СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Технологическая карта урока

Предмет:

Математика

Класс:

5

Учитель:

Евдокимова И.Р.

Базовый учебник:

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд - 30-е изд., исп. – М.: Мнемозина, 2012

Тема урока:

Сложение и вычитание десятичных дробей

Количество часов, отведённое на изучение темы:

13

урока:

8

Тип урока:

Урок систематизации знаний

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности при решении задач «на движение по реке», способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность учащихся

Задачи урока:

Образовательные

Уметь решать задачи «на движение по реке», формировать умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий

Развивающие

Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способности к позитивному сотрудничеству

Планируемые результаты:

УУД

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи

Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Скорость по течению реки, скорость против течения реки

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи:

Подготовка к изучению алгебры и физики

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;

  • самостоятельно определяют тему, цели урока;

  • работая с учебником, самостоятельно решают задачи «на движение по реке»;

  • ведут диалог, отвечают на вопросы;

  • оценивают себя и друг друга;

  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование:

Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ЦОРы, листы самооценивания


Организационная структура урока

этапа

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

ЭОР

1.

Организационный

2 мин

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"!" - справился с задачей без затруднений,

"+" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя

Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны















2.

Актуализация знаний

5мин

Отработка навыков устного быстрого счёта, повторение решения задач на движение, фиксирование индивидуальных затруднений

Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям и теме урока.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют тему и цель урока


Личностные: самоопределение Познавательные: структурирование собственных знаний

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения быстрого счёта, знаний зависимости пути от скорости и времени


Устная работа

Организует работу с числовой цепочкой


Считают устно, проверяют правильность выполнения

Слайд 1

Формулирует задание: «Рассказать правило сложения десятичных дробей»

«Рассказать правило вычитания десятичных дробей»


Выполняют задание учителя


Формулирует задание:

Составьте текст задачи, используя рисунок. Какие вопросы можно поставить к задаче, чтобы в решении было сложение и вычитание десятичных дробей?

Составляют задачи по рисунку. Отвечают на поставленный вопрос

Слайд 2

3.

Создание проблемной ситуации

3 мин

Обсуждение ситуации, порождающей проблему появления понятия

Организует обсуждение:

«Как будет плыть плот по течению реки?»

«Отличается ли скорость движущегося тела по течению реки от скорости движения против течения реки?» «Как отличается?»


Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: анализируя выполнения заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков решения задач

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что на уроке необходимо вспомнить математическое понятие «скорость по течению реки» и «скорость против течения реки», участвуют в диалоге, выводят правило нахождения скоростей


4.

Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости повторения понятия

Выводит на формулировку тему и цель урока. Четко проговаривает тему и цель урока

Приводят примеры нахождения скорости по течению реки и скорости против течения, выходят на необходимость формулирования правила

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для дальнейшей деятельности, формулируют тему, цель

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что математическое понятие необходимо, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Слайд 3

5.

Применение знаний при решении задач

10 мин

Формирование навыка применения нахождения скорости по течению реки и скорости против течения реки при решении задач

Организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений:

Решают задачи, работают в паре, заполняют листы самооценивания

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают правила нахождения скорости движения по течению реки и против течения реки, сложения и вычитания десятичных дробей; на конкретных примерах учатся их применять


Формулирует задание:

1. Выполнить устно. Собственная скорость лодки 18 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Какова скорость лодки по течению? Какова скорость лодки против течения? На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения?

Выполняют задание учителя, учатся применять правила нахождения скоростей

Слайд 4

Формулирует задание: 2. Решить задачу № 1220. Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.


Работают с учебником, решают задачу самостоятельно с последующей проверкой

Слайд 5

Формулирует задание: 3. Заполнить таблицу

Заполняют таблицу, проверку проводят обменявшись тетрадями (работа в паре), ответы на слайде

Слайд 6

Даёт задание группам №1222

Решают примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, заполняют листы самооценивания


6.

Физкультминутка

1,5 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.






Слайд 7

7.

Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее

12 мин

Обеспечение усвоения алгоритма решения задач «на движение по реке», выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу, самопроверка по эталону.

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Решают задачу «на движение по реке», отрабатывают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений и задачи

Слайд 8

8.

Подведение итогов урока, рефлексия

2 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организует обсуждение:

Какова была тема урока?

Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?

Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:

На уроке

  • Было трудно …

  • Было интересно …

  • Я научился …

  • Меня удивило …

  • У меня……………настроение

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, сдают листы самооценивания



Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений


Слайд 12

9.

Домашнее задание

1 мин

Обсуждение домашнего задания

Даёт домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневники



Слайд 13


Просмотр содержимого документа
«лист самооценки»

___________________________________________________

Лист самооценивания

"!" - справился с задачей без затруднений,

"+" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Проверка домашнего задания



Правило сложения и вычитания десятичных дробей



Составить задачу по рисунку



Решение задачи устно



Работа в паре. Решение задачи.



Заполнение таблицы



Работа в группе. Решение задачи.



Самостоятельная работа. Задача





Просмотр содержимого презентации
«сложение и вычитание десятичных дробей задачи.»

02.03. Классная работа

02.03. Классная работа

Проверка домашней работы № 1268 (б) 34,2-(17,9-y)=22 № 1268 (a) (x-8,2)+3,8=15,6 17,9-y=34,2-22 17,9-y=12,2 x-18,2=15,6-3,8 y=17,9-12,2 x-18,2= 11,8 y=5,7 x= 11,8+18,2  x=30 № 1263 а)54,66 б)187,11 в) 102,3 г) 61,54

Проверка домашней работы

1268 (б)

34,2-(17,9-y)=22

1268 (a)

(x-8,2)+3,8=15,6

17,9-y=34,2-22

17,9-y=12,2

x-18,2=15,6-3,8

y=17,9-12,2

x-18,2= 11,8

y=5,7

x= 11,8+18,2

x=30

1263

а)54,66

б)187,11

в) 102,3

г) 61,54

В А

В

А

1 =1 -0,3 +0,7 -1 -7,4 +12,6 6,2 если х +23,6 -1,9 22" width="640"

x =6,8

x =0,9

x =1,6

-7,5

+1,3

0

1

=1

-0,3

+0,7

-1

-7,4

+12,6

6,2

если

х

+23,6

-1,9

22

1 =1 -0,3 +0,7 -1 -7,4 +12,6 если х +23,6 -1,9" width="640"

Восстанови цепочку вычислений при

x =0,9

-7,5

+1,3

1

=1

-0,3

+0,7

-1

-7,4

+12,6

если

х

+23,6

-1,9

1 =1 -0,3 +0,7 -1 -7,4 +12,6 если х +23,6 -1,9" width="640"

Восстанови цепочку вычислений при

x =6,8

-7,5

+1,3

1

=1

-0,3

+0,7

-1

-7,4

+12,6

если

х

+23,6

-1,9

1 =1 -0,3 +0,7 -1 -7,4 +12,6 если х +23,6 -1,9" width="640"

Восстанови цепочку вычислений при

x =1,6

-7,5

+1,3

1

=1

-0,3

+0,7

-1

-7,4

+12,6

если

х

+23,6

-1,9

Составьте задачу, используя чертёж: 2,8 км/ч 24,9 км/ч В А 5

Составьте задачу, используя чертёж:

2,8 км/ч

24,9 км/ч

В

А

5

Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»

Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»

Задача Собственная скорость лодки 18 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Какова скорость лодки по течению? 20 км/ч Какова скорость лодки против течения? 16 км/ч  На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения? на 4 км/ч

Задача

Собственная скорость лодки 18 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч.

Какова скорость лодки по течению?

20 км/ч

Какова скорость лодки против течения?

16 км/ч

На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения?

на 4 км/ч

Задача № 1220 Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения .

Задача № 1220

Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения .

5

5

Задача Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. 21,6 + 4,7=26,3 км/ч - V по течению реки 21,6 - 4,7=16,9 км/ч - V против течения реки

Задача

Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

  • 21,6 + 4,7=26,3 км/ч - V по течению реки
  • 21,6 - 4,7=16,9 км/ч - V против течения реки

Правила работы в паре Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга. 5

Правила работы в паре

  • Говорим шепотом.
  • Работаем вместе.
  • Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  • Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  • Оцениваем работу, благодарим друг друга.

5

Физминутка

Физминутка

Так держать!

Так держать!

Задача Собственная скорость теплохода v км/ч. Скорость течения реки m км/ч. Заполните таблицу: Собственная скорость теплохода Скорость течения  Скорость теплохода по течению Скорость теплохода  против течения     v m  v + m v - m

Задача

Собственная скорость теплохода v км/ч. Скорость течения реки m км/ч. Заполните таблицу:

Собственная скорость теплохода

Скорость течения

Скорость теплохода по течению

Скорость теплохода

против течения

v

m

v + m

v - m

Работа в группе

Работа в группе

  • Слушать друг друга
  • Уметь уступать
  • Уметь договариваться
  • Распределять роли в группе
Скорость катера по течению 23,7 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость против течения, если скорость течения 3,8 км/ч.
  • Скорость катера по течению 23,7 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость против течения, если скорость течения 3,8 км/ч.

2) Скорость катера против течению 16,1 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость по течению, если скорость течения 3,8 км/ч.

Собственная скорость катера Скорость течения  Скорость катера по течению Скорость катера  против течения     19,9 23,7

Собственная скорость катера

Скорость течения

Скорость катера по течению

Скорость катера

против течения

19,9

23,7

Собственная скорость катера Скорость течения  Скорость катера по течению Скорость катера   против течения    19,9 3,8 23,7 16,1

Собственная скорость катера

Скорость течения

Скорость катера по течению

Скорость катера

против течения

19,9

3,8

23,7

16,1

1 задача . Скорость катера по течению 23,7 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость против течения, если скорость течения 3,8 км/ч. 1) 2)

1 задача .

Скорость катера по течению 23,7 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость против течения, если скорость течения 3,8 км/ч.

1)

2)

2 задача. Скорость катера против течению 16,1 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость по течению, если скорость течения 3,8 км/ч. 1) 2)

2 задача.

Скорость катера против течению 16,1 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость по течению, если скорость течения 3,8 км/ч.

1)

2)

Самостоятельная работа   Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки. Решите уравнение  у – 2,7 = 3,4; Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения реки Решите уравнение:  6,7 – х = 2,8; 2 вариант 1 вариант

Самостоятельная работа

  • Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки.
  • Решите уравнение

у – 2,7 = 3,4;

  • Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения реки
  • Решите уравнение:

6,7 – х = 2,8;

2 вариант

1 вариант

1 вариант Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения реки. 2. Решите уравнение: 6,7 – х = 2,8 10/14/16 Самостоятельная работа

1 вариант

  • Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения реки.

2. Решите уравнение: 6,7 – х = 2,8

10/14/16

Самостоятельная работа

2 вариант Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки. 2. Решите уравнение: у – 2,7 = 3,4

2 вариант

  • Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки.

2. Решите уравнение: у – 2,7 = 3,4

1 вариант № 1) 38,4-2,8= 35,6 (км/ч) - скорость теплохода против течения реки № 2)    2 вариант № 1) 34,8+2,6= 37,5 (км/ч) - скорость теплохода по течению реки № 2) 6,7 – х = 2,8 x=6,7-2,8 x=3,9 y – 2,7 = 3,4 y=3,4+2,7 y=6,1

1 вариант

№ 1)

38,4-2,8= 35,6 (км/ч) - скорость теплохода против течения реки

№ 2)

2 вариант

№ 1)

34,8+2,6= 37,5 (км/ч) - скорость теплохода по течению реки

№ 2)

6,7 – х = 2,8

x=6,7-2,8

x=3,9

y – 2,7 = 3,4

y=3,4+2,7

y=6,1

На уроке: Было трудно … Было интересно … Я научился … У меня…………настроение

На уроке:

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Я научился …
  • У меня…………настроение

Домашнее задание: п.32,вопросы ; № 1261, № 1262, № 1268(в).

Домашнее задание:

п.32,вопросы ;

1261,

1262,

1268(в).

Просмотр содержимого презентации
«физминутка про моряка»

Физминутка

Физминутка

Так держать!

Так держать!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!