Урок математики во 2-м классе (система Л.В. Занкова) по теме "Вычисление двузначных чисел с переходом через разряд"

Категория: Математика

Урок математики во 2-м классе (система Л.В. Занкова) по теме "Вычисление двузначных чисел с переходом через разряд"

 

Цели:

  • Предметные: научить вычитать двузначные числа с переходом через разряд.
  • Отрабатывать навыки устного счёта, вычислительные навыки, навыки самостоятельной работы.
  • Метапредметные:развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
  • Личностные:воспитывать положительное отношение к знаниям.

Ход урока

I. Организационный момент(Слайд №1)

Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку "5".

II. Устный счёт.

Учитель: Ребята, а вы любите мечтать?

Дети: Да.

Учитель: Я вам предлагаю сегодня помечтать о скором будущем.

Учитель: Скажите, какое сегодня число?

Дети: 8 декабря. (Слайд № 2)

Учитель: Запишите сегодняшнюю дату и классная работа

Учитель: Расскажите всё, что вы знаете о числе 8.

Дети: - Это число однозначное, т.к. при записи этого числа используется одна цифра.

- Оно чётное, т.к. его можно разделить на две одинаковые части 4 и 4.

- Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на восьмом месте.

- Соседи числа 8 - это числа 7 и 9.

Учитель: Из каких чисел состоит число 8? Давайте вспомним состав числа 8.

(Работа с мультимедийным проектором) (Слайд №3)

8 - это 1 и 7

2 и 6

3 и 5

4 и 4

5 и 3

6 и 2

7 и 1

Учитель: Скажите, а какой праздник связан с числом 8?

Дети: 8 Марта.

Учитель: Что это за праздник?

Дети: Международный женский день.

Учитель: Молодцы! В этот день дарят подарки всем женщинам (мамам), а готовят их заранее?

- Как вы думаете, какие подарки вы сможете подарить своей маме?

Дети: Цветы, поделки, сделанные своими руками, рисунки, открытки, хорошую оценку, красиво написанную цифру.

Учитель: Я вам предлагаю написать у себя красиво цифру 8 - восемь раз. Давайте вспомним, как она пишется.

(Показ учителем на доске правильное написание цифры 8)

III. Арифметический диктант

Учитель: Вы говорили, что и цветы можно подарить маме. Я предлагаю вам собрать цветок из восьми лепестков.

(На доске появилась цифра 8+)

Учитель: Что это?

Дети: Слагаемое или половина суммы.

Учитель: Я буду подставлять лепесток с цифрой, а вы должны будете записать в тетрадь значение суммы через запятую. Так мы с вами выполним арифметический диктант.

(Дети в тетради записывают только ответы)

(Проверка арифметического диктанта) (Слайд № 4)

8+2=10

8+9=17

8+5=13

8+3=11

8+7=15

8+8=16

8+6=14

8+4=12

Учитель: Молодцы!

IV. Физминутка. (Слайд № 5)

Спал цветок  И вдруг проснулся Больше спать не захотел Улыбнулся, встрепенулся,  Взвился вверх и улетел.

V. Новый материал.

Учитель: Ребята, а вы умеете решать примеры?

Дети: Да.

Учитель: Значит, мы можем маме подарить правильно решенный пример. Давайте решим примеры в тетради, используя письменный приём вычисления (в столбик). (Слайд № 6)

(Учащиеся по очереди выходят к доске и с объяснением решают)

66-21=45

74-52=22

39-17=22

52-24=28 - Проблема!!!

Учитель: Почему не можете его решить?

Дети: Потому что мы такие выражения ещё не решали.

Учитель: Верно, ребята! Это и есть наша новая тема урока "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

(Слайд №7)

(Тема урока появляется на экране мультимедийного проектора)

VI. Закрепление.

1. Работа с учебником.

(Дети решают у доски с объяснением)

2. Работа с плакатом "Весёлая математика".

Учитель: На праздник 8 Марта поздравляют не только мам, но и бабушек. Вот и наши герои решили сделать приятное бабушке Удава.

-Вспомните из мультфильма, какой единицей длины измеряли Удава?

Дети: Попугаями.

Учитель: Рассмотрите плакат и составьте задачу по этой картинке.

Дети: Длина Удава 38 попугаев, а длина бабушки 45 попугаев. На сколько бабушка длиннее Удава?

Учитель: Что известно?

Дети: Дли бабушки и Удава.

Удав - 38 п.

Бабушка - 45 п.

На сколько длиннее?

Учитель: Что значит длиннее?

Дети: Это значит больше.

Учитель: Как узнать, на сколько больше или меньше число?

Дети: Надо из большего числа вычесть меньшее.

Учитель: Молодцы! Запишите решение в тетрадь.

(Один из учащихся решает у доски)

45-38=7 (п.)

Ответ: на 7 попугаев длиннее.

VII. Самостоятельная работа.

Учитель: А что ещё дарят на 8 Марта?

Дети: Открытку, сделанную своими руками.

Учитель: Я вам предлагаю сделать открытку своими руками. У вас на партах лежат ладошки с математическими выражениями.(Выражения с новой темой) Я хочу, чтобы вы их решили, записав решение в тетради.

(Дети работают самостоятельно)

Проверка самостоятельной работы. (Слайд № 8)

Учитель: Поднимите ладошки, у кого в значении разности получилось 18. (жёлтый цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это - это солнце)

Теперь те, у кого получилось 28. (голубой цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это - облака)

Затем те, у кого получилось 38. (зелёный цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это - листья)

А теперь те, у кого получилось 48. (красный цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это - цветы)

Учитель: Ребята, посмотрите, какую открытку мы сделали своими руками! (Слайд № 9)

(На доске получилась картина из ладошек: земля, на ней растут цветы и ярко светит солнце)

VIII. Итог урока.

Учитель: Чему научились на уроке?

Дети: Вычитать двузначные числа с переходом через разряд.

(Слайд № 10)

Учитель:

На уроке потрудились, Многому вы научились. Складывать и вычитать, Правильно пример решать, Уметь подарки создавать, В ладоши хлопать и играть.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2-м классе (система Л.В. Занкова) по теме "Вычисление двузначных чисел с переходом через разряд"»

Урок русского языка "Спряжение глагола

Цели:

  1. Предметные: Дать понятие «спряжение глагола», научить определять спряжение глагола.

  2. Совершенствовать навык выбора орфограммы в окончаниях глагола.

  3. Метапредметные: Развивать логическое мышление, воспитывать активность, чувство товарищества.

4.Личностные:воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока.

1. Оргмомент, целеполагание.

2. Работа с текстом.

Ночь.

Усталый день скл..нился к ночи,
Затихла шумная в…лна,
П…гасло со…нце, и над миром
Плывет задумч…во луна.
Д…лина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, скл…няясь, дремлет
Под звуки песни с…ловья.
Внимая песням, с б…регами,
Ласкаясь, шепчется р…ка.
И тихо слыш…тся над нею
В…селый шелест тро…ника.
(С. Есенин)

  1. Какое настроение передает автор в стихотворении?

  2. Проведите фонетический анализ текста, устанавливая, повтором каких согласных звуков поэту удалось передать ночные шорохи, шелест трав? С помощью каких слов описываются звуки ночи?

  3. Найдите примеры употребления слов в переносном значении для создания олицетворений. (Усталый день . день склонился, плывет задумчиво луна, внимает журчанию, лес дремлет, шепчется, ласкаясь, река).

  4. Объясните лексическое значение слова внимает (работает подготовленный ученик).
    Внимает – внять-услышать, отнестись к чему-либо со вниманием.
    (Словарь Ожегова)

  5. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

  6. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «сущ.+прил.». В прямом или в переносном значении употреблены имена прилагательные?
    (Усталый день, шумная волна, долина тихая, мирного ручья, темный лес, веселый шелест)

  7. Какое настроение передается с помощью этих слов?

  8. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «глаг.+нар.»
    (Плывет задумчиво, слышится тихо)

3. Новый материал.

1. Как вы определили условия выбора орфограммы в слове слышится?

(Для того, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном личном окончании, нужно знать спряжение глагола)

И это тема сегодняшнего разговора.

2. Что же называется спряжением? Давайте обратимся к таблице и сформулируем правильный ответ на этот вопрос. Итак, блиц-опрос.

«Выбери правильный вариант»

1. Какие части речи изменяются по лицам?

  • а) имя прилагательное;

  • б) местоимение;

  • в) глагол.

2. Какие слова изменяются по числам?

  • а) наречие;

  • б) глагол в неопределенной форме;

  • в) глагол в изъявительном наклонении.

3. Сколько спряжений у глагола?

  • а) одно;

  • б) три;

  • в) два.

Итак, спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

3. Мы выяснили, что называется спряжением и для чего оно существует. Как же нам разобраться, к какому спряжению какие глаголы относятся? Давайте вспомним стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос. Я начну, а вы допишите.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,

И еще…

Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать,вертеть
И зависеть, и терпеть.

- Осталось только припомнить, о чем идет речь, какие глаголы мы записали. Но прежде послушаем сказку о жизни и спряжении глаголов В.Манзюры.

(Подготовленный ученик рассказывает сказку)

Однажды у глаголов проходило собрание. Слово взял глагол «Говорить».

-Уважаемые коллеги! – сказал он. –Все мы с вами исправно трудимся как в простых, так и в сложных предложениях. Наша профессия заставляет изменяться и спрягаться. Большинство из нас делает это с честью и не доставляет мальчикам и девочкам, а также взрослым, которые нас пишут, никаких хлопот. Взять хотя бы меня. В неопределенной форме и в прошедшем времени я всегда имею суффикс –и- : говорить, говорил. В формах настоящего времени мое любимое –и- содержится в окончаниях: говоришь, говорим, говорите. К тому же это -и- у меня всегда под ударением.

В зале одобрительно зааплодировали.

- Вместе с тем,- продолжал оратор,- есть у нас, к сожалению, еще и такие глаголы, которые портят нервы бедным детям, мешают им писать грамотно. Из-за таких глаголов нас не любят и считают коварными. Я бы назвал нарушителей спокойствия – не побоюсь этого слова – оборотнями.

- Правильно! – сказал глагол «Подтверждать». – Давно пора вывести их на чистую воду! А нельзя ли узнать, кто эти безобразники?

- Конечно, можно. Возьмем, к примеру, глагол «Молчать». В прошедшем времени он молчал (А), а в настоящем – молчит (И).

Глагол «Молчать» молчал. Ему было стыдно.

- Так же, как и этот «тихоня», ведут себя и другие «молчуны» - Кричать, Шуршать, Верещать… Глагол «Кричать» не выдержал и закричал из зала:

-Да какие же мы оборотни? Ну подумаешь, меняем –А- на –И-, так мы этого и не скрываем, у нас эти гласные под ударением, их никто неверно не пишет. Вы лучше послушайте, как ведет себя глагол «Слышать»: в прошедшем времени у него пишется –А- (слышал), а в настоящем в окончании –И- (слышит). Совсем как у глагола «Кричать», только без ударения. А посмотрите на глагол «Смотреть»: смотрел – смотрит. Оборотни, да еще скрывают, какая у них гласная в суффиксе и окончаниях.

-Покажите нам этих оборотней!- потребовали из зала.

- Ребята, догадались ли вы, о каких глаголах шла речь на этом необычном сказочном собрании?

- Нам осталось только перевести эту грамматическую сказку на язык науки.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 4-е глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать; и 7-мь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть. ненавидеть, видеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

-Я хочу предложить вам еще одну сказку. В ней есть подсказки: как писать эти непростые глаголы – исключения. итак, слушаем…

(Подготовленный ученик рассказывает сказку)

Юре приснилось королевство принцессы Грамматики, о которой он недавно где-то читал. Сама принцесса встретила его.

-Не могу запомнить, когда какую букву писать в Ваших ужасных глаголах-оборотнях!- пожаловался Юра.

-Они не ужасные и очень даже правильные,- ответила принцесса. - И вообще в нашем королевстве все строго, правильно и красиво. Если ты сомневаешься, какую букву писать в форме глагола « видеть», проверяй его той же формой глагола «глядеть». Запомнить легко: глядеть – видеть, глядел – видел, глядевший – видевший, но глядит – видит.

-Спасибо! Это очень хорошая подсказка.

- Но это еще не все. Так же, как «видеть» пишутся глаголы «обидеть», «ненавидеть», ведь это его родные дети: обидеть произошло от слова обидети, то есть плохо, презрительно посмотреть и тем самым обидеть человека.

-Бабушка говорит «сглазить». Она тоже верит, что есть люди, которые плохим взглядом могут навредить.

- В старину так и считали, это и отразилось в глаголе,- сказала Грамматика.

-А другие глаголы тоже можно проверять?-спросил Юра.

-Конечно. Например, «зависеть» проверяется глаголом «висеть», «держать» изменяется так же, как «дрожать». да ты и сам можешь найти много проверочных оборотней, у которых сомнительные гласные находятся под ударением.

Юра поблагодарил принцессу и , проснувшись, быстро справился с упражнением.

4. Тренировочные упражнения.

- Итак, Юра справился с заданием, а мы?

1. Определите спряжение глаголов в стихотворении С.Есенина «Ночь». Как мы будем рассуждать, выбирая нужную орфограмму и определяя спряжение?

Образец рассуждения.

Глагол «склонился» в неопределенной форме оканчивается на –ить (склонить). Все глаголы, оканчивающиеся на –ить (кроме брить и стелить) относятся ко 2-му спряжению. Значит, глагол «склонился» относится ко 2-му спряжению.

2. А сейчас я предлагаю вам музыкальную разминку. Запишите услышанные глаголы и определите их спряжение.

(Звучит песня «Чему учат в школе»)

3. Вы хорошо справились с заданием. А теперь самостоятельно выполните упражнение, работая по образцу.

4. И закрепим наши знания и умения игрой «Кто больше»

Морозное декабрьское утро. Ты просыпаешься…..

- Продолжи ряд глаголов – действий, которые ты выполняешь. Подсказка в слове «ты» (встаешь, идешь, умываешься, обливаешься, вытираешься и тд.)

5. Обобщение по уроку.

- Итак, с какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе этой орфограммы?

- Что называется спряжением?

- Как определить спряжение глагола?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей