Урок –обобщение по теме «Строение органических соединений»
Цели:
- систематизировать материал;
- уточнить уровень знаний каждым учеником вопросов данного раздела;
- устранить пробелы знаний;
- осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов раздела;
- пробудить интерес к дальнейшему изучению химии органических соединений, создавая психологически благоприятные ситуации для каждого ученика (дифференцированный подход, игровые формы общения).
1. Организационный момент
Учащимся раздается лист оценивания (работа по алгоритму)
2. Актуализация знаний
Подсчитано, что органических соединений в настоящее время свыше 10 миллионов! И число их постоянно растет. Пока Вы читаете эти строки, в лабораториях мира уже получены новые органические вещества. Но самое удивительное, что такому росту числа органических соединений не будет конца. Осмотрите, как росли темпы получения новы веществ: в 1980 году их было всего 12 тысяч, в 1910 году – 150 тысяч, в 1920 году – 200 тысяч, в 1940 – 500 тысяч, в 1950 – 1 миллион, а за последующие 50 лет их стало на 8 миллионов больше.
И почему органических соединений так много?
Атом углерода - особый элемент в природе. Он способен образовывать химические связи не только с другими элементами, но и с другими углеродными атомами, образуя при этом разные по длине прямые и разветвленные цепи. Углеродные атомы могут образовывать и замкнутые цепи – циклы.
3. Повторение изученного материала
1. Классификация и номенклатура органических соединений (фронтальный опрос + индивидуальная работа)
Презентация (учащиеся называют органические соединения) + дополнительные баллы
Лист оценивания (учащиеся называют органическое соединение) + баллы за правильный ответ
2. Виды изомерии (фронтальный опрос + индивидуальная работа)
Презентация (повторение понятия «изомерия», виды изомерии) + дополнительные баллы
Лист оценивания (учащиеся составляют изомеры) + баллы за правильный ответ
3. Решение задач на вывод формул
Задача 1. При сгорании 4,2 г вещества образуется 13,2 г оксида углерода(IV) и 5,4 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху 2,9. Определите состав молекулы углеводорода.
Ответ: С6Н12 – гексен или циклогексан.
Задача 2. Определите молекулярную формулу углеводорода, который содержит 85,7% углерода и имеет плотность по водороду 21.
Ответ: С3Н6 –пропен или циклопропан
Задача 3. Алкен нормального строения содержит двойную связь при первом углеродном атоме. Этот алкен массой 0,7 г присоединяет бром массой 1,6 г. Определить алкен и назвать его.
Ответ: С5Н10 пентен-1.
Лист оценивания (учащиеся выводят общую формулу)
4. Физминутка (танцы с элементами обучающей игры, во время танца группируемся в 2-х, 3-х, 5-ти атомные молекулы)
5. Строение органических веществ (работа в группах по 5 человек, фронтальный опрос, индивидуальная работа)
Учащиеся собирают шаростержневые модели, согласно варианту
I вариант – С3Н6
II вариант – С2Н6О
Презентация (учащиеся вспоминают строение органических веществ) + дополнительные баллы
- тип гибридизации
- сигма и пи- связи
- длина связи
- валентный угол
На основе строения учащиеся предполагают химические свойства органических соединений.
Учащиеся пишут уравнения химических реакций.
Лист оценивания (учащиеся отвечают на вопросы по строению органического вещества) + баллы за правильный ответ
4. Взаимопроверка (учащиеся обмениваются листами оценивания, исправляют ошибки)
5. Самопроверка (учащиеся анализируют свои ошибки согласно эталону ответов на доске)
6. Рефлексия
Учащиеся отмечают наиболее сложные вопросы изученного материала (черный и красный цвет)
7. Домашнее задание
Подготовится к практической работе