Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Урок освоения новых знаний
Цели урока:
1. Познакомиться с алгоритмом и устных приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.
2. Решение текстовых задачами с применением алгоритма вычислений изученного вида.
3. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
Задачи урока:
-
закрепление умения записывать и читать трехзначные числа, продолжение работы по формированию умения решать текстовые задачи с опорой на схему,
-
Развитие умения пользоваться математическими терминами; умение делать логические выводы, расширение общего кругозора.
-
Воспитание добросовестного отношения к учебному труду, умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
Содержание: универсальные учебные действия:
-
Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера (решение задач разными способами, поиск закономерностей); установление причинно-следственных связей при классификации трехзначных чисел; постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
-
Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
-
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и коррекция.
-
Личностные: способствовать готовности к саморазвитию, учить формулировать собственное мнение и позицию, уважительно относиться к иному мнению, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Используемые технологии: ИКТ, элементы технология проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Принципы построения урока. Научность, доступность, сознательность, наглядность, занимательность.
Методы проведения урока: наглядный, практический, словесный, проблемно – поисковый, коллективного взаимообучения, деятельностный (подбор математических заданий с учетом вариативного рассмотрения существенных признаков математического материала).
Ход урока
Этапы работы | Деятельность учителя |
1. Адаптационный Орг. момент | Громко прозвенел звонок – Начинается урок, Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Запишем число. Классная работа. Сегодня будет необычный гость Он любит смотреть на звезды ,считать их находить новые ,давать им название. Как вы думаете кто это?. Предсказатель и гадатель по звездам; астролог. (Звездочёт) Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу. А.С.Пушкин, «Сказка о золотом петушке.» Звезды все пересчитает, Все кометы перечтет – Так он прошлое узнает И грядущее прочтёт. В небе множество загадок – Знает их наперечет. Наведет всегда порядок В звездных картах звездочет. Он приготовил множество заданий, которые нам нужно выполнить. А в конце урока приготовил сюрприз. |
-
2. Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний о способе записи чисел, отражающей десятичную систему счисления - Поместное значение цифр в записи числа. - разрядный состав трехзначных чисел (деятельностный метод обучения Физминутка | 1.Устный счёт -посчитайте десятками до 1000, -назовите в каком числе:2 с.3 дес.5 ед.; 6 с.8.ед; ,4с.5дес.; 77 дес.;9с.23 ед. -назовите предыдущее числу 245-(244),следующее за числом 897(-898), -назовите соседей числа 567-(566-568), 989-(988,990) -увеличьте334на 1: (335),569(570),990(991) Уменьшите на 1 : 800(799),999(998),100(99) Первая звезда на доске Какие звезды увидел звездочет ? 3 .На доске : слайд 2 составить трехзначные + Звезды розового цвета с цифрами: 9, 3, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7( цифры в числах не повторяются) 1 вариант -
запишите числа, которые можно составить, используя звезды розового цвета. (139, 931, 913, 193, 391,319, 391) 2 вариант -
запишите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.) время 1 минута. -
Работа у доски, дети записывают числа - Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили. (Они трехзначные.) - Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа? + Из сотен, десятков, единиц. Слайд 3 (проверка) - Запишите самое маленькое трехзначное число(1 вариант) и самое большое трехзначное число(2 вариант) ,запишите в виде суммы разрядных слагаемых 139=100+30+9, 762=700+60+2 Вторая звезда на доске Музыка «Спейс» |
Создание проблемной ситуации. | Звездочет доволен как вы справились с заданием. Следующее задание: Звездочет долго смотрел на звезды и насчитал зеленых звезд 104 ,желтых 150, 230 розовых. Запишите эти числа в порядке убывания (1 вариант) ,в порядке возрастания (2 вариант) + 1вариант 230,150,104. 2вариант ,104,150,230 Проверка. Можете ли вы сказать, сколько звезд всего? - Легко справились с заданием? + Трудно решить выражения. - 230 + 150+104 = ? |
Постановка учебной задачи | - Может кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока? + Сложение и вычитание трехзначных чисел. - Мы будем учиться складывать и вычитать трехзначные числа Давайте, ребята, учиться считать Трёхзначные числа прибавлять. вычитать, А устно вычислять у себя в голове. |
Открытие новых знаний. Первичное закрепление. Маленькая физминутка Физкультминутка | У вас на партах лежат карточки с заданиями это звездочет вам приготовил Объясните запись: РАБОТА В ПАРАХ Прочитайте и объясните записи. | 340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 =340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60-20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 | Давайте сформулируем правила сложения и вычитания трехзначных чисел. Трехзначные числа складываем и вычитаем по разрядам. Какие разряды вы знаете? - Можем мы вернуться к примеру 230 + 150+104=? и найти ответ на вопрос: сколько всего звезд? 230 +150 = (200+100) +(30+50)= 380 380+104=(300+100)+80+4=484 Третья звезда на доске «Карусели» На горизонте новое задание звездочета. С устным объяснением. У ДОСКИ ПО ОДНОМУ УЧЕНИКУ 210+ 300= 420+200= 760 – 500 = 970 – 400 = 210+30= 420+20= 760 – 50 = 970 – 40 = Молодцы !Четвертая звезда на доске Гимнастика для глаз: 1. Быстро поморгать с закрытыми глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считаем до 5. - ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ 2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх, вниз. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ |
Решение задач III. Творческий этап | Нас ждёт задача + Решить задачу. Созвездие Большая медведица содержит 210 звезд.Созвездие Дракона содержит 80 звезд. Сколько всего звезд можно увидеть в этих созвездиях? 210+80=290(зв.) без схемы Пятая звезда на доске На космический корабль поступил груз 320 тюбиков с гречневой кашей и 140 тюбиков с малиновым вареньем. За первый месяц полета съели 60 тюбиков каши и варенья. Сколько тюбиков осталось? Рисуем схему. 1)320 + 140 = 460 (т.) – всего 2)460 - 60 = 400 (т.)- осталось Ответ: 400 тюбиков осталось. Можно сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Что узнаем сначала? - Как? - Что узнаем вторым действием? - Как? - Назовите ответ. Шестая звезда на доске |
Какое число под шляпой? Подсказка, чтобы выполнить задание воспользуйтесь правилом нахождения неизвестных компонентов. 360-?=60 ?-10=970 510+?=560 Седьмая звезда на доске Что это ? Созвездие Большая Медведица! Логическое задание. Найдите отличия ,сколько их? (можно на дом) |
Рефлексия: | Мне было интересно… Я научился…. Мне было трудно…. Ребята, мы славно потрудились. Спасибо за работу! Поднимите смайлики покажите свое настроение . |
Прочитайте и объясните записи. |
340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 =340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60- 20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 |
Прочитайте и объясните записи. |
340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 = 340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60- 20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 |
Прочитайте и объясните записи. |
340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 = 340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60- 20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 |
Прочитайте и объясните записи. |
340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 = 340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60- 20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 |
Прочитайте и объясните записи. |
340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 = 340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60- 20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 |
Прочитайте и объясните записи. |
340 +200 = 540 (300+200) + 40= 540 540 – 200 = 340 (500 – 200) + 40 = 340 | 340+ 20=360 300+(40 +20)=360 360- 20= 340 300+(60- 20)=340 | 304+5= 309 300+ (4+5) =309 309 – 5 =304 300+(9-5) = 304 |
Карточка для преподавателя
Звезды все пересчитаю,
Все кометы перечту –
Так я прошлое узнаю
И грядущее прочту.
В небе множество загадок –
Знаю их наперечет.
Наведет всегда порядок
В звездных картах звездочет.
1.Устный счет
-посчитайте десятками до 1000,
-назовите в каком числе: 2 с.3 дес.5 ед; 6 с.8.ед; 4с.5дес.; 77 дес.; 9с.23 ед.
-назовите предыдущее числу 245-(244),
-следующее за числом 897(898),
-назовите соседей числа 567 (566-568), 989 (988,990)
-увеличьте334на 1: (335), 569(570), 990(991)
-уменьшите на 1 : 800(799), 999(998), 100(99)
2.
1 вариант 139, 931, 913, 193, 391,319, 391
2 вариант 267, 276, 627, 672, 726, 762.) время 1 минута.
3. - Запишите самое маленькое трехзначное число(1 вариант) и самое большое трехзначное число(2 вариант) ,запишите в виде суммы разрядных слагаемых
139=100+30+9, 762=700+60+2
4. - Запишите эти числа в порядке убывания (1 вариант) ,в порядке возрастания (2 вариант)
+ 230,150,104.
5. 210+ 300= 420+200= 760 – 500 = 970 – 400 =
210+30= 420+20= 760 – 50 = 970 – 40 =
6. Решение задач
1-без схемы, 2- схема
7. Какое число под шляпой? Подсказка, чтобы выполнить задание воспользуйтесь правилом нахождения неизвестных компонентов.
360-?=60 ?-10=970 510+?=560