СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Знакомство с произведением Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована для проведения урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Знакомство с произведением Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России"»

Чуркина Светлана Петровна, учитель начальных классов

(МБОУ Пригорская СШ Смоленский район),

Пороховая Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов

(МБОУ Пригорская СШ Смоленский район),

Ананьева Марина Григорьевна, учитель начальных классов

(МБОУ Пригорская СШ Смоленский район),

Шпилькина Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов

(МБОУ СШ № 39, г. Смоленск),

Галактионова Юлия Валерьевна, учитель начальных классов

(МБОУ СШ № 39, г. Смоленск),

Шепелева Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

(МБОУ СШ № 15, г. Смоленск),

Короткова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

(МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленск),

Родина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

(МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленск),

Кузнецова Светлана Михайловна, учитель начальных классов

(МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленск).





Урок литературного чтения

по теме

«Знакомство с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

(по УМК «Школа России», авторЛ.Ф. Климанова и др.)



Тип урока:комбинированный.

Класс: 4

Цели:

познакомить с отрывком из произведения Дж.Свифта «Путешествие Гулливера»; познакомить с биографией Дж. Свифта; совершенствовать навык осознанного чтения про себя; расширять словарный запас; развивать умение аргументировать своё мнение, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память;формировать умение давать самооценку своей деятельности; воспитывать способность к сопереживанию;формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть. Л.Ф. Климанова и др.

  • Мультимедиа.

  • Выставка книг ДЖ. Свифта.

  • Раздаточный материал для коллективной работы.

  • Карточки для самооценки.

  • Карточки с текстом для творческого задания.



















Ход урока:

1. Организационная часть урока. (Эмоциональный настрой).

- Здравствуйте, ребята! Хотите ли узнать новое о странах, людях, обычаях? (Да!)

- Как это можно сделать? (Можно отправиться в путешествие, посмотреть фильм или почитать книги.)

- Но мы не можем отправиться в путешествие, да и фильм посмотреть не сможем. Что же нам делать? (Читать книги.)

- Молодцы! Правильное приняли решение. Путешествовать можно и с книгами и их героями.



2. Актуализация опорных знаний

- Кто из знакомых вам литературных героев совершал путешествия? (Алиса, Элли, Незнайка и т.д.)

- Да. С этими героями происходят разные события: иногда смешные, иногда грустные. Каким словом можно заменить слово «событие», «происшествие»? (Приключения.)

- Ребята, а что такое приключение? (Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание.)

- Нужны ли нам приключения? Зачем? ( Чтобы узнавать новое, неизвестное.Чтобы было интересно.)

- Что важно во время путешествия? (Быть внимательным, наблюдательным, дружелюбным, умным и т.д.).



3. Сообщение темы урока и цели.

- Посмотрите на записи на доске и продолжите фразы, которые говорят путешественникам, отправляющимся в путь:

Счастливого …………(пути).

Попутного ……………(ветра).

Семь футов под ………..(килем).

- Какое из записанных и отгаданных вами пожеланий говорят морским путешественникам?(Семь футов под килем.Попутного ветра.)

- Сегодня мы совершим путешествие с одним из морских путешественников. А вот кто он, вы сейчас отгадаете сами.

Ребята делятся на команды. Далее каждой команде предлагается собрать разрезанные картинки, на которых изображены сюжеты из произведения «Путешествие Гулливера»

- Кто изображён на собранных вами картинках?(Гулливер, т.к. многие дети знают этого герояпо мультфильму и прочитанной книге).

- Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы будем работать сегодня?(«Путешествие Гулливера»).

- А как же мы можем совершить морское путешествие вместе с Гулливером?(Открыть книгу и прочитать).

- Что мы можем узнать, прочитав произведение?(Какое приключение произошло с Гулливером.Где побывал Гулливер и что он увидел, узнал. С кем он познакомился.)



4. Изучение нового материала.

а)подготовка к первичному восприятию.

- Прежде, чем отправимся в путешествие с Гулливером, давайте познакомимся с биографией автора. Ведь очень важно знать историю создания произведения, традиции страны, где жил автор, время написания произведения, да и сама личность автора, помогают лучше понять и осознать происходящее в произведении.

Учителем демонстрируется презентация по биографии Дж. Свифта

- Что интересного, нового вы узнали из презентации? Что особенно запомнилось?

б) первичное восприятие.

- Послушайте отрывок из произведения и постарайтесь ответить на вопрос: О каком путешествии, приключении Гулливера рассказал Дж. Свифт?

Чтение отрывка учителем.

в) проверка первичного восприятия.

- О каком путешествии, приключении Гулливера рассказал Дж. Свифт?(О путешествии Гулливера в страну лилипутов.)

- Что у вас вызвало удивление?

г) вторичное восприятие.

Учащимся предлагается прочитать текст про себя и записать на отдельные листки непонятные по значению слова.

После прочтения разбирается значение трудных слов, если встречаются слова, значение которых дети не смогли объяснить, им предлагается работа в группах по словарю. Затем делаются общие выводы о значении этих слов. (Колчан, мальчик-паж, лилипуты)

д) разбор текста.

- Почему пробуждение Гулливера было необычным?

- Что необычного произошло дальше?

- Кого увидел Гулливер?

- Что сделал Гулливер дальше и что предприняли лилипуты в ответ?

- Что построили лилипуты и зачем?

- Как вы думаете, о чём читал маленький человек?

- Как повел себя путешественник?



Физкультминутка.

- Скажите, ребята, понимал ли Гулливер язык лилипутов? А как же он объяснялся с лилипутами?

- Действительно, существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга, даже когда они не понимать друг друга с помощью слов. И сейчас мы проведем физкультминутку с помощью таких жестов.


Чтобы гостя приветствовать

Нужно всем встать

Дорогому гостю уваженье

Поклон низкий в знак сближенья

Знак согласия очень простой-

Это легкий кивок головой

Не согласны- тоже покажем

Головой сердито помашем

Еще пальчиком мы погрозим

На лице недовольство изобразим

Если сильно рассердились-

Ножкой громко топнем

Обрадовались ,развеселились-

Улыбнемся и в ладоши хлопнем.



- Молодцы! Освоили язык жестов.

д) разбор текста.

- А как Гулливер объяснил, что он хочет кушать? (Показал пальцем на рот.)

- Что принесли ему лилипуты? (Цыплят, булки, вино в бочках и т.д.)

- А почему так много еды принесли лилипуты?(Гулливер был большим по сравнению с лилипутами и ему нужно было много еды, чтобы он наелся.)

- Что вас удивило в еде для Гулливера?(Еда лежала в корзинах, вино налито в бочках.)

- Как вы думаете, а зачем лилипуты усыпили Гулливера?(Чтобы он не сопротивлялся.)

- Почему Гулливер не отреагировал на человечков, мешающих ему спать?(Он их пожалел, ведь они его накормили.)

- Как вы думаете, каково отношение автора к своему герою? Почему вы так решили?

- А как вы относитесь к Гулливеру?

- Как вы думаете, существует ли на самом деле срана лилипутов?





5. Закрепление изученного материала.

Выполнение творческой работы в парах по заданию учебника: дополнить текст, словами из текста произведения. Чтобы не портить учебник, учащимся раздаются листки с перепечатанным заданием из учебника, где вписывают нужные слова и фразы. Затем проводится проверка выполненного задания: один из учащихся прочитывает получившийся текст.



6. Итог урока.

а) – С каким произведением познакомились на уроке?(Путешествие Гулливера»)

- Кто автор произведения?(Джонатан Свифт)

- Что вы о нём узнали?

- Что вы узнали о главном герое?(Он был сильным, но добрым.)

- Кто из вас хотел бы оказаться на месте Гулливера?

- Что бы вы сделали так же, а что по-другому?

- Как вы думаете, научило ли это произведение вас тому, как надо вести себя в чужой стране?

- Что же сегодня вы узнали нового?

б) рефлексия.

- Вот мы с вами и закрыли книги. И что же наше путешествие закончилось?(Нет)

- Хотелось бы вам узнать, что дальше произошло с Гулливером?(Да)

- А как это можно сделать?(Прочитать произведение полностью).

- Рассмотрите выставку книг о «Путешествиях Гулливера», которые есть в нашей школьной библиотеке. Кто захочет узнать, чем закончилось путешествие, может взять книгу и прочитать.

Учитель знакомит учащихся с выставкой книг из школьной библиотеки.

- Возникали ли у вас трудности на уроке? Какие?

- Понравился ли вам урок? Заполните, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке с помощью «смайликов».

7. Домашнее задание.

- Подготовьте выразительное чтение понравившегося вам отрывка. И ктозахочет, узнайте, что же означает слово «Гулливер».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!