СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе "Мир в баснях И.А.Крылова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Форма проведения - устный журнал.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "Мир в баснях И.А.Крылова"»

Мир в баснях И.А. Крылова.

Цели: закрепить понятие о басне как жанре литературы, развивать творческие способности, самостоятельность, воспитывать нравственные качества, непримиримое отношение к человеческим порокам.

Форма урока: устный журнал.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке у нас новая встреча с баснями замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

  1. Вступительное слово учителя.

Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть ЕГО басен. Нет взрослого человека, который бы хоть раз не произнес какого-нибудь изречения баснописца, возможно, даже не подозревая, что цитирует ЕГО.

Сегодня, заканчивая работу по творчеству И.А.Крылова, проверим свои знания, побываем в роли актеров, совершим небольшое заочное путешествие в мир басен Крылова.

Предлагаю вашему вниманию устный журнал «Мир в баснях И.А.Крылова»

Крылов! Это имя нам дорого с детства,

И знает Крылова любой человек.

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит из века в век.

В.А.Лебедев –Кумач.

3. Работа по теме урока.

Итак, первая страница – теоретическая

- Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня. А что такое басня?

- Как называется та часть басни, в которой содержится нравоучение?

- Что такое аллегория?

- Что такое олицетворение?

Молодцы. С теорией вы справились. А сейчас узнаем, как вы знаете басни Крылова. Следующая наша страница – Угадай -ка

Я раздаю командам карточки с вопросами. За каждый правильный ответ вы получаете букву.

  1. "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; да только все не в прок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок". В какой басне звучат эти слова? (Ворона и лисица)

  2. У кого к зиме под кустом "был готов и стол, и дом"? (У Муравья.)

  3. Перечислите героев басни, которые задумали сыграть квартет. (Проказница Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка)

  4. Одна из героинь басен И.А.Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр)

  5. За кем по улицам "толпа зевак" ходила? (За слоном)

  6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).

  7. Предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе достала". (Очки)

  8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга "не боясь греха"? (Кукушка и Петух).

  9. На каком дереве сидела ворона? (ель)

  10. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)

_ А теперь сами составьте по вопросу для другой группы ребят.

(_ От кого ворона получила сыр?(от бога), _На чем играла мартышка в квартете? (на скрипке))

Итак, какие слова у нас получились? Каково название басни? (Ворона и лисица) (Дети встают в ряд по порядку, чтобы получилось название басни)

А теперь я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете и также получаете за правильный ответ букву:

Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь?

  • «Лето красное пропела.» (Стрекоза.)

  • «То к темени прижмет, то их на хвост нанижет.» (Мартышка.)

  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.» (Волк.)

  • «От радости в зобу дыханье сперло.» (Ворона.)

  • «Слушает да ест.» (Кот Васька.)

  • «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.» (Соловей.)

  • «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.» (Свинья.)

Какое же слово у вас получилось? (Квартет)

- А что такое квартет? (это ансамбль из четырех музыкантов, музыкальное произведение для четырех исполнителей)

И мы плавно перешли к следующей нашей страничке, которая называется Словарь Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям. Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:

  1. Альт - музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. ("Достали нот, баса, альта, две скрипки", басня "Квартет").

  2. Бас - контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня "Квартет").

  3. Квартет - ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. ("А, все-таки, квартет нейдет на лад", басня "Квартет").

  4. Лесть, льстить - угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. ("Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:", басня "Ворона и Лисица").

  5. Плутовка, плут - ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах ("С ним была плутовка такова", басня "Ворона и Лисица").



Молодцы, и следующая, третья страница нашего устного журнала - Театральная

На этой странице мы будем инсценировать басни Крылова, но сначала сделаем небольшую разминку.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

  • задуть свечи

  • сдуть перышко, кораблик подгоняем, имитируем волны

  • едем в лифте и объявляем этажи (чем выше этаж, тем выше голос и наоборот)

  • поиграли на дудочке

Молодцы!

Ребята подготовили инсценировку басни «Квартет»

- Как вы понимаете смысл выражения «Пленять своим искусством»?

- Каково отношение автора к героям, о которых он пишет: «… дерут, а толку нет»?

- Почему у героев басни не сложился квартет?

- В каких словах заключена мораль басни?

Следующая инсценировка басни «Ворона и лисица»

  • Охарактеризуйте героев. Какой показана лиса в басне? (лиса хочет поживиться сыром, а ворона, попавшись на удочку, хочет показаться, что она действительно царь-птица)

  • Найдите вывод в басне. А по-другому как можно его назвать? (мораль)

  • Где стоит мораль? (в начале)

  • Чему учит нас басня? (не поддаваться на уловки хитрых людей, не быть глупым, не слушать лесть)

- Итак, какие человеческие пороки высмеивает Крылов в этих баснях?

Четвертая страница нашего журнала называется так: Пословица недаром молвится

- К каким басням можно использовать пословицу в качестве поучительного вывода – морали?

1) Сила закон ломит. (“Волк и Ягненок”)

2) Зеркало не виновато, что рожа кривовата. (“Зеркало и Обезьяна”)

3) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (“Лебедь, Щука и Рак”)

4) Всякий совет к разуму хорош. (“Квартет”)

5) Дурак дурака хвалит. (“Кукушка и Петух”)

6) Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. (“Стрекоза и Муравей”)

Многие выражения Крылова стали крылатыми, например, а Васька слушает да ест, слона-то я да не приметил, кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку и др.

- А какие вы знаете крылатые выражения из басен Крылова?

- Умело используйте их в речи, и она станет образной, красивой, но не допускайте, пожалуйста, речевых ошибок!

Шестая страница – картинная галерея.

На доске мы видим иллюстрации к басням И.А.Крылова, которые вы рисовали дома. К какой басне нарисованы эти иллюстрации?

Это наши картины. Но даже великие художники и даже скульпторы создавали свои произведения по басням Крылова.

И сейчас мы с вами совершим небольшое заочное путешествие в Санкт – Петербург к памятнику басням Крылова, т.к. следующая страница – экскурсионная.

Памятник Крылову

 

Памятник И.А.Крылову был установлен в Летнем саду недалеко от входа с Дворцовой набережной Невы, слева от главной аллеи. Он является одним из лучших скульптурных творений города.

 

 

Лучшим памятником Крылову был признан проект Петра Карловича Клодта.

Для работы Клодту была предоставлена мастерская Академии художеств.

Там в 1854 году он и отлил эту, последнюю в своей жизни крупную скульптуру.


 

На постаменте поместили барельефы с изображением героев самых известных басен. Для того, чтобы изобразить их, Клодт поселил в своей мастерской целый зоопарк.

Кроме кота, осла, собаки, обезьяны, лягушки, журавля и овцы с ягнятами, здесь находился волк, и, даже, медведь с медвежатами.

 

Единственное животное, которого Клодт не решился пригласить к себе на постой, был козел. Его каждый день приводила к мастеру жившая неподалеку старушка.

После окончания работ над памятникам звери из мастерской переселились в зверинец.


Наряду с перечисленными героями знаменитых басен Крылова, на барельефах были изображены сцены из басен «Демьянова уха», «Слон на воеводстве», «Фортуна и Нищий», «Белка» и некоторых других.

- Давайте почитаем басни у памятника.

(Чтение басен «Свинья под дубом», Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, подошел к концу наш урок. Скажите, пожалуйста, какие же человеческие пороки высмеивает Крылов в своих баснях?

- А теперь закончите, пожалуйста, предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я повторил…

Я считаю, что…

Мне было интересно…

Я понял, что могу…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Для меня было новым…

5 Домашнее задание. Выразительно прочитать басни других баснописцев или сочинить собственную.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!