Самоанализ урока по математике.
Тема: Деление обыкновенных дробей
Учитель: Смирнова Н.В.
Общие сведения:
В классе 9 человек. По данному предмету на «5» и «4» учатся 3-е учеников, из них мотивированных - 2, на «3» - 6 учащихся. (1 человек осваивает коррекционную программу 7 вида). Класс достаточно организован, дисциплинирован. На уроке присутствовало человек.
По программе на изучение темы: «Деление дробей» запланировано 5 часов, данный урок был четвертым.
На уроке решались следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
повторить основные действия (сокращение, сложение, вычитание, умножение) с обыкновенными дробями;
закрепить правило деления дробей при выполнении заданий;
Развивающие:
способствовать развитию мотивации изучения предмета;
развивать грамотную математическую речь;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач
развивать коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и целеустремленность, умение оценивать результат своей работы;
воспитание культуры общения; способствовать формированию математической компетентности учащихся.
Дидактическая цель: формирование умения деления дробей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать уважение к ответам товарищей, культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, групповой работе, индивидуальной работе.
Цель урока: формирование умения применять полученные знания при решении простейших задач решении уравнений, проверить ЗУНЫ по теме «Деление», воспитывать умение управлять своим поведением.
Оборудование урока:
- учебник «математика» 6 класс, автор А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир
- листы для самостоятельной работы и работы в парах и группах.
- мультимедийное оборудование
-интерактивная доска.
- оценивающие жетоны.
Содержание урока
Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения делить обыкновенные дроби. Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.
Тип и структура урока:
Тип урока-урок изучения нового материала
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
Организационный момент. (0,5 мин)
Постановка формируемых результатов и задач урока. (5 мин)
Актуализация знаний и проверка ДЗ ( 10 мин)
Закрепление изученного материала ( 6мин)
Физкультминутка (0,5 мин)
Закрепление изученного материала.(18 мин)
Рефлексия (3 мин)
Домашнее задание (2мин)
.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе была поставлена проблемная ситуация и с помощью наводящих словосочетаний дети определили цель и спланировали урок . Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
На третьем этапе были актуализированы знания по ранее изученным темам, Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
На четвертом этапе в процессе закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых преобразований.
Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
На пятом этапе физкультминутка помогла снять эмоциональное и физическое напряжение.
Шестой этап показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решил.. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки ответов, по ответам,
На этапе рефлексии и итога урока обсудили успехи и неудачи работы, эмоциональное состояние и соотнесли результат работы поставленной цели урока.
В ходе этого урока домашнее задание в явном виде не проверялось, а косвенно проверяется при выполнении устной работы и фронтальной работы в ходе актуализации знаний, при проверке домашних работ..
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения закрепляло алгоритм умножения и деления дробей.
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно освоенные навыки деления;
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала (в блоке актуализации знаний) предлагались несложные задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности;
- принцип системности – связь материала с ранее усвоенным (представление десятичных дробей в виде обыкновенных, сравнение дробей и т.д) обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности.
Методы обучения
На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный (когда предлагалась учебная ситуация – иллюстрация, в которой представлялась в виде отдельных сюжетов), метод ассоциаций, частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ);
- наглядные (демонстрация );
- практические;
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное решение примеров),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Метапредметные технологии
Особое внимание на уроке уделяется применению знаний в жизненных ситуациях. На каждом этапе, предлагается переосмыслить цель изучения математики – не просто изучать, чтобы применять, а изучать и обдуманно применять на практике. Значит, математика «живет» в каждом уголке нашей планеты!
Использовались такие приемы: организация помощи, неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материалу, случайное сообщение
На уроке происходило формирование универсальных учебных действий:
личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, креативность мышления; инициативность, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся закрепили правило деления обыкновенных дробей. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.
Недостатком проведения урока, считаю:
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи;
-учащиеся за урок получили оценку.