СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе "Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цели урока: сформировать понятие о мифе, его природе и отличительных особенностях.

Задачи:

  Продолжить формирование понятия о мифе как огромной сокровищнице художественных образов, прекрасных произведений искусства.

Продолжить формирование понятия о сказках, их отличительных особенностях.

Пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки"»

Урок литературы в 6 классе

Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цели урока: сформировать понятие о мифе, его природе и отличительных особенностях.

Задачи:

Продолжить формирование понятия о мифе как огромной сокровищнице художественных образов, прекрасных произведений искусства.

Пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии.


Познавательные УУД

определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся

с учителем и сверстником

Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации.

Разрешение конфликтов:

● выявление, идентификация проблемы,

● поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,

● принятие решения и его реализация

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

● синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

● выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

● подведение под понятие, выведение следствий;

● установление причинно-следственных связей;

● построение логической цепи рассуждений;

● доказательство;

● выдвижение гипотез и их обоснование,

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников.

Личностные УУД

Мотивация учения.

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

ХОД УРОКА

1 ОНУ

2. Терминологический диктант

  1. Род литературы, в основе которого повествование и событийность.

  2. То, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. (предмет изображения).

  3. Ярко выраженное намеренное преувеличение, используемое с целью усиления художественной выразительности и значимости высказывания.

  4. Эмоционально-выразительная, образная характеристика, выраженная в основном прилагательным, имеющим иносказательное значение.

  5. Создатель произведения.

  6. Эпическое произведение УНТ с установкой на вымысел.

  7. Эпическая песнь-сказание, являющаяся одной из разновидностей УНТ, имеющая героико-патриотический характер.

  8. Построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

  9. Цепь событий в произведении.

  10. Риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Ответы

  1. Эпос

  2. Тема

  3. Гипербола

  4. Эпитет

  5. Автор

  6. Сказка

  7. Былина

  8. Композиция

  9. Сюжет

  10. Троп


Взаимопроверка

Оценка

10 – 9 = 5; 8 – 7 = 4; 6 – 5 = 3; 4 = 2

3 Машина времени

Представьте себя древними людьми. Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна, полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды.

Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь?

«…»

У каждого народа есть своё объяснение происхождения мира и всего, что в нем есть.

Какова тема нашего урока?


У различных народов существуют мифы о происхождении мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца. Мифы от­кры­ва­ют уди­ви­тель­ные стра­ни­цы жизни на­ро­да. Но самыми известными являются мифы Эл­ла­ды.


Аудио

МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Мы вернулись назад в наше время.

4.Что это сказка или нечто другое?

По аналогии с характеристикой сказки, дайте характеристику мифам (работа в группах по 4 человека)

«Продолжение таблицы УНТ»

Сказка

Миф

Установка на вымысел

Воспринимался как реальность

Устная форма существования (вариативность)

Устная форма существования (вариативность)

Волшебство

Сверхъестественное

Поучение и развлечение

Передача опыта

Поэтическое творчество народа

Представление о мире древнего человека

Герои либо положительные, либо отрицательные

Герои совмещают положительные и отрицательные черты

Люди и животные (очеловечивание)

Боги, герои, сверхъестественные существа

Соблюдение канонов построения

Нет четких правил в построении, главное - сюжет

Максимально приближены к жизни

Значимые события

ВЫВОД

Миф - (от греч. mythos - пре­да­ние - ска­за­ние), по­вест­во­ва­ние о богах, духах, обо­жеств­лен­ных ге­ро­ях и пер­во­пред­ках, воз­ник­шее в пер­во­быт­ном об­ще­стве. В мифах пе­ре­пле­те­ны ран­ние эле­мен­ты ре­ли­гии, фи­ло­со­фии, науки и ис­кус­ства. (Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь).

Сказ­ка - один из ос­нов­ных жан­ров фольк­ло­ра, эпи­че­ское, пре­иму­ще­ствен­но про­за­и­че­ское про­из­ве­де­ние вол­шеб­но­го, аван­тюр­но­го или бы­то­во­го ха­рак­те­ра с уста­нов­кой на вы­мы­сел. (Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь).

5. Творчество

Сколь­ко веков ми­ну­ло, а в жизни людей про­ис­хо­дят те же со­бы­тия, что и в древ­но­сти: рож­да­ют­ся люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сме­ня­ют­ся вре­ме­на года…

За­да­ние. Прочтите текст. Пред­ставь­те себе, что вы древ­ний че­ло­век. Опи­ши­те при­ход весны с по­мо­щью мифа. Пер­со­на­жи могут быть как уже су­ще­ству­ю­щи­ми (взя­ты­ми из про­чи­тан­ных мифов), так и при­ду­ман­ны­ми лично вами.

На­сту­пи­ла дол­го­ждан­ная пе­ре­ме­на: фев­раль на ка­лен­да­ре вот-вот сме­нит­ся пер­вым ве­сен­ним ме­ся­цем – мар­том. А это зна­чит, что при­шёл конец снеж­ным и су­ро­вым бурям, скоро можно будет за­быть о мо­ро­зах и по­ра­до­вать­ся на­сту­па­ю­щей весне.

Роб­кие по­на­ча­лу лу­чи­ки солн­ца скоро вой­дут в пол­ную силу. По ули­цам, звеня, по­бе­гут ве­сё­лые ручьи, пред­вест­ни­ки про­буж­де­ния при­ро­ды.


«обсуждение»

6. Итоги

Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».

«…»

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

НАУКА (философия, астрономия, психология…)

И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства.

ИСКУССТВО

Живопись, литература, скульптура, архитектура, музыка

7. Домашнее задание

1.Подготовить сообщения о крылатых выражениях, афоризмах, фразеологизмах пришедших в наш язык из мифов.

2 Читать мифы о подвигах Геракла.

















Раздаточный материал


Сравнительная характеристика


Сказка

Миф

Установка на вымысел


Устная форма существования (вариативность)


Волшебство


Поучение и развлечение


Поэтическое творчество народа


Герои либо положительные, либо отрицательные


Люди и животные (очеловечивание)


Соблюдение канонов построения


Максимально приближены к жизни




За­да­ние. Прочтите текст. Пред­ставь­те себе, что вы древ­ний че­ло­век. Опи­ши­те при­ход весны с по­мо­щью мифа. Пер­со­на­жи могут быть как уже су­ще­ству­ю­щи­ми (взя­ты­ми из про­чи­тан­ных мифов), так и при­ду­ман­ны­ми лично вами.

На­сту­пи­ла дол­го­ждан­ная пе­ре­ме­на: фев­раль на ка­лен­да­ре вот-вот сме­нит­ся пер­вым ве­сен­ним ме­ся­цем – мар­том. А это зна­чит, что при­шёл конец снеж­ным и су­ро­вым бурям, скоро можно будет за­быть о мо­ро­зах и по­ра­до­вать­ся на­сту­па­ю­щей весне.

Роб­кие по­на­ча­лу лу­чи­ки солн­ца скоро вой­дут в пол­ную силу. По ули­цам, звеня, по­бе­гут ве­сё­лые ручьи, пред­вест­ни­ки про­буж­де­ния при­ро­ды.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!