчества Тургенева. Он отметил отсутствие интереса к сюжетной линии и основным персонажам с первой же части после прочтения романа. По высказываниям критика его смущает текст в «художественном плане», он не вызвал каких-то отрицательных или положительных эмоций.
Буренин этому роману выделяет почетное место, ставя его в ряд с сочинениями Толстого «Война и мир» и Пушкина «Евгений Онегин». Основного героя произведения — Базарова — он считает положительным персонажем, выделяющимся среди других энергией и особым духовным миром. Он противопоставляет этот образ представителям целого поколения, которые предшествовали бесхарактерным типам.
Жуковский считал, что в основе романа — конфликт Добролюбова и Тургенева. Последний в лице главного персонажа изобразил именно этого критика, назвав в отместку «нигилистом».
Как считал Страхов, писатель, не осуждая главного героя, присвоил этому персонажу отрицание «поэзии», он относится с неуважением к дружбе и любви.
Катков называет Тургенева «первоклассным талантом». Он утверждает, что бесценен каждый способ, который связан с изображением всех событий и прозрачностью главной мысли. Критик говорит, что в произведении все детали находятся на своем месте, и в романе нет «ничего лишнего».
Писарев по-своему раскрыл замысел романа. Как он считает, новое поколение не вызывает сочувствия, поскольку его действия непонятны старшим людям.
Достоевский сравнил главного персонажа с Раскольниковым. Он считал, что жизненные принципы Базарова приведут его к страданиям.
2. Д. Д. Минаев. Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862).
Дмитрий Минаев - сотрудник «Современника», «Русского слова», «Искры».
Два ученика читают стихотворение.
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,
Разят друг друга те и эти
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа
- Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег, бела рука.
В речах, в приемах - такт и мера,
Величье лондонского «сэра»,
- Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность!
О боги! Он перед Фенечкой в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
«Du calme, du calme!» - твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевсхой террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель,
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Как циник самый образцовый,
Он стан madam де Одинцовой
К своей груди прижал.
И даже, - дерзость ведь какая,
- Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фресок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров,
- Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имели слабость к русским барам
- Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей - отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?
- Каковы особенности формы стихотворения?
Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Но автор не высмеивает Лермонтова. Он использует так называемый перепев.
Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей - отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»
3. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени» (1862).
1) Индивидуальное сообщение ученика.
Максим Алексеевич Антонович - публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпеливым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров - карикатура, клевета на молодое поколение.
2) Зачитаем из статьи Антоновича некоторые выдержки, особенно поразившие вас:
- «С первых же страниц... Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями... Это показывает, что новое произведение г. Тургенева неудовлетворительно в художественном отношении... в новом произведении нет... психологического анализа, нет... художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться. В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимание на природу...»
- «... в романе... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами. Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души... В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму...»
- «О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти...
[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная...»
- «Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество...
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения...
Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой... до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника...»
3)На доске записаны некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.
- «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении». Так ли это?
- Тургенев «главного своего героя... презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их».
- Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».
- Базаров «ненавидит всех... ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».
4. Николай Николаевич Страхов - литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862). Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считает, что Базаров - образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие, поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы - это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам, и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
Вывод: “Отцы и дети” это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких. Бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».
Домашнее задание.
1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания – неделя).
Примерные темы:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9.Конфликт отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»