СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе. А.И.Куприн. Рассказ "Гамбринус".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даётся первичное представление о прозе А.И.Куприна. Формируется навык литертатуроведческого анализа художественного произведения

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. А.И.Куприн. Рассказ "Гамбринус".»

Урок литературы в 8 классе

Тема: И.Куприн «Гамбринус»

Цели:

Формирование первоначального представления о прозе Куприна.

Отработка навыка литературоведческого анализа художественного произведения.

Обучающие задачи:

  • Раскрыть традиции романтизма и реализма в рассказе.

  • Определить основную концепцию произведения и

показать особенности его художественного мира.

  • Повторить необходимые литературоведческие термины и определить их роль в произведении.

  • Создать предпосылки для формирования понятия о стиле и творческом методе писателя.

Дидактическая модель обучения
объяснительно-иллюстративная

  • Формы работы: лекция, беседа, работа с художественным текстом

  • Виды деятельности: коллективная,

индивидуальная.

  • Планируемый результат и уровень освоения

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к персонажам рассказа.

  • Продуктивный уровень: формирование коммуникативной и ценностно-ориентационной компетенции.


Ход урока

1.Оргмомент.


2.Слово учителя о А.И. Куприне.

Знакомство с биографией и творчеством писателя

-Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна?


3.Беседа по рассказу Куприна «Гамбринус».

  • Охарактеризуйте образ Сашки. Какой прием является основным в его создании?

  • Почему каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? Что они слышат в его музыке?

  • Почему профессор не оценил исполнительское мастерство Сашки?

  • Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? К какому из явлений – жизни или мертвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам «Гамбринус»?

  • Зачем автор делает своего героя калекой в финале рассказа? Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

  • Кому принадлежат последние слова в рассказе?

«Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».

  • Можно ли считать эти слова выражением авторской позиции? Как вы понимаете эту фразу?

4.Сопоставительная характеристика произведения.

  • Сопоставьте образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром?

  • Сопоставьте рассказ Куприна с повестью Гоголя «Портрет», обратив внимание на образы людей искусства и описание интерьеров.


5. Переосмысление романтической традиции в рассказе. Реализм и романтизм

Индивидуальное задание:

  • Определите, в чем принципиальное отличие Сашки от романтических героев поэм «Братья разбойники», «Мцыри», «Корсар» и неоромантических героев Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра»).

6. Представление художественного и музыкального оформления текста рассказа. Иллюстрирование.

Индивидуальные задания:

  • Подобрать записи мелодий (попурри) из тех, что играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка.

  • Подберите или нарисуйте иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус».

  • Объясните смысл названия произведения? Можно ли утверждать, что на одной из картин изображен Гамбринус?

  • Могли ли данные изображения украшать интерьер «Гамбринуса»?

7.Итоги урока.

В чем трагизм судьбы главного героя рассказа «Гамбринус»? Почему можно утверждать, что это рассказ о силе искусства?

Что можно сказать о личности писателя, его мировосприятии по его произведению? Что привлекает писателя в «естественном» человеке?

Каково соотношение правды жизни и мечты, «последовательного реализма» и традиций романтизма в прозе Куприна?


8.Домашнее задание.

  • Написать сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа А.И. Куприна «Гамбринус», - «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».

  • Написать сочинение-миниатюру на тему «Живое и мёртвое в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!