СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Территориальная организация общества"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема довольно сложно  воспринимается учениками, в учебнике  ее  нет.  Поэтому  приходится  опираться на  знаниях  о   природно-хозяйственных зонах и  строить урок на данную тему.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Территориальная организация общества"»

Урок на тему: Территориальная организация общества

Цель урока: 1.Изучить каким образом рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений.  2.Выявить этапы развития общества.
  3.Развивать умение вести диалог: ученик — учитель, ученик — ученик.
      Основное содержание:  Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Способы действия учащихся:  Выявить существенные признаки понятия «территориальная организация общества», основные этапы развития территориальной организации общества, составить прогноз видов деятельности и профессий постиндустриального общества.
Ценностный компонент урока:  Взаимосвязь человека и природы, значение информации для жизни общества.
 ХОД УРОКА Чтобы рассмотреть тему «Территориальная организация общества», необходимо опираться на знания о природно-хозяйственных зонах России.  Проверка ранее полученных знаний:
      1. Докажите, что природа России подчинена закону широтной зональности.
      2. Чем можно объяснить природную зональность?
      3. В каких природных зонах России встречаются ковыль, пихта, солянка, береза, карликовая береза, лиственница, липа?
      4. Почему понятие «природно-хозяйственные зоны» больше отвечает сегодняшнему дню?
      5. В какой природно-хозяйственной зоне вы живете? Каковы ее особенности? Охарактеризуйте эту зону.  Новая тема      Территориальная организация общества - одно из основных понятий географии, отражающее особенности размещения хозяйства, населения и природопользования в своей взаимосвязи на определенной территории. Государство, в географии, рассматривают, как целостное понятие с определенным уровнем жизни. Человеческое общество в своем развитии прошло несколько этапов. Этапы развития общества и хозяйства: Первобытное общество - Присваивающее хоз-во (коренные народы Севера) Аграрное общество - Этап аграрного хозяйства (Северный Кавказ, юг Сибири) Индустриальное общество - Индустриальный этап (Урал, Поволжье) Постиндустриальное общество - Постиндустриальный этап (Москва и область, крупные города.

На каждом из этапов изменяются хозяйство, размещение населения, использование природных ресурсов. Общество развивается на определенной территории с присущими ей особенностями рельефа, климата, почв, водных ресурсов и т. д.   Территориальная организация общества обусловлена природными, социальными, экономическими, политическими условиями и их взаимосвязями.
      На каждой территории (в каждом регионе) складываются определенные условия для жизнедеятельности человека и ведения хозяйства. Рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений. Т.о.о. - это такое использование территории группами людей, которое позволяет им расселиться по земной поверхности и освоить природные ресурсы, разместить населенные пункты, воспроизводить себя, разместить источники водоснабжения и питания, места производства орудий труда, одежды, обуви и других необходимых для жизни предметов, разместить зоны и предприятия лечения, отдыха, науки, культуры, зрелищ и т. д. Процесс решения вопросов территориальной организации общества происходит при активном участии в этом процессе всего населения, к которому предъявляют определенные требования.

Требования современного общества к человеку: -человек должен быть гражданином своей страны, -хорошим работником, -профессионалом. Важными качествами личности человека, которые приводят к успеху, являются: трудолюбие, активность, мобильность, самостоятельность, творческое отношение к делу, коммуникабельность, сочетание свободы и ответственности. В постиндустриальном обществе для каждого человека становится необходимым непрерывное образование, т. е. образование в течение всей жизни.
  «Все Связано со всем» 1. Россия – одна из важнейших стран в мировой геополитике 2. Занимая 1/6 часть суши, Россия выступает важной стороной в мировой экономике. 3. Деятельность человека формирует новые социально-экономические комплексы 4. СЭК тесно взаимодействуют с ПТК



Этапы развития хозяйства Цикличность организации общества: Население (II тип воспроизводства – I тип) Рост уровня урбанизации Используемые обществом ресурсы (охота – с/х – полезные ископаемые – услуги)

Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.

Территориальная организация общества включает:

  • размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование

  • территориальное разделение труда

  • экономическое или национально-этническое районирование

  • территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства

Понятие «территориальная организация общества» в широком смысле слова охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, расселения людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной социально-экономической политики.

 В более узком смысле оно включает такие категории: - административно-территориальную организацию государства, -региональное управление производством, -формирование территориальных организационно-хозяйственных образований, -определение территориальных объектов управления, -социально-экономическое районирование. Т.о.о. - шире понятия «размещение», так как территориальная организация подразумевает не только взаимное размещение жилищ, производства, зон отдыха, учебных заведений, больниц и т.п., но и их отношения, соподчиненность, взаимодополняемость, гибкость средств достижения целей и историческую смену этих целей, создание различных вариаций пространственных систем общественной жизни. Наряду с категорией «территориальная организация общества» существуют и другие, родственные по значению понятия: «территориальная организация производительных сил», «территориальная организация хозяйства». Территориальная организация производительных сил - это размещение производительных сил с учетом качества и объекта производимых товаров и услуг и с учетом территориальных связей по линии поставок сырья, топлива, готовой продукции, поездок населения в процессе производства и потребления материальных благ и услуг. Территориальная организация хозяйства - это территориальная организация производительных сил плюс связи, возникающие по линии управления производством, распределения и потребления национального дохода и т.п.


Закрепление материала Т.о.о. - это территориальная организация хозяйства плюс национально-административное и административно-территориальное устройство страны и вся совокупность социальных отношений, отражающих территориальные различия в образе жизни населения. Т.о.о. является соподчиненной системой по отношению к социальной структуре общества, к его социальной организации, социальной жизни. Каков общественный строй, такова и То.о.

Обобщение по теме урока: 1. Как вы понимаете, что такое территориальная организация общества? 2. Какие этапы развития хозяйства Вам известны? 3. Зачастую, государство, в географии, рассматривают, как целостное понятие с определенным уровнем жизни. Применим ли такой подход в России? 4. Какое влияние мировые процессы оказывают на Россию? 5. В чем суть социально-экономических комплексов?

В завершение урока учащиеся отвечают на вопросы: «Почему совершенствование орудий труда является главным условием развития общества? Каковы перспективы изменения территориальной организации общества в вашей местности (области, республике, крае)? Что вас устраивает, а что нет?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!