1-й этап: Организационный момент
2-й этап: Актуализация опорных знаний. 3-й этап: Самоопределение к деятельности.
4-й этап: Открытие нового знания.
5-й этап: Физкультминутка 6-й этап: Первичное закрепление
7-й этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.
8-й этап: Рефлексия.
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Математика сложна, Но говорим с почтением, Что математика нужна Всем без исключения! Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета, Без счета письмо не найдет адресата, И в прятки сыграть не сумеют ребята! - Давайте проверим, все ли готовы к уроку? - В начале урока я хочу рассказать вам такую историю. СЛАЙД №1 « В одной деревне жили две подружки Даша и Маша. Они были хорошими подругами: всё делали вместе, помогали друг другу и всё делили поровну. Как-то раз решили они пойти в лес за грибами. Сказано – сделано. Долго собирали девочки грибы, набрали полные корзинки и направились по дороге к дому. СЛАЙД №2 На одной из полянок Даша и Маша повстречали Колю. Мальчик жил тоже в этой деревеньке. Оказалось, что Коля тоже ходил за грибами. Но его поход оказался неудачным: он не нашёл грибных полян. Коля выглядел очень усталым и огорчённым. Узнав, почему Коля огорчён, девочки быстро о чём-то договорились. Затем, они подозвали мальчика к себе…» - Как, по вашему мнению, решили поступить девочки в данной ситуации? - Продолжение этой истории вы узнаете чуть позже. А пока скажите, какое математическое действие могли выполнить девочки, предложив Коле грибы? - Сегодняшний урок мы посвятим одному из этих действий – делению. Как же построим урок?
- Чтобы сделать открытие, чем мы воспользуемся?
СЛАЙД №3 (20+4)×3 7×(10+2) 4×(10+5) - Что нужно сделать?
- Вспомните свойство умножения, которым будем пользоваться.
- Выполним задание. СЛАЙД №4,5. - Объясните алгоритм умножения суммы на число.
- Расположите полученные результаты в порядке убывания. -Установите закономерность и продолжите ряд чисел ещё на два числа.
-Назовите делители числа 36. Является ли делителем числа 36 число 8?
- А теперь настало время для продолжения нашей истории. «Девочки пригласили Колю присесть на пенёк и высыпали все свои грибы. У Маши в корзинке оказалось 30 грибов, а у Даши – 18 грибов. СЛАЙД №6. - Вы сказали, что девочки, решив угостить Колю, могут выполнить два математических действия: вычитание и деление. При каком условии это будет вычитание?
- При каком условии они выполнят деление?
- Верно, но они высыпали все свои грибы: и Маши и Даши. Значит, девочки решили… - Да, это так. Им осталось только решить, как разделить на троих поровну 30 Машиных и 18 грибов Дашиных.
-Как это можно сделать? Назовите два способа решения, составив выражения.
- Запишите выражения каждого способа.
- Изменился ли результат деления от способа? - Какой знак можно поставить между двумя этими выражениями? -Какое действие выполняется с суммой в левой части? - Объясните, глядя на запись, как сумму делят на число? - Изменится ли способ рассуждений, если вы возьмёте другие числа, или останется таким же по отношении к любым числам? - Замените числа буквами и запишите буквенное равенство. СЛАЙД №7. - Глядя на это равенство, сформулируйте тему урока. СЛАЙД №8. Что мы УЗНАЕМ? - Чему будем УЧИТЬСЯ? - Чему НАУЧИМСЯ?
- Работая в парах, используя «открытие» найдите значение выражений. СЛАЙД№9. - А теперь все вместе давайте построим алгоритм деления суммы на число. СЛАЙД №10,11.
- Применим новые знания при решении задач. Работа в учебнике стр.13 №2. -Прочитайте задачу. О какой величине говорится в задаче? - Определите тип задачи. Как оформить краткую запись?
- Что такое 15м? Что такое 12 м? Что такое 3 м? - Что в таблице неизвестно? Что нужно найти?
- Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили?
- Решим задачу двумя способами.
- Можно ли применять алгоритм деления суммы на число при решении задач? - Вспомните, чему мы хотели научиться? - Удалось ли достичь цели? Докажите выполнив задание №7 стр.13. СЛАЙД №12.
СЛАЙД №13. - А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради смайлика: улыбающегося – у меня всё отлично! Не выражающего никаких эмоций – мне нужно потрудиться! Грустного – мне нужно поработать над этой темой. - Вспомните, что случилось с одним из героев нашей сказки – Колей?
- Кто помог Коле справиться с ситуацией? - Какие же человеческие качества проявили Маша и Даша? - Вот и сегодня у кого смайлик грустный, с вами обязательно поделятся своими знаниями ваши одноклассники!!! И пусть вашим девизом будут пословицы: «За всякое дело берись умело», «Учиться – всегда пригодится! » СЛАЙД №14 - Дома вы закрепите знания, полученные на уроке, выполнив задания стр.13 № 4, №5 | -Здравствуйте!
- Они отдали Коле часть своих грибов, девочки разделили все грибы поровну, на три части…
- Вычитание, деление.
- Мы сначала поймём, что мы ещё не знаем, а потом постараемся «открыть», «узнать» что-то новое.
- Уже полученными знаниями.
- Нужно вычислить, применив распределительное свойство умножения. - Чтобы умножить сумму на число, надо каждое из слагаемых умножить на число, а результаты сложить.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием, остальные работают в тетрадях. - 1 шаг: находим значение суммы. 2 шаг: умножаем на число. Если внетабличное умножение, то 1 шаг: первое слагаемое умножаем на число. 2 шаг: второе слагаемое умножаем на число. 3 шаг: результаты умножения складываем. - 84, 72, 60. - Числа уменьшаются на 12. Дальше идут 48 и 36.
- 1, 4,6, 9, 36. - Нет. 36 не делится на 8, т.к. нет такого числа, которое при умножении на 8 даст 36.
- Если бы девочки отдали Коле лишь небольшую часть своих грибов.
- Если все грибы разделят поровну на троих.
-Разделить их поровну.
- Можно сложить грибы и разделить на 3 равные части. А можно сначала разделить на три части Машины грибы, а потом Дашины и результаты сложить. - (30+18):3 (гр.) 30:3+18:3 (гр.) Учащиеся записывают в тетради и на доске, находят результат.
- Нет. Количество грибов после каждого способа одинаковое. - Знак равенства. (30+18):3=30:3+18:3 - Сумма делится на число.
- Каждое из слагаемых делят на это число, затем полученные результаты складывают. - Способ рассуждения будет одинаков для любых чисел.
- (а + в) : с = а : с + в : с
- Как можно разделить сумму на число. - Найдём способ деления суммы на число и будем его применять при решении примеров. - Делить сумму на число.
Выполнение движений под музыку. Работа в парах. Трое учащихся работают у доски.
-1 шаг: разделить первое слагаемое на число 2 шаг: разделить второе слагаемое на число 3 шаг: результаты сложить
- О длине. - Задача на приведение к единице (слово «каждое» – «одно» подсказало). Краткую запись выполняем с помощью таблицы. - Расход ткани первой закройщицы. Расход ткани второй закройщицы. Расход ткани на одно платье. - Неизвестно количество платьев скроенных каждой закройщицей. Найти общее количество платьев. - Можно вычислить, сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15+12), и результат разделить на 3. А можно вычислить, сколько платьев скроила каждая закройщица и полученные результаты сложить. Сначала решают коллективно задачу первым способом. Затем у доски один ученик решает вторым способом. - Да. Очень удобно и быстро находить неизвестное в задаче.
- Уметь делить сумму на число. Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Организуется взаимопроверка по доске.
Учащиеся оценивают себя.
- Он пошёл за грибами, но поход не удался, т.к. он не нашёл грибных мест. И он очень расстроился. -Девочки. Они поделились грибами.
- Доброту, участие в неудачах другого человека, сочувствие…
|