СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощения для 11 классана тему "Природные источники углеводородов"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ»»

Урок – обобщение по теме:

«ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

УГЛЕВОДОРОДОВ»

Цели урока: 1. На основе межпредметных связей химии, географии, экологии вспомнить такие важные источники углеводородов, как каменный уголь, природный газ, нефть, их состав и способы переработки;

2. Вспомнить основные месторождения этих минеральных ресурсов в мировом масштабе и в Казахстане; Показать значения их в народном хозяйстве; Рассмотреть проблемы защиты окружающей среды.

3.Воспитывать познавательный интерес к предмету,

Оборудование. Коллекции “Нефть и главнейшие продукты её переработки”, “Уголь и продукты его переработки»,

сырая нефть, кристаллизатор с водой, пробковая крошка, песок, крошка пенопласта, бензин, раствор йодной настойки, химические стаканы, горелка,

компьютер, тестирующие устройства, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним с вами природные источники углеводородов, с которыми вы знакомились на уроках естествознания, географии и химии. Основная цель нашего урока – на основе межпредметных связей химии, географии, экологии обобщить, закрепить и проконтролировать знания и умения, полученные при изучении данной темы;

Учащимся предлагается в шкале настроения подчеркнуть одно из слов, определяющих ваше настроение в самом начале урока:



раздражен

встревожен

безразличен

спокоен

Уголь, нефть и торф и ртуть

Ведь не люди создают,

Нам природа их дала,

Для чего - то создала.

Уголь нужен для печей

А бензин для "москвичей"

торф пригож для наших ТЭЦ.

Ну почему все говорят,

Что эти вещества горят?

Сейчас мы выясним все смело

В них углерод, вот в чем тут дело…

  1. Повторение и закрепление материала:

1.Индивидуальный опрос:

А) Опрос 6 учащихся по карточкам на первых партах:

Карточка № 1

1. Какой регион Республики Казахстан богат нефтью? Охарактеризуйте физические свойства нефти.

2. Где применяется природный газ и почему?

Карточка № 2

1.В каких регионах нашей страны добывается уголь, и каким способом?

2. Какие вещества получают из нефти?

Б) Один ученик решает задачу у доски:

Вычислите объем воздуха, необходимого для сгорания в двигателе внутреннего сгорания 1 кг бензина, содержащего 80 % углерода и 20 % водорода.

2. Фронтальный опрос учащихся класса по вопросам:

1. Какие природные источники углеводородов вам известны?

( уголь, природный, попутный нефтяной газы, нефть)

2. Где добывают эти природные источники в Казахстане?

(Нефть и газ - Атырауская, Мангистауская, Актюбинская, Кызылординская обл.,

Уголь – Карагандинский и Экибастузский бассейны)

3. Назовите основной компонент природного газа? (метан)

4. Чем отличаются природный и попутный нефтяной газы? (содержанием метана)

5. Как из природного газа можно получить:

А) синтетический каучук (1 вариант)

Б) пластмассы (2 вариант)

6. Что такое нефть? (маслянистая смесь у.в. с примесью неорганических веществ)

7. Перечислите способы переработки нефти и укажите, на чем они основаны.

(перегонка, крекинг, риформинг)

8. Что такое крекинг? (процесс расщепления тяжелых у.в. на легкие)

9. Какие виды крекинга существуют, чем они отличаются друг от друга?

( термический и каталитический)

10. Напишите уравнение крекинга углеводорода состава С16Н34.

11. Можно ли опытным путем определить качество бензина?

(да, конечно)

Проведение опыта.

Можно ли опытным путем определить качество бензина? Да, конечно. Для этого необходимо иметь Н2О, йодную настойку (марганцовку), бензин. Возьмем 2 мл Н2О, добавьте 1 каплю йодной настойки (марганцовки) и 2 мл бензина. Затем встряхните. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет: то перед вами крекинг-бензин (Аи-93, Аи-95, Аи-96), содержит непредельные углеводороды.

Если йод окрасил верхний слой (экстраполировался в бензине), то перед вами бензин прямой перегонки (не содержит непредельные углеводороды.)

12. Добыча нефти связана с затратами энергии и возможным загрязнением окружающей среды. Как можно очистить воду от нефти?

Лабораторный опыт.
Собирание нефти с поверхности воды

В кристаллизатор с водой приливаем 1–2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку, (крошку пенопласта) Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

2. Чем можно заменить пробковую крошку?

3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

  1. Контроль и проверка знаний.

Тестирование учащихся с помощью тестирующих устройств:

1. Природный и попутный нефтяные газы отличаются:

а) количеством примесей;

б) содержанием метана;

в) агрегатным состоянием;

г) ничем не отличаются.

2. Нефть - это:

а) смесь предельных углеводородов с примесью минеральных веществ;

б) сложная смесь различных углеводородов;

в) смесь насыщенных углеводородов ряда метана, ароматических углеводородов и циклоалканов с примесью неорганических веществ;

г) смесь газообразных, жидких и твёрдых углеводородов, которые можно разделить в процессе переработки.

3. Процесс термического разделения нефти на фракции называется:

а) крекинг;

б) отгонка;

в) перегонка;

г) пиролиз.

4. Крекинг нефти – это:

а) процесс расщепления тяжёлых углеводородов нефти на лёгкие;

б) термическое разделение нефти на фракции;

в) процесс превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды;

г) дегидрирование алканов.

5. Из предложенных продуктов переработки выберите те, которые получаются при перегонке нефти:

а) бензол и его гомологи.

б) коксовый газ;

в) керосин;

г) кокс;

6. Природными источниками углеводородов являются:

а) нефтяные газы, нефть, каменный уголь;

б) многие минералы и горные породы;

в) кокс, древесина.

г) нефть, минералы

7. Самой тяжёлой фракцией нефти является:

а) бензин,

б) газойль,

в) мазут,

г) лигроин,

8. Из предложенных продуктов и материалов выберите те, которые получают из нефти:

а) стекло;

б) пластмассы,

в) поваренная соль;

г) бумага;

9. Процесс разложения каменного угля без доступа воздуха называется:

а) крекинг;

б) обжиг,

в) спекание;

г) коксование;

10. В настоящее время каменный уголь используется:

а) как топливо;

б) для получения коксового газа,

в) для получения заменителей нефтепродуктов;

г) для получения кокса;

  1. Домашнее задание: повторить § 7.1 – 7.4; упр. 6,7 стр.158

  2. Итоги урок. Рефлексия:

В конце урока предлагаю ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Приложение

Рефлексия:

1. Начало урока:

В шкале настроения подчеркните одно из слов, определяющих ваше настроение в самом начале урока:

раздражен

встревожен

безразличен

спокоен

2. Конец урока:

Заполните анкету (продолжите предложения), которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять.

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!