СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики во 2 классе на тему "Табличное умножение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким признакам;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
  • приобретение способности использовать знания, полученные на предыдущих уроках;

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе на тему "Табличное умножение"»

Разработка развернутого конспекта урока

Авторы:

- Коваленко Наталья Александровна – учитель-экспериментатор, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ Мечетинская СОШ Зерноградского района;

- Зевина Любовь Васильевна - научный руководитель областных экспериментальных и пилотных площадок по освоению УМК нового поколения по математике (1-11 классы) авторов Г.К. Муравина и О.В. Муравиной в школах Ростовской области, заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук, доцент, Master of education.

Предмет: математика

Авторы УМК: Георгий Константинович Муравин - кандидат педагогических наук, профессор, почетный работник образования, заведующий кафедрой математического образования института развития образовательных технологий (ИРОТ) Ольга Викторовна Муравина - кандидат педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой начального образования ИРОТ

Образовательное учреждение: МБОУ Мечетинская СОШ

Дата: 14.04.2016

Предмет: Математика

Класс: 2 «А»

УМК: «Математика, 2 класс.

Тема урока: Табличное умножение

Тип урока: урок-закрепление.

Оборудование: УМК «Математика.2 класс» (учебник и рабочая тетрадь) авторов Г.К. Муравина и О.В. Муравиной, компьютер, мультимедиа-проектор, карточки обратной связи.

Цели урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:

личностные результаты:

  • положительное отношение к учению и интерес к изучению предмета

  • приобрести способность иметь собственное мнение;

  • умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

  • умение уверенно и легко выполнять математические действия; обретение веры в себя, в свои способности.

метапредметные:

освоение способов деятельности:

  • познавательной:

  • сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким признакам;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;

  • приобретение способности использовать знания, полученные на предыдущих уроках;

- информационно-коммуникативной:

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);

  • умение перефразировать (выразить иначе) мысль;

  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение аргументировать ответ;

  • умение работать с информацией;

  • применять приемы работы с рабочей тетрадью;

  • сотрудничать в группе, отвечать на вопросы учителя, обосновывать свою позицию;

- рефлексивной:

  • умение самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности и оценивать степень их достижения;

  • умение организовывать совместную учебную деятельность с учителем и одноклассниками;

  • умение самостоятельно ставить личностные цели и оценивать степень их достижения;

  • умение работать в большой группе и индивидуально;

  • умение фиксировать затруднения, устанавливать причины и пути их устранения;

предметные

  • овладение опытом использования приобретенных знаний и умений по теме «Умножение»:

  • знание и понимание

  • того, что умножение - это сложение одинаковых слагаемых;

  • того, что значит, увеличить или уменьшить число в несколько раз;

  • умение

  • применять таблицу умножения при вычислениях;

  • различать задачи на увеличение и уменьшение числа среди других задач;

  • грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;

  • овладение опытом использования опорных знаний, приобретенных ранее:

  • выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами в пределах 100 (опыт и его использование);

  • умение вычислять значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя правила порядка выполнения математических действий.

Девиз урока: «Легко учить – интересно учиться!»

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Я рада всех вас видеть на уроке! Желаю вам быть активными, находчивыми, внимательными и трудолюбивыми. Не бойтесь ошибаться! Успеха вам!

Учитель: Сегодня на урок к нам пришли гости. Разрешите вам их представить.

Это автор учебника «Математика» Муравина Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ИРОТ, учителя математики школ Зерноградского района и других территорий Ростовской области, директор и педагоги нашей школы, а также сотрудник областного института, в котором проходят обучение учителя и директора всех школ области, Зевина Любовь Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин. Поприветствуйте наших гостей.

Мы продолжаем работу. Ребята очень важно, чтобы вы научились высказывать свое мнение и оценивать свою деятельность, используя наши сигналы- помощники, давайте еще раз все вспомним их обозначения: зеленый - у Вас такое же мнение, красный - у Вас другое мнение. В случае расхождения мнений будем обсуждать.

2. Мотивационный этап

2.1 Постановка личностных целей

Учитель: Ребята, а задумывались ли вы, с какой целью вы пришли на урок? Я постараюсь вам помочь в выборе. На экране вы видите список личностных целей, давайте прочитаем их вслух, а затем каждый для себя выберет одну. А номер цели запишите на полях в тетради, чтобы в конце урока вы могли с уверенностью сказать, всё ли у вас получилось на уроке. (Один ученик по желанию читает цели)

  1. Приобрести способность иметь и выражать собственное мнение.

  2. Умение уверенно и легко выполнять математические действия.

  3. Умение грамотно говорить и свободно выражать свои мысли.

  4. Умение читать и понимать смысл прочитанного.

  5. Умение учиться самостоятельно.

  6. Умение слушать и слышать другого.

Учитель: Выбрали? Поработайте на эту цель весь урок. А в конце урока вы определите, достигли ли вы этой цели и почему?

2.2.Фронтальная работа.

Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Послушайте загадку и определите, о каком месяце идет речь?

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
(Апрель)

-А какую знаменательную дату отмечают в России в апреле?

Варианты ответов детей:

- 12 апреля - день космонавтики

- Юрий Гагарин – первый космонавт, полетел в космос в этот день (портрет Ю.А.Гагарина на слайде)

Учитель: Верно! А знаете ли вы, что в центре управления полётами нам дали задание исследовать планеты нашей солнечной системы и узнать, есть ли там жизнь? Для этого необходимо совершить космическое путешествие и передать сведения в центр управления полетом.

- Ребята, а кто знает название планет? (Марс, Юпитер, Земля…)

На экране появляется слайд №6 (космическое пространство с планетами)


  • Давайте сосчитаем, сколько планет в солнечной системе (8)

  • Молодцы! Скажите, ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля)

  • Посмотрите на экран и скажите, какое место занимает в солнечной системе наша планета Земля? (3);

- Как называются планеты, ближайшие её соседи? (Дети читают названия планет на слайде №6)

- Верно! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на ближайшие к Земле планеты. Это три планеты: Марс, Меркурий и Венера.

- Наше путешествие будет необычным, потому что впервые в космос полетят 20 юных космонавтов - учеников Мечетинской школы.

- Итак, маршрут «Полет на ближайшие к Земле планеты» определён, осталось вспомнить правила поведения во время полета. Главное в полете - дисциплина, правильная посадка и аккуратная запись в тетрадях.

- Ну что согласны лететь? Тогда - вперед!



Учитель: Ребята, а на чем можно отправиться в космическое путешествие?

Правильно, на ракете (слайд №7)

Сейчас я предлагаю каждому из вас взять свой конверт с надписью «РАКЕТА» (в конверте набор геометрических фигур) и составить из геометрических фигур модель ракеты.





(ученикам дается 1 минута на выполнение)слайд №8, 9, 10

После того, как ученики самостоятельно выполнили работу на месте, один из первых, выполнивший задание, идет к доске и составляет модель ракеты.

Учитель: Ребята, у кого другой вариант модели?

К доске идет другой ученик и составляет новый образец. (Меняем расположение прямоугольника и квадрата местами, получаем 2 способа построения)

У доски ученик составляет еще одну модель.

Учитель: Ну, что готово, все получилось?

Внимание на доску! Из каких фигур составлена ракета? (ученики называют фигуры: квадрат, прямоугольник, три треугольника)

  1. Сколько фигур на макете ракеты имеют все острые углы? (1)

(учитель пишет на доске 1 )

Покажите и назовите эту фигуру…(большой треугольник)

2. Сколько фигур имеют хотя бы один прямой угол (4)

Покажите их…(прямоугольник, квадрат и два маленьких треугольника)

  1. Есть ли на макете ракеты окружность? (нет, значит, пишем 0)

  2. Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (4)

Учитель: Получилось 14 04

Учитель: Ребята, эти числа вам о чем-то говорят?

Ученики: да, похожи цифры на дату, нужно только поставить год и точки между цифрами.

5. А какой сейчас год? (2016)

Учитель: Итак, что получилось? 14.04.2016 (сначала дату записывает учитель на доске сам, а затем дети записывают ее в свои тетради).

Сегодня 14.04.2016. Классная работа.

  1. Этап актуализации субъектного опыта

Учитель: Итак, ракета у нас готова, чтоб отправиться в полет её необходимо заправить топливом и разогреть. Топливо – это наши знания, а разогрев – устный счет.

Скажите ребята, для чего нужен устный счет?

Ученики: для того, чтобы подготовиться к более сложным заданиям на уроке.

3.1. Устный счет

( называется одним учеником ответ с аргументацией, работают карточки обратной связи)

1.По дорожке бежали 5 кошек. Сколько ножек у пяти кошек? (20, потому что у одной кошки 4 лапы, а кошек было 5, значит, берем по 4, 5 раз, т.е. 4 ×5=20)

2.В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18 потому что берём по 6 , 3 раза, т.е. 6×3=18)

3.Из-за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков спряталось за кустиком? (9, потому что мы знаем, что у одного зайчика 2 уха, значит мы должны 18 разделить на 2, т.е. 18:2=9)

4. На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 4 страницах? (16, потому что мы берем по 4 , 4 раза, т.е. 4×4=16)

4. Постановка темы и цели урока

Учитель: Ребята, какие знания и умения помогли Вам дать правильные ответы в этих задачах?

Ученики: Мы решали задачи, используя таблицу умножения и деления.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Ученики: Умножение. Таблица умножения (слайд№ 11)

Учитель: Верно. Запишите тему урока в тетрадь.

( ученики записывают тему урока в тетрадь, а учитель – на доску)

Учитель: А теперь попробуйте назвать цель урока как учебную задачу. Чем будем заниматься на уроке?

Ученики:

- продолжать выполнять умножение;

- учиться уверенно использовать таблицу умножения при решении заданий;

- закрепить умножение.

Учитель: Молодцы! Сегодня урок закрепления. Вы будете успешны, если будете верно использовать имеющиеся знания при решении различных заданий. Будьте внимательны и активны!

  1. Опыт использования имеющихся знаний при решении разнообразных задач

Полет на три планеты

Учитель: Разрешение на старт с планеты Земля вы получили, а чтобы определить порядок полета на другие планеты, давайте посчитаем буквы в словах- названиях планет:

Марс-4 буквы,

Меркурий-8 букв,

Венера-6 букв.

А теперь распределите числа в порядке возрастания: 1-я планета-Марс, 2-я планета-Венера, 3–я планета-Меркурий (на магнитной доске нарисована карта полета, один из учеников выставляет очередность полета к планетам, используя цифры, полученные в результате порядка возрастания чисел) (слайд 12)

А теперь на старт! Летим на первую планету – Марс!

    1. Полет на первую планету

Сообщение учащегося о планете Марс. Марс – четвертая от Солнца планета. Очень похожа на Землю, но меньше её в два раза. Ночью температура опускается до 85 градусов мороза. Кислорода там нет. (Слайд 13)

Учитель: Ребята, как Вы думаете, можно жить на такой планете? И почему?

Ученики: Нет, потому что при такой температуре не возможна жизнь, можно замерзнуть.

Учитель: Значит, нужно лететь дальше. А чтобы лететь дальше, нужно дозаправиться, выполнив задание (Конверт на макете Марса)

Откройте учебники на странице 115 №3 (ученик читает задание)

Ответь на вопросы. Запиши полученные числа в порядке возрастания и разгадай слово, которое обозначает предположение или предугадывание чего- либо.

Е

Какое число на 17 больше 23?

З

Какое число в 8 раз больше 7?

А

Какое число на 9 меньше 72?

П

Какое число в 9 раз меньше 72?

О

На сколько число 81 больше 72?

И

Во сколько раз число 49 больше 7?

Т

На сколько число 5 меньше 30?

Г

Во сколько раз число 5 меньше 30?

Учитель: Давайте разберем первое задание.

Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос?

Ученики: Надо к 23 прибавить 17. (23+17)

Учитель: Верно! Всем понятно задание? (ученики поочередно выходят к доске, а остальные выполняют самостоятельно в тетрадях)

После решения, ученики записывают числа в порядке возрастания и разгадывают слово. (гипотеза)

Решение:

Вычисление: Числа в порядке возрастания:

Е

23+17=40


Г

6

З

7× 8=56


И

7

А

72-9=63


П

8

П

72:9=8


О

9

О

81-72=9


Т

25

И

49:7=7


Е

40

Т

30-5=25


З

56

Г

30:5=6


А

63

Учитель: Ребята, задание выполнено?

Ученики: Нет, потому что надо числа расположить в порядке возрастания.

Учитель: Что значит расположить в порядке возрастания?

Ученики: От самого маленького до самого большого.

Учитель: Какое самое маленькое число? (6) (один ученик расставляет числа по порядку и записывает, получившееся слово)

  • Составим слово (гипотеза)

  • Ребята, так что же обозначает слово «гипотеза»? (предположение или предугадывание чего-либо). Молодцы, вы хорошо потрудились и, конечно же, устали. Мы немножко отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка.

Дети встают возле своих парт, повторяют движение за ведущим учеником, а учитель говорит слова.

Умножали, умножали,

Очень, очень мы устали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Учитель: Итак, летим на планету Венера.

    1. Полет на вторую планету

Сообщение учащегося о планете Венера: Планета Венера очень похожа на Землю своими размерами и яркостью. Поверхность похожа на каменистую пустыню.

(слайд №14)

Учитель: Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете?

Ученики: нет, потому что на этой планете очень жарко.

Учитель: Значит, летим дальше. А для этого дозаправимся, выполнив следующее задание (берем конверт с заданием из учебника на странице 116 №4):

Учитель: Ребята, для того чтобы сравнить выражения, что нужно сделать?

Ученики: Найти значение этих выражений и сравнить их.

(Двое учеников выполняют задание на скрытой доске, а остальные самостоятельно в тетрадях. Затем с помощью сигнальных карточек проверяем правильность выполнения)

Учитель: Что вы заметили в этих выражениях?

Ученики: Ответы при умножении больше, чем при сложении.

Учитель: А какую гипотезу Вы можете сформулировать?

Ученики: Значение произведения двух чисел больше значения их суммы.

Учитель: А как Вы думаете, это всегда выполняется?

Ученики: Не всегда.

Учитель: Прочитайте еще раз задание, Все ли Вы выполнили?

Ученики: Это будут выражения 2×2=2+2, 1×1.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы выполнили задание и отправляетесь на следующую планету. А пока Вы летите, Ваши глазки отдохнут!

Физминутка для глаз

( на экране анимационная физминутка: дети должны повторить глазами движение фигур)

    1. Полет на третью планету

Учитель: А на какую планету Вы прилетели?

Ученики: Меркурий.(слайд №15)

Сообщение учащегося о планете Меркурий: Меркурий – первая от Солнца планета. Днем на ней очень жарко, а за ночь все тепло улетучивается в космос. Потому что у Меркурия нет воздушной оболочки.

Учитель: Ребята, можно жить на такой планете?

Ученики: Нет

Учитель: Значит, летим домой, на планету…

Ученики: Земля

Учитель: Чтобы вернуться необходимо, пополнить запасы топлива. Для этого выполним следующее задание (стр. 117 № 7(1)


    1. Работа с таблицей умножения

( ученик читает вслух задание)

Учитель: Что вы видите?

Ученики:

- таблицу с числами;

- цветные полоски на таблице (розовую и зеленую);

- желтый треугольник;

- таблицу с однозначными и двухзначными числами;

- в верхнем левом углу знак действия умножения;

- таблица разделена зеленой полосой на 2 части;

- эта таблица похожа на таблицу сложения.

Учитель: А что вы можете сказать о двух частях таблицы?

Ученики:

- они состоят из одних и тех же чисел;

- они закрашены разным цветом.

Учитель: Как вы думаете, что можно делать с помощью такой таблицы?

Ученики:

- с помощью этой таблицы можно считать;

- можно умножать с помощью таблицы и результаты увидеть на пересечении строки с числом.

Учитель: Правильно, ребята, вы очень наблюдательные.

Это таблица умножения, поэтому в верхнем левом углу стоит знак умножения.

Как можно с помощью этой таблицы выполнить умножение?

Ученики: умножение числа 3 и число 4. Надо найти ячейку на пересечении строки с числом 3 и столбца с числом 4, получится 12.

Учитель: Какое свойство умножения можно применить при вычислении?

Ученики: Переместительное свойство умножения. От перестановки мест множителей значение произведение не меняется.

Примечание для учителей: во всех учебниках, кроме учебников Муравиных, на многих плакатах это утверждение написано не верно…


Учитель: Верно. Произведение – это числовое выражение.

Учитель: Вот мы и на планете Земля. Как хорошо вокруг. Вы можете свободно дышать.

Глубоко вдохните, выдохните и выполните последнее задание. С помощью таблицы запишите ответы. (На столах у каждого карточки с заданием по вариантам).

Два ученика работают на скрытой доске по вариантам. Задания выполняются с последующим обсуждением с помощью сигнальных карточек.

6. Домашнее задание

Учитель: Ребята, послушайте домашнее задание. Дома вы выполните задание в рабочей тетради на печатной основе: стр.42 №2, из учебника стр.111 № 14

7. Итоги урока. Рефлексия

    1. Достижения предметных и метапредметных результатов.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ученики: Мы узнали, что есть другая таблица умножения.

  1. Чему вы научились?

Ученики: Научились умножать с помощью таблицы, применяя переместительное свойство умножения.

  1. Какие «старые» знания и умения вы успешно использовали на уроке? (знание таблицы умножения, …)

  1. Что вызвало затруднение и почему?

  2. Как выходили из затруднений?

  3. Что вам понравилось на уроке и почему?



7.2. Достижение личностных результатов

(на экране личностные цели)

Учитель: Ребята, в начале урока вы поставили личную цель. Достигли вы её? (показывают карточки обратной связи: зеленый цвет – достиг, красный – «иной» результат)

Учитель: Кто хочет поделиться своими выводами вслух? (демонстрируется слайд с личностными целями, идет беседа)

7.3. Эмоциональное настроение

Учитель: А сейчас мы, ребята, узнаем, кто с каким настроением завершает урок? Чтобы сделать это, откройте конверт со «СМАЙЛИКОМ» (в конверте звездочки 3-х цветов), возьмите звёздочки и украсьте ими звездное небо:

Зелёный - у меня все получилось, я - молодец!

Синий - испытывал затруднения, но я старался их преодолевать!

Красный – многое не получилось, нужно разобраться в причинах.

А теперь возьмите и приклейте на звездное небо ту звездочку, которая соответствует по смыслу вашему настроению.

Не расстраивайтесь, у кого на этом уроке не все или многое не получилось. Постарайтесь потрудиться дома. Надеюсь, что на следующем уроке у вас все получится.

Спасибо за урок, дети! Успехов всем!



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!