СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы (внеклассное чтение) в 9 классе по роману А.С.Грина «Бегущая по волнам»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящен изучению романа А. Грина "Бегущая по волнам". 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы (внеклассное чтение) в 9 классе по роману А.С.Грина «Бегущая по волнам»»

Урок литературы (внеклассное чтение) в 9 классе по роману А.С.Грина «Бегущая по волнам»

Цель: познакомить с романом А.Грина «Бегущая по волнам», уяснить его идейное содержание.

Задачи:

  1. Учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения, формировать умение находить ключевые фразы, определять проблематику.

  2. Развивать навыки анализа художественного текста, умение делать обобщающие выводы, способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи и навыков учебного труда.

  3. Воспитывать доброту и сострадание через эмоциональное восприятие произведения, чувство гордости за талант писателя А. Грина.

Методы: репродуктивный, эвристический, творческого чтения, исследовательский.

Оборудование: портрет А.С.Грина, текст романа «Бегущая по волнам».

Ход урока:

1.Работа с портретом писателя.

-Ребята, обратите внимание на портрет этого человека, опишите его. Что вы знаете об этом писателе?

(Сообщение ученика о писателе А.Грине)

Даниил Гранин говорил так: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости, с ним можно ехать в Америку и на целину, идти на свидание, он поэтичен, он мужественен»

-Как вы понимаете слова Гранина?



Александр Грин жил и на Севере, в нашей Архангельской области.

(сообщение ученика о жизни и творчестве Грина в северной ссылке)

Какие произведения писателя вы читали? О чём пишет Грин?

А о чём же сегодня на уроке будем говорить мы? Какие цели поставим? Что должны понять к концу урока?

Да, дома вы прочитали роман «Бегущая по волнам». Поделитесь своими впечатлениями, сомнениями. Может быть, вам показалось что-нибудь не совсем понятным? О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Да, после первого прочтения не всё совсем понятно. Попытаемся в этом разобраться!

Сегодня вас ожидает урок-открытие. Что такое открытие?

Открытие – то, что открыто, вновь установлено, найдено.

Вперёд, к открытиям!

2.Откройте тетради, запишите тему урока: «Роман Александра Грина «Бегущая по волнам»

Проведём небольшую викторину по роману Грина «Бегущая по волнам»:

1.Кто главный герой романа?

2.Почему Томас Гарвей остановился в городе Лиссе?

3.Из-за чего начались странствия Гарвея?

4.В каком городе Гринландии стоит памятник «Бегущей по волнам»?

5.Как зовут основателя города?

6.Как звали Бегущую по волнам?

7.Как звали капитана судна «Бегущей по волнам»?

8. Из-за чего Гарвея высадили с судна?

9.Какое судно подобрало Гарвея?

10.На ком женился Гарвей?

11.Что случилось с судном «Бегущая по волнам» в конце романа?



3.Сообщение ученика об истории создания романа «Бегущая по волнам».



4.Беседа по роману:

-Почему не состоялось счастье Гарвея и Биче Сениэль?

-Биче, Фрези Грант, Дези – в чём смысл этих образов, какова внутренняя связь между ними?

-Каков главный конфликт романа?

-Почему в начале романа появляется мотив Несбывшегося? В чём смысл этого образа? Как он связан с образами героев романа, их судьбами?

-Вторая глава романа заканчивается словами: «Несбывшееся –таинственный и чудный олень вечной охоты». Эти слова помогают понять смысл этого сложного образа как воплощение представлений об идеале, недостижимом, но влекущем, постоянной неудовлетворённости сущим, достигнутым, неуспокоенности.

"Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом, стараясь разглядеть, не начнет ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня."

-Ребята, а как вы понимаете эти слова?

Идея Грина - показать соотношение добра и зла, как человек путём проб и ошибок обретает счастье, как важно сохранить мечту и идти к ней.

В романе основной акцент сделан на внутренний мир человека, его духовный поиск, модель мира в романе отражает авторское представление о действительности и выражает духовный идеал писателя.

5.Рефлексия: составление диаманты по теме урока или одному из героев романа

Предлагаю вам составить диаманту-слово, где приставка ДИ означает: двойной, дважды, а диаманта – типографский шрифт.

1 строка – тема

(существ)

2 строка – определение

(2 прилагательных)

3 строка –действие

(3 причастия или глагола)

4 строка-ассоциация

(4 существительных)

5 строка –действие

(3 причастия или глагола)

6 строка – определение

(2 прилагательных)

7 строка – тема

(существительное)



Грин умер в 1932 году, и памятник на его могиле – фигурка Фрези Грант, девушки, которая спасает мореплавателей. «Я с вами для того, чтобы вам не было жутко и одиноко»,- говорит она герою в романе. Эти слова Грин мог бы повторить своим читателям, для которых он построил свой прекрасный блистающий мир.



Всё теперь пойдёт не так, как прежде...

Слышишь этот голос в тишине?
Доверяя призрачной надежде,

Станешь жить мечтою обо мне…


На корабль взойдёшь в тоске неясной

И помчишься через ураган.

Будешь мучим грёзою прекрасной

И поверишь в сказочный обман…



Сердце разорвётся от печали,

Если тайну ты раскроешь сам:

Все, кто голос слышал, повстречали…

Только след бегущей по волнам.

Н. Матвеева



Грин живёт всегда в сердцах своих читателей, помогая отыскать в людях добрые начала, увидеть в обыденной жизни лучи добра и солнца, утверждать на Земле Веру в мечту. Надежду на лучшее и настоящую человеческую Любовь

Домашнее задание: Написать эссе по роману Грина «Бегущая по волнам» или сделать рисунок к произведению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!