СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "С.Т.Аксаков"Аленький цветочек""

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                       Открытый урок литературного чтения

                                                    4-А  класс УМК «Школа России»

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Учитель: Чиберкова И.Д.

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать

навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику

героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;

обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над

деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление,

воображение.

Тип урока: закрепление знаний

Задачи:

- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;

- Учить анализировать поступки героев;

- Развивать мышление, воображение;

- Учить видеть позицию автора.

Оборудование:

Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.

Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор,

 карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,

аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.

 

 

 

                                                                

                                                         Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Здравствуйте.

- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так

украшает нашу жизнь.

2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей

урока.

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз?

- Что это? (венец, зеркало)

- Чего не хватает?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)

- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?

- Кто написал сказку? Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)

- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)

- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости

преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.

Вопросы:

? Сколько дочерей было у купца?

? Куда собирался уезжать купец?

? Какие гостинцы просили привезти его дочери?

 

? Где увидел отец цветок?

? Как купец понял, что это именно тот цветок?

? Что случилось, когда он сорвал цветок?

? Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?

? Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей

дочерью?

? Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?

? Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?

? Чем закончилась сказка?

- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь

со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание

выполняем в парах.

3. Работа в парах.

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и

пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

? Нашел купец подарки для старших сестер.

? Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

? Жил купец и было у него три дочери.

? Младшая дочь у зверя лесного.

? Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

? Купец встретился со зверем лесным.

? Превращение зверя в принца.

? Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

Проверка по образцу.

- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?

- Молодцы.

4. Физминутка.

5. Работа в группах.

- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем

приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе.4

Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости

преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

-Повторим правила работы в группе!

1. Распределите роли в группе.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4. Не перебивай говорящего.

1 группа. Задание:

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из

текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

2 группа. Задание:

1. Чтение по ролям

(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.205

…. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

2. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте

характера это говорит?

 

3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его

перестала бояться?

4 группа. Задание:

1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация.

(прочитайте)

2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки?

Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!

Скромность всякому к лицу.)

6. Выступление групп

1 группа (на доске запись - честность)

- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?5

2 группа

(на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.

- А вы могли бы так поступить?

3 группа

(на доске запись - доброта)

- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет

настоящим другом, с которым будет счастлив.

4 группа

(на доске запись – любовь)

7. Подведение итогов.

- Хорошо поработали в группах

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые

выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке

“Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

Доброта

Любовь

8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке.

9. Рефлексия. Итог урока.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

-Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.

-У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила

сказка.

- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и

сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не

только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище,

красивее.6

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих

близких готовых на все.

Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.

Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.