СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта интегрированного урока открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной (авторская разработка).Урок направлен на отработку умений восприятия новой информации с последующей фиксацией знаний, на совершенствование умений сравнительной характеристики героев и работы с информацией, важной в любой сфере деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"»

Урок литературы в 7 классе "Взаимоотно­шения детей, взаимопо­мощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» (Урок открытия нового знания). Учитель Бахтина С.В.

Аннотация: карта интегрированного урока открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной с презентацией. Урок направлен на отработку умений восприятия новой информации с последующей фиксацией знаний, на совершенствование умений сравнительной характеристики героев и работы с информацией, важной в любой сфере деятельности. Содержание урока позволяет формировать важнейшее нравственное качество личности, необходимое в жизни, - способность проявлять взаимопомощь и взаимовыручку. Это качество пригодится в любой профессии. В содержании урока рассмотрена ситуация оказания помощи тонущему и варианты ее решения, что позволяет формировать деятельностный подход в обучении. Предложенная ситуация учит ориентироваться в экстремальной ситуации.

Цели урока: обучение учащихся работе с текстом художественного произведения; вовлечение учащихся в размышления об истинной дружбе и об испытаниях, которые пришлось пройти героям рассказа; воспитание чувств взаимопомощи, доброты.

Задачи урока:

-обучающие: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.Казакова, учиться анализировать сложные жизненные ситуации и реагировать на них действиями;

-развивающие: совершенствовать навыки работы с информацией и анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;

-воспитывающие: воспитание любви к родному слову, русской литературе. воспитание на материале художественного текста гуманистических чувств: любви и уважения к человеку, сострадания, сопереживания и способности проявлять взаимовыручку.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, речь учителя.

Оборудование и материалы: Учебник. Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку , доска для записей, экран, проектор, ролик с притчей.





Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Приветствие,

мотивация.


Фронтальная. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. Ребята, садитесь и проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы узнаем о Казакове Юрии Павловиче и его произведении. Но прежде:

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Приветствуют.

Протягивают друг другу ладони и улыбаются.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни.


2.Определение темы урока, постановка цели и задач.

Фронтальная.

Метод поисково-исследовательский.

- Послушайте, пожалуйста, притчу С.В.Копыловой "Донор" и скажите, о чем она? Схоже чем-либо это произведение и рассказ, который вы читали дома?

Теперь посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите на картинках? (помощь, взаимопомощь в отношениях). Предположите, пожалуйста, тему урока. "Взаимоотно­шения детей, взаимопо­мощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро». Откройте тетради и запишите ее. Определите, пожалуйста, цель урока.

Молодцы!


Смотрят ролик.








Озвучивают варианты.






Отвечают.







Записывают.


Определяют. (воспитание гуманистических чувств по отношению к друзьям). Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, воспитать желание помогать друг другу.


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение анализ.

Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения.

Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы.

3. Изложение нового материала.

Индивидуальная, парная. Словесный метод. Наглядный метод.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на листы самооценки, которые лежат на ваших партах. Прошу вас анализировать свои действия на каждом этапе, занося результаты в листы самооценки. Теперь давайте узнаем некоторые сведения о писателе.

Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” в течение моей лекции.

По окончании лекции:

теперь обменяйтесь, пожалуйста, листочками. Взаимопроверка. Верные ответы на слайде. Разбалловка и на слайде, и на листочках.


Делают первичные записи в листы самооценки.
















Слушают. Работают.









Обмениваются.






Проверяют и оценивают друг друга.

Познавательные: содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии.

4.Физкультминутка "Рыбалка"

Фронтальная

- А сейчас мы отправляемся на рыбалку. Сначала накопаем червей, затем идем к реке, насаживаем червяка, закидываем удочку, вытаскиваем большущую рыбу.

Наклоняются и делают вид, что копают, идут на месте, наклоняются вперед, делают движение руками, закидывая воображаемую удочку, тянут, прикладывая силы.



4. Восприятие и осознание учащимися нового материала (на основе прочитанного дома рассказа)

Групповая.

Частично-поисковый метод.

Автор многих рассказов, Казаков, предстаёт перед читателем как поэт родной природы (наверное, в рассказе вы заметили, взаимосвязь человека и природы ), как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Почему?

- Как будет звучать проблемный вопрос урока?

В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Правила работы в группе: группа выбирает ответственного, который отвечает и следит за теми, кто работает активно, одновременно оценивая и внося результаты на карточки с вопросами в таком порядке: фамилия, оценка. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. Не забывайте, пожалуйста, о листах самоанализа.

В процессе групповой работы учитель обращает особенное внимание на слайды, на которых изображено, как следует вести себя в экстремальной ситуации на воде.


Слушают.









Отвечают.

Отвечают.


Отвечают.















Внимательно слушают.



Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы, определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.



5. Закрепление изученного материала.

Фронтальная.

- Итак, какое чувство заставляет Яшку вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным).


Отвечают.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.


6. Дом. задание. Оценивание.


- Напишите, пожалуйста, письмо другу, в котором рассказываете, что такое взаимопомощь и в каких ситуациях она должна проявляться.

Участвуют в оценивании.



7. Рефлексия.

Приемы "Микрофон", "Колесо проблем", "Узелок на память".

Учитель подносит ученику микрофон и предлагает продолжить начатое: "Сегодня я понял...", "Сегодня у меня получилось...", "Сегодня я узнал, что взаимопомощь...".

- Представьте, что катится "колесо проблем". Какие проблемы из произведения мы выделим?

- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Я.Хелемского. В минуты принятий важных решений, вспомните его, пожалуйста. (После чтения наизусть учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением).

- Благодарю за внимание!


Продолжают предложения.



Отвечают.



Слушают.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!