Предмет, класс: литература, 5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)
Тема урока: Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Цели урока: 1.Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть значение терминов «добро» и «зло»; способствовать воспитанию гуманных качеств, доброжелательных отношений в коллективе сверстников, усвоение норм морали; систематизировать и закреплять знания учащихся по данной теме..
2.Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» ;развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; способствовать развитию познавательных интересов учащихся, внимания, памяти, мышления, речи.
3.Формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты; формировать устойчивость навыков культуры умственного труда;
привлекать учащихся к способам выражения своих театральных способностей, к участию в драматизации, умению выражать себя через роль;
тренировать развитие слухового восприятия
Метапредметные УУД.
Личностные: находит в себе элементы добра и зла.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве сучителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует образы персонажей).
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляетсовместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, оценочные листы.
Тип урока: обобщения и систематизации .
Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения; воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведени я, давать характеристику героям
Подготовительная работа:
Чтение текста сказки.
Распределение ролей.
Заучивание наизусть слов.
Изготовление декораций.
Подбор костюмов.
Создание слайдов к сказке.
Подбор музыкального сопровождения.
Ежедневные репетиции.
Выступление.
Эпиграф урока:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Ход урока.
1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Здравствуй, добрая сказка,
Полная разных чудес!
Манишь загадками нас ты
В свой удивительный лес.
Мы приготовили ушки
Чтобы послушать опять
Сказки, что выдумал Пушкин
Можно и взрослым читать.
Ждет впереди Лукоморье,
Леший, Русалка и Кот.
Синее плещется море
Сказка к нам в гости идет.
Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковский
Ведущий: У каждого возраста свой Пушкин. Для нас Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Ведущий: Есть много людей знаменитых на свете,
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.
Ведущий: Великий поэт нам оставил в наследство,
Крылатые мысли, правдивый язык.
И Пушкина слово волнует нам сердце,
И к пушкинской мысли здесь каждый привык.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
Ведущий: Горит, горит печальная свеча,
И каплет воск с нее, как кровь, горячий.
И притаился вечер, замолчав,
Часы умолкли, – и нельзя иначе.
Ведь Пушкин пишет! Медлит чуть рука,
И пляшут тени на стене неясно.
Он пишет так, что каждая строка —
Как искра, не умеющая гаснуть.
2.Слово об А.С.Пушкине
3. Актуализация опорных знаний.
Ребята, мы говорим, что знакомы со сказками Пушкина с детства. А что мы называем сказкой? Что такое сказка?
Сказка – это вымышленная история о необыкновенных событиях или приключениях. То, что происходит в сказке, на самом деле не может случиться в реальной жизни, но сказка учит читателя быть добрым, совершать хорошие поступки.
Какие бывают жанры сказок?
1. Сказки о животных – главные герои животные (например, «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Кот и лиса», "Волк и семеро козлят").
2. Бытовые сказки – герои являются простыми людьми, которые с помощью своего ума и смекалки борются со злом (например, «Жадная старуха», «Каша из топора», «Горшок»).
3. Волшебные сказки – необыкновенные герои и чудесные существа или простой человек, с которым происходят волшебные события («По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол»).
В литературе выделяют два вида сказок
Народные (фольклорные) - придумал народ, передавая их из поколения в поколение из уст в уста.
Авторские (литературные) сказки имеют автора, может быть написана в прозаической или стихотворной форме. Например, Бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
4.Конкурс «Угадай сказку»
Учитель. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане...»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».
Про какую же сказку мы с вами позабыли?
Ученик. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Кто же это к нам пожаловал?
Выходит Кот ученый (ученик).
Здравствуйте ребята!
Я кот ученый, вас по сказке поведу.
Все о ней вам расскажу.
5.Конкурс «Сказочный предмет»
Ребята к нам на берег приплыл сундучок. Что же в нем ?
(Учитель вынимает из сундука зеркальце)
Что же это такое? Из какой же сказки этот предмет?
Правильно, молодцы. Это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
6.Инсценировка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт - пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь отец
( Встреча царя с царицей. Царица умирает. Царь остаётся с дочерью на руках.
Через год царь женится на другой. Знакомство дочери с мачехой.)
Царь: - Будет мне она женою!
Тебе, доченька, матерью родною
Мачеха: - Матерью родною!
(Мачеха ходит с волшебным зеркальцем по палатам, любуется собой и разговаривает с ним)
Мачеха: - Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Автор: - И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет!
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее!»
(Королевич Елисей сватается к царевне. Царь обручает молодых.)
Царевна: - Буду век тебе верна
(Царица разговаривает со своим зеркальцем)
Царица: - Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце (автор): - «Ты, конечно, спору нет!
Но, царевна всех милее,
Всех румяней и белее!»
Царица: - Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло!
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь то успокою
(Царица зовёт чернавку. Она даёт ей верёвку и приказывает убить царевну.)
Царица: - Мой указ: « Веди царевну в глушь лесную.
И, связав её, живую под сосной оставишь там, на съедение волкам!
Царевна: - Не губи меня, сестрица!
Чернавка: - Я люблю тебя, девица!
Не кручинься, бог с тобой
(Чернавка уходит, оставляя царевну в лесу. Царевна долго бродит по лесу. Видит терем, заходит в него. Убирает всё в доме, готовит обед и ждёт хозяев.)
( Богатыри возвращаются с охоты домой. Они удивлены тем, как чисто у них в тереме. Знакомятся с царевной и оставляют её у себя жить)
Богатыри: - Всем ты нам сестрица
- Всех нас семеро
- Тебя все мы любим
- За себя взять тебя мы все бы рады
- Да нельзя, так Бога ради
- Помири нас как-нибудь
- Одному женою будь..
Царевна: - Ой, вы, молодцы, честные
Братцы вы мои родные
Для меня вы все милы
Все удалы и умны
Всех я вас люблю сердечно
Но, другому я навечно отдана
Мне всех милей - королевич Елисей.
(Царь просит Елисея найти его дочь.)
Царь: - Найди мою дочь, Елисей!
Елисей: - Отправляюсь я в дорогу:
За красавицей душой,
За невестой молодой
(Царица разговаривает с зеркальцем. Оно ей сообщает что царевна жива, находится у семи богатырей. Царица переодевается в нищенку. Она берёт отравленное яблоко и идёт к царевне в терем)
(Царевна видит нищенку, даёт ей хлеб. Нищенка в знак благодарности угощает её яблоком. Царевна откусывает яблоко и умирает)
Богатыри: - Нами ты была любима
- И для милого хранима
- Не досталась никому
- Только гробу одному
(Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб и относят в пещеру. Царица разговаривает с зеркалом, и оно ей сообщает, что царевна умерла.)
Елисей: - Свет мой, солнышко
Ты ходишь круглый год по небу
Сводишь зиму с тёплою весной
Всех нас видишь под собой
Аль откажешь мне в ответе
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой
Я жених её
Солнце: - Я царевны не видало
Знать, её в живых уж нет
Разве месяц, мой сосед
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил
Елисей: - Месяц, месяц, мой дружок
Позолоченный рожок
Ты встаёшь во тьме глубокой
Круглолицый, светлоокий
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених её
Месяц: - Не видал я девы красной
На стороже я стою
Только в очередь мою
Без меня царевна видно пробежала
Как обидно!
Елисей: - Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе
Не боишься никого
Кроме Бога одного
Аль откажешь мне в ответе
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених её
Ветер: - Там, за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места.
В том гробу твоя невеста
(Елисей находит пещеру. Видит свою невесту в гробу. Целует её. Она просыпается.)
Царевна: - Ах, как долго я спала!
Царица: - Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце (автор): - «Ты, конечно, спору нет!
Но, царевна всех милее,
Всех румяней и белее!»
(Злая царица умирает.)
Автор: - И с невестою своей обвенчался Елисей.
И никто с начала мира не видал такого пира.
7.Анализ сказки. . Первичное закрепление работа над образами.
- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, ветер,
месяц, солнце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили
проявление добрых качеств героев.
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.
Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху)
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
Работа над образом царевны. Заполнение таблицы, используя текст. Слайд 6 .
| Царица | Царевна |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, Характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
Работа над образом Царицы/ Царевны.
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Анализ художественного произведения.
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
8. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях.
9. Рефлексия деятельности.
Если бы вам предложили поучаствовать в постановке сказки на сцене, какого персонажа вы бы выбрали? Обратимся к иллюстрациям.
Заполняют таблицу-анкету. Звучит песня «Приходите к нам в сказку».
Рефлексия. Ф.И._________________________________________________
Утверждение. | Ответ. |
Да. | Нет. | Затрудняюсь ответить. |
На уроке я работал активно | | | |
Своей работой на уроке я доволен | | | |
Урок для меня показался длинным | | | |
За урок я устал | | | |
Мое настроение стало лучше | | | |
Материал урока мне был понятен | | | |
Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным | | | |
Оцените свою работу на уроке. Выставляют себе оценки в оценочные листы, учитель контролирует.