Урок на тему "Каспий жемчужина- Дагестана"

урок на тему "Каспий -жемчужина Дагестана" составлена для решения экологической проблемы моря. 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Каспий жемчужина- Дагестана"»

 МКОУ «Уралинская СОШ» 2017 год  План-конспект экологического урока «Каспий – жемчужина Дагестана»   Автор :         учитель биологии химии        Кадилова Халимат.Хакимовна. 1/18/19

МКОУ «Уралинская СОШ» 2017 год План-конспект экологического урока

«Каспий – жемчужина Дагестана»

Автор :

учитель биологии химии Кадилова Халимат.Хакимовна.

1/18/19

ТИП УРОКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ или  общеметодологической направленности.   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: информационно-коммуникационные технологии - повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций; технология развития интеллектуально-творческого мышления - формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся; использование игровых технологий; здоровьесберегающие технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия.  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: НАГЛЯДНЫЙ, ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ТВОРЧЕСКИЙ  Ресурсы: Мультимедийное оборудование – проектор, ноутбук, интерактивная доска-приставка  х ронология: 60 минут.

ТИП УРОКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ или

общеметодологической направленности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

информационно-коммуникационные технологии - повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций; технология развития интеллектуально-творческого мышления - формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся; использование игровых технологий; здоровьесберегающие технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

НАГЛЯДНЫЙ, ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ТВОРЧЕСКИЙ

Ресурсы: Мультимедийное оборудование – проектор, ноутбук, интерактивная доска-приставка

х ронология: 60 минут.

Цели урока:

Задачи:

- образовательные: знать изученный материал экологического урока.

- развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к окружающей среде.

Предметные

- применяют знания биологии и экологии, как науке о живом мире;

- оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;

- владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы.

Ме тапредметные

- регулятивные: - самостоятельно определяют цель учебной деятельности, регулируют учебную деятельность.

- участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением, высказывают своё;

- коммуникативные: - осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

- познавательные: - извлекают необходимую информацию из учебника;

- соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Личностные

- в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку.

  • Изучить растительный и животный мир Каспийского моря, сделать вывод об экологических проблемах Каспия;
  • Развитие критического мышления;
  • воспитание экологически грамотного подрастающего поколения

Сделать экспертные выводы по актуальности данных проблем и действенности предлагаемых решений

Как найти баланс между ценностью современной добычи нефти и уникальностью природного комплекса Каспия

Доказать уникальность, огромную ценность и невосполнимость живого мира Каспия

Актуализация

ИЗУЧаемого МАТЕРИАЛА: человечество неразрывно связано с окружающей средой и экологией природы. Мы считаем, что формирование основ экологической культуры - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это

может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Общие сведения  

Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.

Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.

Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м. 

Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500 — 6700 километров, с островами — до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории — низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными протоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега — на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море — Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие.

 Каспийское море - величайшее в мире бессточное озеро, на границе Европы и Азии, названное морем за величину (371 тыс. км 2 ) и солёность воды. Каспийское озеро - море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером - морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря

Каспийское море - величайшее в мире бессточное озеро, на границе Европы и Азии, названное морем за величину (371 тыс. км 2 ) и солёность воды. Каспийское озеро - море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером - морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря

    Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.  

Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

 

Животный мир  Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень.   

Животный мир Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень.  

Осетровые каспия В Каспии обитает 769 видов животных, 55 видов рыб. Наиболее ценные рыбы: белуга, осетр, севрюга. На долю Каспийского моря приходится 80% осетровых, ежегодно добываемых в мире.

Осетровые каспия

  • В Каспии обитает 769 видов животных, 55 видов рыб. Наиболее ценные рыбы: белуга, осетр, севрюга. На долю Каспийского моря приходится 80% осетровых, ежегодно добываемых в мире.

Птицы на Каспии На берегах Каспийского моря много водоплавающих птиц. Здесь встречаются лебеди, фламинго и другие птицы. Некоторые птицы являются постоянными обитателями, другие – пролетные.

Птицы на Каспии

  • На берегах Каспийского моря много водоплавающих птиц. Здесь встречаются лебеди, фламинго и другие птицы.
  • Некоторые птицы являются постоянными обитателями, другие – пролетные.
Границы  Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:  России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) — на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров  Казахстана — на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров  Туркмении — на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров  Ирана — на юге, длина береговой линии — 724 километра  Азербайджана — на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

Границы Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств: России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) — на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров Казахстана — на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров Туркмении — на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров Ирана — на юге, длина береговой линии — 724 километра Азербайджана — на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

   Добыча нефти и газа  В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18 — 20 миллиардов тонн.   Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине XIX века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем — и на других территориях. Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.   

Добыча нефти и газа В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18 — 20 миллиардов тонн.  Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине XIX века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем — и на других территориях. Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.  

Главные порты Астрахань (Россия), Махачкала (Россия), Баку (Азербайджан), Ленкорань (Азербайджан), Актау, Красноводск (Туркмения), Энзели (Иран).

Главные порты

  • Астрахань (Россия), Махачкала (Россия), Баку (Азербайджан), Ленкорань (Азербайджан), Актау, Красноводск (Туркмения), Энзели (Иран).
Каспийские пляжи и пески отдыха

Каспийские пляжи и пески отдыха

Экологические проблемы Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу.

Экологические проблемы

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу.

Экологические проблемы Каспийского моря и их причины Вместе с тем, их можно сгруппировать следующим образом: 1)загрязнители, поступающие вместе с впадающими в Каспий реками; 2) загрязнение от городов и промышленных объектов, расположенных в прибрежной зоне; 3) загрязнение в связи с морской нефтедобычей и транспортировкой; 4) загрязнение от оставшихся под водой источников в прибрежной зоне в результате поднятия уровня Каспийского моря .

Экологические проблемы Каспийского моря и их причины

  • Вместе с тем, их можно сгруппировать следующим образом:

1)загрязнители, поступающие вместе с впадающими в Каспий реками;

2) загрязнение от городов и промышленных объектов, расположенных в прибрежной зоне;

3) загрязнение в связи с морской нефтедобычей и транспортировкой;

4) загрязнение от оставшихся под водой источников в прибрежной зоне в результате поднятия уровня Каспийского моря .

Каспий источник??? Какая особенность Каспия вам понравилась? Какие живые существа объединяет Каспий? Роль Каспия??? Что значит относится к по-хозяйски? Какое влияние человек оказывает на Каспий? Почему называем жемчужиной?  Учащиеся делятся на две группы и отвечают письменно на листочках, группы проверяют работы друг у друга под контролем учителя, дополняют ответы.
  • Каспий источник???
  • Какая особенность Каспия вам понравилась?
  • Какие живые существа объединяет Каспий?
  • Роль Каспия???
  • Что значит относится к по-хозяйски?
  • Какое влияние человек оказывает на Каспий?
  • Почему называем жемчужиной?

Учащиеся делятся на две группы и отвечают письменно на листочках, группы проверяют работы друг у друга под контролем учителя, дополняют ответы.

Рефлексия  Что мы изучали сегодня на уроке? А зачем это нужно знать? Молодцы, ребята, это очень важно для нас и для нашего будущего. Хорошо, класс, давайте поставим себе оценки, кто сегодня был самым активным, лучше всех запомнил термины и назвал больше всех слов? Этим ребятам поставим «отлично». Тем, кто запомнил определение, работал хорошо, и называл слова – ставим «хорошо». Молодцы! Спасибо за работу, до свидания .

Рефлексия Что мы изучали сегодня на уроке? А зачем это нужно знать? Молодцы, ребята, это очень важно для нас и для нашего будущего. Хорошо, класс, давайте поставим себе оценки, кто сегодня был самым активным, лучше всех запомнил термины и назвал больше всех слов? Этим ребятам поставим «отлично». Тем, кто запомнил определение, работал хорошо, и называл слова – ставим «хорошо». Молодцы! Спасибо за работу, до свидания .


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас