Открытый урок литературного чтения
4-А класс УМК «Школа России»
Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Учитель: Чиберкова И.Д.
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать
навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику
героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над
деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление,
воображение.
Тип урока: закрепление знаний
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить анализировать поступки героев;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор,
карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,
аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте.
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так
украшает нашу жизнь.
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей
урока.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз?
- Что это? (венец, зеркало)
- Чего не хватает?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку? Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)
- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости
преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Вопросы:
? Сколько дочерей было у купца?
? Куда собирался уезжать купец?
? Какие гостинцы просили привезти его дочери?
? Где увидел отец цветок?
? Как купец понял, что это именно тот цветок?
? Что случилось, когда он сорвал цветок?
? Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
? Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей
дочерью?
? Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
? Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
? Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь
со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание
выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и
пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
? Нашел купец подарки для старших сестер.
? Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
? Жил купец и было у него три дочери.
? Младшая дочь у зверя лесного.
? Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
? Купец встретился со зверем лесным.
? Превращение зверя в принца.
? Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Проверка по образцу.
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
4. Физминутка.
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем
приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе.4
Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости
преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе!
1. Распределите роли в группе.
2. Внимательно прочитайте задание.
3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из
текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.205
…. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
2. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте
характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его
перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация.
(прочитайте)
2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки?
Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!
Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?5
2 группа
(на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа
(на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет
настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа
(на доске запись – любовь)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые
выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке
“Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке.
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
-Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
-У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила
сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и
сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не
только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище,
красивее.6
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих
близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.
Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.