Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» (Урок открытия нового знания). Учитель Бахтина С.В.
Цели урока: обучение учащихся работе с текстом художественного произведения; вовлечение учащихся в размышления об истинной дружбе и об испытаниях, которые пришлось пройти героям рассказа; воспитание чувств взаимопомощи, доброты.
-обучающие: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.Казакова, учиться анализировать сложные жизненные ситуации и реагировать на них действиями;
-развивающие: совершенствовать навыки работы с информацией и анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
-воспитывающие: воспитание любви к родному слову, русской литературе. воспитание на материале художественного текста гуманистических чувств: любви и уважения к человеку, сострадания, сопереживания и способности проявлять взаимовыручку.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, речь учителя.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Приветствие, мотивация. | Фронтальная. Эмоциональный настрой на урок. | - Здравствуйте, ребята. Ребята, садитесь и проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы узнаем о Казакове Юрии Павловиче и его произведении. Но прежде: Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. | Приветствуют. Протягивают друг другу ладони и улыбаются. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни. |
2.Определение темы урока, постановка цели и задач. | Фронтальная. Метод поисково-исследовательский. | - Послушайте, пожалуйста, притчу С.В.Копыловой "Донор" и скажите, о чем она? Схоже чем-либо это произведение и рассказ, который вы читали дома? Теперь посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите на картинках? (помощь, взаимопомощь в отношениях). Предположите, пожалуйста, тему урока. "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро». Откройте тетради и запишите ее. Определите, пожалуйста, цель урока. Молодцы! | Смотрят ролик. Озвучивают варианты. Отвечают. Записывают. Определяют. (воспитание гуманистических чувств по отношению к друзьям). Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, воспитать желание помогать друг другу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение анализ. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. |
3. Изложение нового материала. | Индивидуальная, парная. Словесный метод. Наглядный метод. | - Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на листы самооценки, которые лежат на ваших партах. Прошу вас анализировать свои действия на каждом этапе, занося результаты в листы самооценки. Теперь давайте узнаем некоторые сведения о писателе. Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” в течение моей лекции. По окончании лекции: теперь обменяйтесь, пожалуйста, листочками. Взаимопроверка. Верные ответы на слайде. Разбалловка и на слайде, и на листочках. | Делают первичные записи в листы самооценки. Слушают. Работают. Обмениваются. Проверяют и оценивают друг друга. | Познавательные: содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии. |
4.Физкультминутка "Рыбалка" | Фронтальная | - А сейчас мы отправляемся на рыбалку. Сначала накопаем червей, затем идем к реке, насаживаем червяка, закидываем удочку, вытаскиваем большущую рыбу. | Наклоняются и делают вид, что копают, идут на месте, наклоняются вперед, делают движение руками, закидывая воображаемую удочку, тянут, прикладывая силы. | | |
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала (на основе прочитанного дома рассказа) | Групповая. Частично-поисковый метод. | Автор многих рассказов, Казаков, предстаёт перед читателем как поэт родной природы (наверное, в рассказе вы заметили, взаимосвязь человека и природы ), как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты. Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. -Кто главные герои рассказа? -Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Почему? - Как будет звучать проблемный вопрос урока? В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Правила работы в группе: группа выбирает ответственного, который отвечает и следит за теми, кто работает активно, одновременно оценивая и внося результаты на карточки с вопросами в таком порядке: фамилия, оценка. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. Не забывайте, пожалуйста, о листах самоанализа. В процессе групповой работы учитель обращает особенное внимание на слайды, на которых изображено, как следует вести себя в экстремальной ситуации на воде. | Слушают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Внимательно слушают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы, определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. |
5. Закрепление изученного материала. | Фронтальная. | - Итак, какое чувство заставляет Яшку вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка) Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным). | Отвечают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. |
6. Дом. задание. Оценивание. | | - Напишите, пожалуйста, письмо другу, в котором рассказываете, что такое взаимопомощь и в каких ситуациях она должна проявляться. | Участвуют в оценивании. | | |
7. Рефлексия. | Приемы "Микрофон", "Колесо проблем", "Узелок на память". | Учитель подносит ученику микрофон и предлагает продолжить начатое: "Сегодня я понял...", "Сегодня у меня получилось...", "Сегодня я узнал, что взаимопомощь...". - Представьте, что катится "колесо проблем". Какие проблемы из произведения мы выделим? - Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Я.Хелемского. В минуты принятий важных решений, вспомните его, пожалуйста. (После чтения наизусть учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением). - Благодарю за внимание! | Продолжают предложения. Отвечают. Слушают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. |