Разработка развернутого конспекта урока
Авторы:
- Коваленко Наталья Александровна – учитель-экспериментатор, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ Мечетинская СОШ Зерноградского района;
- Зевина Любовь Васильевна - научный руководитель областных экспериментальных и пилотных площадок по освоению УМК нового поколения по математике (1-11 классы) авторов Г.К. Муравина и О.В. Муравиной в школах Ростовской области, заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук, доцент, Master of education.
Предмет: математика
Авторы УМК: Георгий Константинович Муравин - кандидат педагогических наук, профессор, почетный работник образования, заведующий кафедрой математического образования института развития образовательных технологий (ИРОТ) Ольга Викторовна Муравина - кандидат педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой начального образования ИРОТ
Образовательное учреждение: МБОУ Мечетинская СОШ
Дата: 14.04.2016
Предмет: Математика
Класс: 2 «А»
УМК: «Математика, 2 класс.
Тема урока: Табличное умножение
Тип урока: урок-закрепление.
Оборудование: УМК «Математика.2 класс» (учебник и рабочая тетрадь) авторов Г.К. Муравина и О.В. Муравиной, компьютер, мультимедиа-проектор, карточки обратной связи.
Цели урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
личностные результаты:
приобрести способность иметь собственное мнение;
умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
умение уверенно и легко выполнять математические действия; обретение веры в себя, в свои способности.
метапредметные:
освоение способов деятельности:
познавательной:
сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким признакам;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
приобретение способности использовать знания, полученные на предыдущих уроках;
- информационно-коммуникативной:
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
умение перефразировать (выразить иначе) мысль;
отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
умение аргументировать ответ;
умение работать с информацией;
применять приемы работы с рабочей тетрадью;
сотрудничать в группе, отвечать на вопросы учителя, обосновывать свою позицию;
- рефлексивной:
умение самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности и оценивать степень их достижения;
умение организовывать совместную учебную деятельность с учителем и одноклассниками;
умение самостоятельно ставить личностные цели и оценивать степень их достижения;
умение работать в большой группе и индивидуально;
умение фиксировать затруднения, устанавливать причины и пути их устранения;
предметные
того, что умножение - это сложение одинаковых слагаемых;
того, что значит, увеличить или уменьшить число в несколько раз;
применять таблицу умножения при вычислениях;
различать задачи на увеличение и уменьшение числа среди других задач;
грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
овладение опытом использования опорных знаний, приобретенных ранее:
выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами в пределах 100 (опыт и его использование);
умение вычислять значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя правила порядка выполнения математических действий.
Девиз урока: «Легко учить – интересно учиться!»
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Я рада всех вас видеть на уроке! Желаю вам быть активными, находчивыми, внимательными и трудолюбивыми. Не бойтесь ошибаться! Успеха вам!
Учитель: Сегодня на урок к нам пришли гости. Разрешите вам их представить.
Это автор учебника «Математика» Муравина Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ИРОТ, учителя математики школ Зерноградского района и других территорий Ростовской области, директор и педагоги нашей школы, а также сотрудник областного института, в котором проходят обучение учителя и директора всех школ области, Зевина Любовь Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин. Поприветствуйте наших гостей.
Мы продолжаем работу. Ребята очень важно, чтобы вы научились высказывать свое мнение и оценивать свою деятельность, используя наши сигналы- помощники, давайте еще раз все вспомним их обозначения: зеленый - у Вас такое же мнение, красный - у Вас другое мнение. В случае расхождения мнений будем обсуждать.
2. Мотивационный этап
2.1 Постановка личностных целей
Учитель: Ребята, а задумывались ли вы, с какой целью вы пришли на урок? Я постараюсь вам помочь в выборе. На экране вы видите список личностных целей, давайте прочитаем их вслух, а затем каждый для себя выберет одну. А номер цели запишите на полях в тетради, чтобы в конце урока вы могли с уверенностью сказать, всё ли у вас получилось на уроке. (Один ученик по желанию читает цели)
Приобрести способность иметь и выражать собственное мнение.
Умение уверенно и легко выполнять математические действия.
Умение грамотно говорить и свободно выражать свои мысли.
Умение читать и понимать смысл прочитанного.
Умение учиться самостоятельно.
Умение слушать и слышать другого.
Учитель: Выбрали? Поработайте на эту цель весь урок. А в конце урока вы определите, достигли ли вы этой цели и почему?
2.2.Фронтальная работа.
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Послушайте загадку и определите, о каком месяце идет речь?
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
(Апрель)
-А какую знаменательную дату отмечают в России в апреле?
Варианты ответов детей:
- 12 апреля - день космонавтики
- Юрий Гагарин – первый космонавт, полетел в космос в этот день (портрет Ю.А.Гагарина на слайде)
Учитель: Верно! А знаете ли вы, что в центре управления полётами нам дали задание исследовать планеты нашей солнечной системы и узнать, есть ли там жизнь? Для этого необходимо совершить космическое путешествие и передать сведения в центр управления полетом.
- Ребята, а кто знает название планет? (Марс, Юпитер, Земля…)
На экране появляется слайд №6 (космическое пространство с планетами)
Давайте сосчитаем, сколько планет в солнечной системе (8)
Молодцы! Скажите, ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля)
Посмотрите на экран и скажите, какое место занимает в солнечной системе наша планета Земля? (3);
- Как называются планеты, ближайшие её соседи? (Дети читают названия планет на слайде №6)
- Верно! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на ближайшие к Земле планеты. Это три планеты: Марс, Меркурий и Венера.
- Наше путешествие будет необычным, потому что впервые в космос полетят 20 юных космонавтов - учеников Мечетинской школы.
- Итак, маршрут «Полет на ближайшие к Земле планеты» определён, осталось вспомнить правила поведения во время полета. Главное в полете - дисциплина, правильная посадка и аккуратная запись в тетрадях.
- Ну что согласны лететь? Тогда - вперед!
Учитель: Ребята, а на чем можно отправиться в космическое путешествие?
Правильно, на ракете (слайд №7)
Сейчас я предлагаю каждому из вас взять свой конверт с надписью «РАКЕТА» (в конверте набор геометрических фигур) и составить из геометрических фигур модель ракеты.
(ученикам дается 1 минута на выполнение)слайд №8, 9, 10
После того, как ученики самостоятельно выполнили работу на месте, один из первых, выполнивший задание, идет к доске и составляет модель ракеты.
Учитель: Ребята, у кого другой вариант модели?
К доске идет другой ученик и составляет новый образец. (Меняем расположение прямоугольника и квадрата местами, получаем 2 способа построения)
У доски ученик составляет еще одну модель.
Учитель: Ну, что готово, все получилось?
Внимание на доску! Из каких фигур составлена ракета? (ученики называют фигуры: квадрат, прямоугольник, три треугольника)
Сколько фигур на макете ракеты имеют все острые углы? (1)
(учитель пишет на доске 1 )
Покажите и назовите эту фигуру…(большой треугольник)
2. Сколько фигур имеют хотя бы один прямой угол (4)
Покажите их…(прямоугольник, квадрат и два маленьких треугольника)
Есть ли на макете ракеты окружность? (нет, значит, пишем 0)
Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (4)
Учитель: Получилось 14 04
Учитель: Ребята, эти числа вам о чем-то говорят?
Ученики: да, похожи цифры на дату, нужно только поставить год и точки между цифрами.
5. А какой сейчас год? (2016)
Учитель: Итак, что получилось? 14.04.2016 (сначала дату записывает учитель на доске сам, а затем дети записывают ее в свои тетради).
Сегодня 14.04.2016. Классная работа.
Этап актуализации субъектного опыта
Учитель: Итак, ракета у нас готова, чтоб отправиться в полет её необходимо заправить топливом и разогреть. Топливо – это наши знания, а разогрев – устный счет.
Скажите ребята, для чего нужен устный счет?
Ученики: для того, чтобы подготовиться к более сложным заданиям на уроке.
3.1. Устный счет
( называется одним учеником ответ с аргументацией, работают карточки обратной связи)
1.По дорожке бежали 5 кошек. Сколько ножек у пяти кошек? (20, потому что у одной кошки 4 лапы, а кошек было 5, значит, берем по 4, 5 раз, т.е. 4 ×5=20)
2.В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18 потому что берём по 6 , 3 раза, т.е. 6×3=18)
3.Из-за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков спряталось за кустиком? (9, потому что мы знаем, что у одного зайчика 2 уха, значит мы должны 18 разделить на 2, т.е. 18:2=9)
4. На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 4 страницах? (16, потому что мы берем по 4 , 4 раза, т.е. 4×4=16)
4. Постановка темы и цели урока
Учитель: Ребята, какие знания и умения помогли Вам дать правильные ответы в этих задачах?
Ученики: Мы решали задачи, используя таблицу умножения и деления.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ученики: Умножение. Таблица умножения (слайд№ 11)
Учитель: Верно. Запишите тему урока в тетрадь.
( ученики записывают тему урока в тетрадь, а учитель – на доску)
Учитель: А теперь попробуйте назвать цель урока как учебную задачу. Чем будем заниматься на уроке?
Ученики:
- продолжать выполнять умножение;
- учиться уверенно использовать таблицу умножения при решении заданий;
- закрепить умножение.
Учитель: Молодцы! Сегодня урок закрепления. Вы будете успешны, если будете верно использовать имеющиеся знания при решении различных заданий. Будьте внимательны и активны!
Опыт использования имеющихся знаний при решении разнообразных задач
Полет на три планеты
Учитель: Разрешение на старт с планеты Земля вы получили, а чтобы определить порядок полета на другие планеты, давайте посчитаем буквы в словах- названиях планет:
Марс-4 буквы,
Меркурий-8 букв,
Венера-6 букв.
А теперь распределите числа в порядке возрастания: 1-я планета-Марс, 2-я планета-Венера, 3–я планета-Меркурий (на магнитной доске нарисована карта полета, один из учеников выставляет очередность полета к планетам, используя цифры, полученные в результате порядка возрастания чисел) (слайд 12)
А теперь на старт! Летим на первую планету – Марс!
Полет на первую планету
Сообщение учащегося о планете Марс. Марс – четвертая от Солнца планета. Очень похожа на Землю, но меньше её в два раза. Ночью температура опускается до 85 градусов мороза. Кислорода там нет. (Слайд 13)
Учитель: Ребята, как Вы думаете, можно жить на такой планете? И почему?
Ученики: Нет, потому что при такой температуре не возможна жизнь, можно замерзнуть.
Учитель: Значит, нужно лететь дальше. А чтобы лететь дальше, нужно дозаправиться, выполнив задание (Конверт на макете Марса)
Откройте учебники на странице 115 №3 (ученик читает задание)
Ответь на вопросы. Запиши полученные числа в порядке возрастания и разгадай слово, которое обозначает предположение или предугадывание чего- либо.
Е | Какое число на 17 больше 23? |
З | Какое число в 8 раз больше 7? |
А | Какое число на 9 меньше 72? |
П | Какое число в 9 раз меньше 72? |
О | На сколько число 81 больше 72? |
И | Во сколько раз число 49 больше 7? |
Т | На сколько число 5 меньше 30? |
Г | Во сколько раз число 5 меньше 30? |
Учитель: Давайте разберем первое задание.
Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос?
Ученики: Надо к 23 прибавить 17. (23+17)
Учитель: Верно! Всем понятно задание? (ученики поочередно выходят к доске, а остальные выполняют самостоятельно в тетрадях)
После решения, ученики записывают числа в порядке возрастания и разгадывают слово. (гипотеза)
Решение:
Вычисление: Числа в порядке возрастания:
Е | 23+17=40 | | Г | 6 |
З | 7× 8=56 | | И | 7 |
А | 72-9=63 | | П | 8 |
П | 72:9=8 | | О | 9 |
О | 81-72=9 | | Т | 25 |
И | 49:7=7 | | Е | 40 |
Т | 30-5=25 | | З | 56 |
Г | 30:5=6 | | А | 63 |
Учитель: Ребята, задание выполнено?
Ученики: Нет, потому что надо числа расположить в порядке возрастания.
Учитель: Что значит расположить в порядке возрастания?
Ученики: От самого маленького до самого большого.
Учитель: Какое самое маленькое число? (6) (один ученик расставляет числа по порядку и записывает, получившееся слово)
Составим слово (гипотеза)
Ребята, так что же обозначает слово «гипотеза»? (предположение или предугадывание чего-либо). Молодцы, вы хорошо потрудились и, конечно же, устали. Мы немножко отдохнем, физминутку проведем.
Физминутка.
Дети встают возле своих парт, повторяют движение за ведущим учеником, а учитель говорит слова.
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Учитель: Итак, летим на планету Венера.
Полет на вторую планету
Сообщение учащегося о планете Венера: Планета Венера очень похожа на Землю своими размерами и яркостью. Поверхность похожа на каменистую пустыню.
(слайд №14)
Учитель: Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете?
Ученики: нет, потому что на этой планете очень жарко.
Учитель: Значит, летим дальше. А для этого дозаправимся, выполнив следующее задание (берем конверт с заданием из учебника на странице 116 №4):
Учитель: Ребята, для того чтобы сравнить выражения, что нужно сделать?
Ученики: Найти значение этих выражений и сравнить их.
(Двое учеников выполняют задание на скрытой доске, а остальные самостоятельно в тетрадях. Затем с помощью сигнальных карточек проверяем правильность выполнения)
Учитель: Что вы заметили в этих выражениях?
Ученики: Ответы при умножении больше, чем при сложении.
Учитель: А какую гипотезу Вы можете сформулировать?
Ученики: Значение произведения двух чисел больше значения их суммы.
Учитель: А как Вы думаете, это всегда выполняется?
Ученики: Не всегда.
Учитель: Прочитайте еще раз задание, Все ли Вы выполнили?
Ученики: Это будут выражения 2×2=2+2, 1×1.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы выполнили задание и отправляетесь на следующую планету. А пока Вы летите, Ваши глазки отдохнут!
Физминутка для глаз
( на экране анимационная физминутка: дети должны повторить глазами движение фигур)
Полет на третью планету
Учитель: А на какую планету Вы прилетели?
Ученики: Меркурий.(слайд №15)
Сообщение учащегося о планете Меркурий: Меркурий – первая от Солнца планета. Днем на ней очень жарко, а за ночь все тепло улетучивается в космос. Потому что у Меркурия нет воздушной оболочки.
Учитель: Ребята, можно жить на такой планете?
Ученики: Нет
Учитель: Значит, летим домой, на планету…
Ученики: Земля
Учитель: Чтобы вернуться необходимо, пополнить запасы топлива. Для этого выполним следующее задание (стр. 117 № 7(1)
Работа с таблицей умножения
( ученик читает вслух задание)
Учитель: Что вы видите?
Ученики:
- таблицу с числами;
- цветные полоски на таблице (розовую и зеленую);
- желтый треугольник;
- таблицу с однозначными и двухзначными числами;
- в верхнем левом углу знак действия умножения;
- таблица разделена зеленой полосой на 2 части;
- эта таблица похожа на таблицу сложения.
Учитель: А что вы можете сказать о двух частях таблицы?
Ученики:
- они состоят из одних и тех же чисел;
- они закрашены разным цветом.
Учитель: Как вы думаете, что можно делать с помощью такой таблицы?
Ученики:
- с помощью этой таблицы можно считать;
- можно умножать с помощью таблицы и результаты увидеть на пересечении строки с числом.
Учитель: Правильно, ребята, вы очень наблюдательные.
Это таблица умножения, поэтому в верхнем левом углу стоит знак умножения.
Как можно с помощью этой таблицы выполнить умножение?
Ученики: умножение числа 3 и число 4. Надо найти ячейку на пересечении строки с числом 3 и столбца с числом 4, получится 12.
Учитель: Какое свойство умножения можно применить при вычислении?
Ученики: Переместительное свойство умножения. От перестановки мест множителей значение произведение не меняется.
Примечание для учителей: во всех учебниках, кроме учебников Муравиных, на многих плакатах это утверждение написано не верно…
Учитель: Верно. Произведение – это числовое выражение.
Учитель: Вот мы и на планете Земля. Как хорошо вокруг. Вы можете свободно дышать.
Глубоко вдохните, выдохните и выполните последнее задание. С помощью таблицы запишите ответы. (На столах у каждого карточки с заданием по вариантам).
Два ученика работают на скрытой доске по вариантам. Задания выполняются с последующим обсуждением с помощью сигнальных карточек.
6. Домашнее задание
Учитель: Ребята, послушайте домашнее задание. Дома вы выполните задание в рабочей тетради на печатной основе: стр.42 №2, из учебника стр.111 № 14
7. Итоги урока. Рефлексия
Достижения предметных и метапредметных результатов.
Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: Мы узнали, что есть другая таблица умножения.
Чему вы научились?
Ученики: Научились умножать с помощью таблицы, применяя переместительное свойство умножения.
Какие «старые» знания и умения вы успешно использовали на уроке? (знание таблицы умножения, …)
Что вызвало затруднение и почему?
Как выходили из затруднений?
Что вам понравилось на уроке и почему?
7.2. Достижение личностных результатов
(на экране личностные цели)
Учитель: Ребята, в начале урока вы поставили личную цель. Достигли вы её? (показывают карточки обратной связи: зеленый цвет – достиг, красный – «иной» результат)
Учитель: Кто хочет поделиться своими выводами вслух? (демонстрируется слайд с личностными целями, идет беседа)
7.3. Эмоциональное настроение
Учитель: А сейчас мы, ребята, узнаем, кто с каким настроением завершает урок? Чтобы сделать это, откройте конверт со «СМАЙЛИКОМ» (в конверте звездочки 3-х цветов), возьмите звёздочки и украсьте ими звездное небо:
Зелёный - у меня все получилось, я - молодец!
Синий - испытывал затруднения, но я старался их преодолевать!
Красный – многое не получилось, нужно разобраться в причинах.
А теперь возьмите и приклейте на звездное небо ту звездочку, которая соответствует по смыслу вашему настроению.
Не расстраивайтесь, у кого на этом уроке не все или многое не получилось. Постарайтесь потрудиться дома. Надеюсь, что на следующем уроке у вас все получится.
Спасибо за урок, дети! Успехов всем!
11