СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Мережки - прозрачная счетная техника вышивания. Технология выполнения закрепки, мережка «одинарный прутик».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • дать представление о видах отделок изделий из           различных конструкционных материалов без вспомогательных материалов, ознакомить с использованием электрифицированных орудий труда для отделочных работ, научить выполнять закрепки и простой вид мережки «одинарный прутик»;

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Мережки - прозрачная счетная техника вышивания. Технология выполнения закрепки, мережка «одинарный прутик».»

Тема. Сведения о видах отделок различных конструкционных материалов

без вспомогательных материалов. Использование

электрифицированных орудий труда для отделочных работ. Вышивка

как вид отделки текстильных материалов. Мережки - прозрачная

счетная техника вышивания.  Технология выполнения закрепки,

мережка «одинарный прутик».

Цель:

  • Образовательная: дать представление о видах отделок изделий из различных конструкционных материалов без вспомогательных материалов, ознакомить с использованием электрифицированных орудий труда для отделочных работ, научить выполнять закрепки и простой вид мережки «одинарный прутик»;

  • Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое и пространственное мышление, формировать умения и навыки по выполнению мережки, совершенствовать навыки само- и взаимоконтроля, анализа;

  • Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, чувство ответственности за порученную работу.

Задачи:

  1. Соблюдать правила охраны труда при работе иглой, ножницами, санитарно - гигиенических требований при вышивании;

  2. Выполнить закрепку, простой вид мережки «одинарный прутик»;

  3. Дать взаимооценку выполненным работам.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - путешествие

Оборудование: манекен, одетый в вышитый женский костюм, мультимедийный проектор.

Инструменты и материалы: рабочие коробки, образцы вышивок, нитки, ткань, плакат с рисунком железной дороги, рисунок девочки, разрезные буквы слова «Мережка», таблички с надписью остановок, инструкционные карты с технологией выполнения мережки, слайды, карточки оценивания.

Методы и приемы: рассказ – «путешествие по железной дороге», познавательные сообщения учащихся, практическая работа, игра «Блеф – клуб», взаимооценивание.

Ожидаемые результаты: ученики узнают мережку «одинарный прутик», закрепку, умеют вышивать закрепку, мережку «одинарный прутик», отрабатывают соответствующие компетенции

Учитель фиксирует выполнение учащимися изделий и состояние владения ими соответствующих компетенций.


План.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Сообщение темы, цели урока. Мотивация.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление нового материала.

VI. Практическая работа.

VII. Оценивания работ.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

X. Уборка рабочих мест.

Подготовка к уроку: учащиеся готовят дополнительную информацию о вышивания мережкой.

Учитель оформляет доску плакатом с изображением железной дороги и табличками с надписью названий станций (таблички нужно повесить так, чтобы названий не было видно, то есть перевернуть), рисунком девочки с надписью над ней слова «Мережка», которое состоит из отдельных букв, также перевернуты, цветным листом, на котором написаны задачи урока.


Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Выявление дежурных.

  3. Отметка отсутствует.

  4. Проверка готовности учащихся к уроку.

  5. Проверка спецодежды.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Что такое вышивка?

  2. Назовите украшающие швы, которые мы изучали ранее.

  3. Что такое мережка?

III. Сообщение темы, цели урока.

Мотивация.

Вышивка является наиболее распространенным видом отделки бытовых предметов и удовлетворения эстетических потребностей человека. Для отделки изделий используют различные техники вышивания. Посмотрите на нашу выставку. Сколько различных изделий украшенных вышивкой, в том числе и мережками, мы видим. Для того, чтобы уметь украшать свои вещи мережками, мы изучаем сегодня тему урока: «Мережка - прозрачные счетные техники вышивания». Наш урок мы проведем в виде небольшого путешествия. К нам в гости пришла неизвестная девочка, имя которой мы узнаем в конце нашего путешествия. Путешествовать мы будем в уютном вагончике по железной дороге. Нам нужно проехать за два урока семь станций. На каждой остановке мы будем узнавать новое, выполнять определенные задачи. Наша гостья пришла к нам не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что у нее в руках. (Ученица выходит к доске и читает задачи урока). Ну, что отправляемся в путешествие?

IV. Изучение нового материала.

Учитель открывает табличку с надписью станции и прикрепляет вагончик. Первая остановка «Справочная».

С давних - времен наши предки старались овладеть различными ремеслами. Ручным способом они строили жилье, мастерили мебель, изготовляли вещи домашнего применения. Чтобы эти изделия радовали глаз, их украшали резьбой, росписью, выжиганием, вырезанием, а также вышивкой.

(Учитель демонстрирует изделия украшенные мережками).

В настоящее время трудоемкая техника ручного труда заменяется на машинные. В промышленности используют полуавтоматические и автоматические вязальные и вышивальные машины с компьютерным управлением. (Демонстрация слайдов № 1 - 2 приложение № 1).

После демонстрация слайдов учитель задает вопрос:

- Как вы считаете, в чем преимущество автоматических машин в сравнении с ручным трудом?

- Что их объединяет?

Молодцы. Вы правильно ответили на вопрос и теперь можем открыть одну букву в имени нашей гостьи (лучше буквы открывать не по порядку).

Эта буква Е.

А мы отправляемся дальше, следующая станция (учитель переворачивает табличку и прикрепляет картонный вагончик) под названием «Историческая».

В нашем регионе известно более 100 техник вышивания, которые можно разделить на счетные и свободные.

- Какие счетные швы мы выполняли в 6 классе?

Ученики: крестик, штаповка.

Учитель. Счетные швы, которые выполняют на ткани полотняного переплетения с подрезанными и вытянутыми нитями называют ажурными. К таким техникам относятся мережки. Давайте с вами запишем, что означает понятие «Мережка».

Мережкой называют ажурную или прозрачную вышивку, выполненную на месте извлеченных из ткани нитей основы или утка.

Девочки провели небольшую исследовательскую работу и подготовили сообщения о мережках, давайте их послушаем.

Первая ученица. Издавна мережки были известны в вышивке многих народов. В нашем регионе ней украшали разнообразные изделия: салфетки, скатерти, полотенца, занавески, покрывала и другие изделия. (Демонстрирует изделия, иллюстрации).

Вторая ученица. Украшать изделия мережкой было всегда популярно. Очень нарядным и красивым считалась одежда, украшенная мережками: женские рубашки, костюмы, мужские рубашки, детская одежда, косынки и другая одежда. Посмотрите, как красиво одета девушка. (Демонстрация манекена одетого в вышитую одежду с элементами мережки).

Третья ученица. Узоры мережек выполняют преимущественно нитками светлых оттенков: белыми, голубыми, розовыми на белой ткани. Белыми нитками по белому полотну выполняют в основном на Полтавщине, Черниговщине. В южных и восточных областях региона используют разноцветные нити, с помощью которых образуют яркие узоры на ажурном полотне. (Демонстрация иллюстраций).

Учитель. Спасибо за историческую информацию. Наша гостья предлагает нам открыть еще одну букву в своем имени. Эта буква Р.

А мы путешествуем дальше. Следующая станция «Материально - инструментальная».

Среди различных видов мережек четко видны простые узоры, на основе которых выполняют сложные. Ткань берут полотняного переплетения, чтобы легче выдергивать нити. Для тех, кто только начинает вышивать мережку рекомендуют брать густую канву «Аиду». Ее структура состоит из четко очерченных квадратов, облегчающих процесс подсчета нитей.

Нитки можно использовать катушечные № 60, 80, мулине, шелковые и др. Иглы подбирают в зависимости от толщины нитки и плотности ткани. Ножницы нужны маленькие с согнутыми кончиками для подрезания нитей и большие для разрезания ткани. Также используют пяльцы для равномерного натяжения стежков.

 - Скажите, с какими инструментами нужно быть внимательными при их использовании?

Ученики повторяют правила охраны труда при работе с иглой, ножницами.

Учитель. Молодцы. Наша гостья предлагает открыть еще одну букву. Эта буква К.

А мы едем дальше. Следующая станция «Технологическая».

Выполнять мережку несложно. Работа не требует сложных приспособлений. Нужно иметь только иглу, нитки, полотно. Если есть умение и желание, то вы овладеете этим видом прозрачной счетной техники быстро. Неповторимость красоты вышивки дает возможность приобрести душевный комфорт. Ажурные узоры мережки вышивают на основе простой мережки «прутик». Существует три варианта этой мережки «одинарный прутик», «двойной прутик», «раздельный прутик». Сегодня на практической работе мы научимся выполнять закрепку и мережку «одинарный прутик».

Мережку начинают выполнять с закрепок. (Демонстрация слайдов № 3 -10 приложения № 1, 2).

 Физкультминутка:

взяли руки «в замок», выровняли спины.

Поставили руки на пояс,

повернулись влево, вправо.

выпрямить осанку. (Упражнения выполняются сидя на стуле).

V. Закрепление нового материала.

Игра «Блеф - клуб». (На вопросы отвечать только да или нет).

1. Мережка - это счетные швы? (Да).

2. Мережки вышивают слева направо? (Нет).

3. «Качалочка» - счетный шов? (Да).

4. Для выполнения мережки можно выбирать любую ткань? (Нет).

5. Для мережки «раздельный прутик» выбирают четное количество нитей? (Да).

Молодцы. Мы открываем следующую букву в имени девочки. Эта буква А.

VI. Практическая работа.

Учитель. Мы отправляемся дальше. Следующая станция «Рукодельная».

Перед вами инструкционные карты по вышивке закрепки и мережки «одинарный прутик». (Приложение № 3).

      Ваша задача выполнить на образце ткани длиной 10 см закрепку и простой вид мережки: внизу образца «одинарный прутик».

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте повторим санитарно - гигиенические правила при вышивании. (Приложение № 4).

Хорошо. Открываем еще одну букву в имени девочки. Эта буква Е.

Учащиеся выполняют практическую работу.

Физкультминутка.

Наш вагончик довез нас до станции «Физкультминутка».

Учитель.

1.Встали ровно. Руки на пояс. Повернули голову влево, вправо, вверх, вниз. (Повторить 4-5 раз).

2.Посмотрели глазами, не поворачивая голову влево, вправо, вверх, вниз. (Повторить 4 -5 раз).

3.Представили временной циферблат с цифрами. Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (Повторить 4-5 раз).

4. Рисуем глазами цифру 8 (Повторить 4-5 раз).

5. Считаем глазами цифры на воображаемом циферблате (12,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

6.Кончикамы пальцев сложили «крышу дома», прочно подержали, посчитали до 5 и расслабили. (Повторили 2-3 раза).

Молодцы. Вы хорошо выполнили упражнения, и наша гостья позволила нам открыть еще одну букву своего имени. Эта буква М.















Оценочный лист ученицы 7- класса Ф.И.______________________








Назване шва





Вид деятельности




Стежки одинаковой длины

Нитка закреплена крепко и незаметно


Обвито одинаковое количество нитей

Нитки стянуты равномерно

Нет пропущенных нитей ткани

Итог

СБ

1 б

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.



1

Закрепка








2

Мережка «Одинарный прутик»









Учитель проводит текущий инструктаж: при необходимости помогает ученикам, корректирует ошибки, следит за соблюдением учащимися правил охраны труда, санитарно - гигиенических требований.

VII. Оценка практической работы.

Учитель. Обменяйтесь образцами вышивок и выставьте отметки в оценочный лист.


Оценочный лист ученицы 7- класса Ф.И.______________________








Назване шва





Вид деятельности




Стежки одинаковой длины

Нитка закреплена крепко и незаметно


Обвито одинаковое количество нитей

Нитки стянуты равномерно

Нет пропущенных нитей ткани

Итог

СБ

1 б

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.



1

Закрепка








Учитель комментирует несколько выставленных отметок, собирает работы и оценочные листы.

Открываем последнюю букву в имени девочки. Эта буква Ж.

Давайте прочитаем, как зовут нашу гостью.

Ученики читают имя девочки «Мережка».

VIII. Рефлексия.

1. Понравилось ли вам наше путешествие?

2. Что нового вы узнали на уроке?

3. Чему научились на уроке?

4. О чем хотели еще узнать?

IX. Уборка рабочих мест.

X. Домашнее задание: принести ткань для вышивания, нитки, цветные карандаши, иллюстрации или готовые изделии, на которых применена мережка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!