Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. А.И.Куприн. Рассказ "Гамбринус".»
Урок литературы в 8 классе
Тема: И.Куприн «Гамбринус»
Цели:
Формирование первоначального представления о прозе Куприна.
Отработка навыка литературоведческого анализа художественного произведения.
Обучающие задачи:
показать особенности его художественного мира.
Дидактическая модель обучения
объяснительно-иллюстративная
Формы работы: лекция, беседа, работа с художественным текстом
Виды деятельности: коллективная,
индивидуальная.
Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна; содержание рассказа.
Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к персонажам рассказа.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Слово учителя о А.И. Куприне.
Знакомство с биографией и творчеством писателя
-Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна?
3.Беседа по рассказу Куприна «Гамбринус».
Охарактеризуйте образ Сашки. Какой прием является основным в его создании?
Почему каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? Что они слышат в его музыке?
Почему профессор не оценил исполнительское мастерство Сашки?
Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? К какому из явлений – жизни или мертвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам «Гамбринус»?
Зачем автор делает своего героя калекой в финале рассказа? Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?
Кому принадлежат последние слова в рассказе?
«Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».
4.Сопоставительная характеристика произведения.
Сопоставьте образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром?
Сопоставьте рассказ Куприна с повестью Гоголя «Портрет», обратив внимание на образы людей искусства и описание интерьеров.
5. Переосмысление романтической традиции в рассказе. Реализм и романтизм
Индивидуальное задание:
Определите, в чем принципиальное отличие Сашки от романтических героев поэм «Братья разбойники», «Мцыри», «Корсар» и неоромантических героев Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра»).
6. Представление художественного и музыкального оформления текста рассказа. Иллюстрирование.
Индивидуальные задания:
Подобрать записи мелодий (попурри) из тех, что играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка.
Подберите или нарисуйте иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус».
Объясните смысл названия произведения? Можно ли утверждать, что на одной из картин изображен Гамбринус?
Могли ли данные изображения украшать интерьер «Гамбринуса»?
7.Итоги урока.
В чем трагизм судьбы главного героя рассказа «Гамбринус»? Почему можно утверждать, что это рассказ о силе искусства?
Что можно сказать о личности писателя, его мировосприятии по его произведению? Что привлекает писателя в «естественном» человеке?
Каково соотношение правды жизни и мечты, «последовательного реализма» и традиций романтизма в прозе Куприна?
8.Домашнее задание.
Написать сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа А.И. Куприна «Гамбринус», - «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».
Написать сочинение-миниатюру на тему «Живое и мёртвое в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».