2016 г.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, что обеспечивает требованиям ФГОС.
При разработке урока учитывались общие требования к реализации системно-деятельностного подхода в образовании:
- Создание необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную, а также групповую деятельность, основанную на собственных интересах, целях, предыдущем опыте и способностях;
- Предоставление выбора темы, самостоятельный поиск информации, оказание помощи учителем по мере необходимости;
- Решение самими учащимися конкретных учебных задач.
Урок проводится в 10 классе, как продолжение темы начатой в 9 классе «Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Современный город»
Использованы приемы и методы, направленные на творчество в общении и взаимодействии, развивающие мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика в построении коллективного творческого дела.
Для повышения познавательной активности учащихся использован метод урока-семинара, так как у учащихся уже сформированы навыки работы с информационными материалами, самостоятельным подбором литературы, воспроизведением выбранного материала в процессе общения. Самостоятельно могут справиться с определением темы урока, средствами достижения целей и задач. Приготовить сообщения, презентации и собственно - выступления.
Актуальность выбранной темы: В этом году город Омск отметил свой 300-летний юбилей. Наше село до периода ВОВ принадлежало Омской области. И Омск для нас – жителей Сладковского района является первым областным центром, о котором как о культурной единице современного градостроительства нам практически ничего неизвестно.
Предварительная работа велась во внеурочное время в виде консультаций учителя по выбранной теме выступления и просмотру подготовленных сообщений учащихся.
Этапы урока | Фрмируемые УУД | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный (Этап мотивации) | Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; собственную деятельность коммуникативные: - умение сотрудничать с коллективом, осуществление группового взаимодействия. Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли. | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Создание комфортной доброжелательной атмосферы. Улыбка. Позитивный настрой на совместную деятельность.. | Подготовка рабочих материалов к уроку. |
2.Актуализация опорных знаний и умений | регулятивные: - умение применять знание по темам: Архитектура, скульптура, дизайн. коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Показ слайдов по темам «Храмовое искусство», «Архитектура современного города», «Дизайн» | Анализ обобщенных понятий: собор, храм, церковь, часовня. улица, площадь, набережная, парк и т.д. Органичное сочетание, польза, красота и т.д. |
3. Постановка и формулирование учебной проблемы. Планирование действий | регулятивные: - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; личностные: - умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии материала;. - устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание; - создание творческого и реалистичного объекта; - уметь выражать в своей работе отношение к образам. | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися | Обозначение актуальности выбранной темы. Чтение стихотворения «Тебе, мой город, посвящаю». Проблемный вопрос: С чего начинается город? | Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность. Ответы на проблемный вопрос позволят определить план публичных выступлений по теме: -территория -названия -дома -улицы -площади, парки |
4. Этап публичного представления результатов работы (Защита работ) | познавательные: - действия по исследованной необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Выполнение роли организатора при публичном выступлении учащихся. | Комментарии и отзывы учащихся. Работа по заполнению таблицы: «Виртуальная экскурсия»: 1.Возникновение названий; 2.Нетрадиционная архитектура; -Самые знаменитые памятники; - Православие и люди; -Современный дизайн города. |
Этап закрепления | регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - осознанное восприятие конкретных образов и деталей; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. | Обеспечение усвоения новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Проблемная задача: наша виртуальная экскурсия имела определенный маршрут следования «Малое туристское кольцо Омска». Составьте культурный ряд исторических и культурных объектов, встретившихся нам по пути следования. Проблемный вопрос «Каковы характерные особенности города?» | Работа по группам по составлению маршрута следования. |
Этап подведения итогов. (Оценочный этап) Рефлексия. | регулятивные: - определять последовательность своих действий на уроке; - анализировать правильность выполнения задания; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. | Достижение целей урока Выработка собственной позиции, оценка процесса. | Вопросы: Какие выступления оказались наиболее интересными? Что достигнуто? | Самостоятельный вывод по заданной теме. Чтение таблицы «Виртуальная экскурсия» |
д/З | регулятивные: - определять последовательность своих действий на основе изученного алгоритма работы; Познавательные: -побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; предметные: - применение практических умений и навыков для реализации творческого потенциала. | Осознание значимости личного вклада в общее дело. Развитие коммуникативных ресурсов | Составить свой экскурсионный маршрут на выбор | Составление экскурсионного маршрута по городам-юбилярам: г.Орел (450 лет), Улан-Уде (350 лет), Великие Луки (850 лет), Мурманск (100 лет) и др. |
Использованы ресурсы | Печатная информация: Календарь знаменательных и памятных дат на 2016 г. Интернетресурсы: 2016-god.com›yubilejnye-daty…sobytiya-v-2016-godu/ zanimatika.narod.ru›Юбилейные даты России childbook.ru›Страна Читляндия›…-dat-na-2016-god и др. . |