Эмоц. настрой Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - А что значит быть активным? (С желанием выполнять все задания) | слушание | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация |
1. Беседа — Какую форму имеет Земля? - Как люди доказывали, что Земля имеет шарообразную форму? Как движется Земля? - Что такое глобус? - Покажите на глобусе моря и океаны, сушу. Каким цветом их изображают? 2. Определение темы и цели урока — Сегодня мы с вами начинаем изучение второго раздела нашего учебника. Прочитайте его название на стр. 55. - С каких слов будут начинаться вопросы, на которые мы найдём ответы? - Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? - На первом уроке этого раздела мы ответим на вопрос «Как живёт семья?» | Ответы на вопросы Слушание, чтение | Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу |
1. Вступительное слово. - Все вы живёте в семьях. Семьи разные, количество членов в каждой семье тоже разное, привычки и праздники, которые вы отмечаете, — тоже разные. Но есть что-то общее, что объединяет все семьи. Это мы с вами должны будем определить к концу урока. 2. Работа с учебником. С.56-57 - Посчитайте, сколько человек в каждой семье. - Перечислите членов этих семей. - Про обе семьи в учебнике сказано, что они очень дружные. Как вы понимаете выражение «дружная семья»? 3. Рассказы уч-ся о своих семьях. - У кого из вас, как вы считаете, дружная семья? - Почему вы так считаете? 4. Работа по рисунку на стр.56 - Прочитайте, как зовут всех членов семьи Даши. - Чем они занимаются? - Как вы думаете: в городской квартире или загородном доме они живут? - Почему? - Посмотрите на Дашу и Петю. Что делает старший брат? - Как вы думаете, как он относится к своей младшей сестрёнке? 4. Работа по рисунку на стр.57 - Как зовут всех членов семьи Алеши? - Как вы думаете, что происходит в их семье? - Как вы об этом догадались? - Как вы дома отмечаете семейные праздники? - Какие подарки дарите друг другу? - Какие подарки вы можете сделать своим близким? - На уроках труда мы будем учиться изготавливать небольшие сувениры и поздравительные открытки, которые смогут вам пригодиться для семейных праздников. Ваши родители, бабушки и дедушки будут рады таким знакам внимания с вашей стороны. В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ — родительский дом. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ — родительский дом. 5. Слушание песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко. — - Кого мы имеем в виду, произнося слово «семья»? - Входят ли в состав семьи бабушки и дедушки, двоюродные братья и сестры, дяди и тёти? - Можно ли ограничить семью каким-то определённым количеством человек? 6. Работа над стих-ем - Послушайте стихотворение и сосчитайте членов семьи мальчика. Задам сейчас задачу я. Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота. А почему? Две мамы есть у нас в дому. Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка. А самый младший — я. Какая же у нас семья? Вывод, что в семье — 6 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, брат и сестра. — - Что объединяет людей в семьях? 7. Физминутка | Слушание Рассматривание Счёт членов семьи перечисление Ответить на вопросы Рассказы о своих семьях Ученики читают Ответить на вопросы Ответить на вопросы Слушание Ответить на вопросы Слушание, счёт членов семьи Ответить на вопрос Выполнение двигательных упр-ий | Познавательные УУД Ориентироваться в учебнике и других источниках. Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Личностные УУД Развитие осознания необходимости культуры общения в семье. Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Регулятивные УУД Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
1. Чтение вывода на с.57 - Сравним ваши ответы с выводом, который сделала Мудрая Черепаха (с. 57). - Что между собой разделят члены семьи? Семья — это то, что мы делим на всех: Всем понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и паденье, радость, печаль, Дружба и ссоры, молчанья печать. Семья — это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом Навеки останется в сердце твоём. 2. Знания об отчествах - Обратите внимание на то, что на рисунках в учебнике все члены семей названы по именам и отчествам. Вспомните, как друг друга называют папа и мама, как вы обращаетесь к бабушкам и дедушкам? - Дома близкие люди не называют друг друга по имени и отчеству. Но знать это надо обязательно. - Почему под рисунками не написали фамилии? - А фамилии у членов семьи могут быть одинаковые или разные. От того, что фамилии разные, семья не становится менее дружной и любящей. Поэтому на этом мы не будем задерживать своё внимание. А вот об образовании отчеств поговорим. Что такое отчество и откуда оно появляется? - Прочитайте имена и отчества родителей Даши. - Как зовут дедушек девочки? - Благодаря кому Алешина мама получила своё отчество? - Вспомните, как зовут ваших дедушек? - Как обращаются к вашим родителям на работе? - А теперь потренируемся называть по имени и отчеству вас. Что для этого надо помнить? Каждый ученик называет себя. — - Представьте, что в класс заходит новый учитель и представляется: «Андрей Сергеевич». Прочитайте на доске имена и отчества мужчин и определите, кто из них является отцом учителя. На доске: Андрей Петрович Сергей Дмитриевич Петр Андреевич — - У нас в классе два Антона. Чтобы откликался конкретный из мальчиков, я называю их по имени и фамилии. — А как обращаться к взрослым тёзкам (людям с одинаковыми именами) на работе? — - Правильно, по имени и отчеству. Это должно быть очень редкое совпадение, чтобы все два Антона имели ещё и одинаковые отчества. 3. Нацеливание на работу по проекту «Моя семья». | Чтение Слушание Ответить на вопросы Слушание Назвать себя по отчеству Выбрать отца учителя слушание | Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи. |
Рефлексия — - Можем ли мы в конце урока ответить на вопрос: «Как живёт семья?» - Что такое семья? - Что объединяет членов семьи? - Как должны относиться друг к другу члены семьи? - Как образуются отчества людей? —— Урок я хочу закончить ещё одним стихотворением о семье. Семья — это счастье, любовь и удача, Семья — это летом поездки на дачу. Семья — это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Как живёт семья? Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья — это труд, друг о друге забота, Семья — это много домашней работы. Семья — это важно! Семья — это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая ваша семья! | Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке. | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |