СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ ч* ], буква Ч

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по теме: "Звкук [ ч* ], буква Ч

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ ч* ], буква Ч»

Тема : Звук [ ч *]. Буква Ч ч .

Цель: знакомство со звуком  [ч’]  и буквой Ч.

Задачи урока:

1. Предметные:

формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;

учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;

учить читать слоги, слова с новой буквой;

2. Метапредметные:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

2. Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательныевладение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению;

Личностные:  проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии: игровые технологии, , здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, исследовательская работа.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Все готовы? Всё готово?

Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

- И пусть наш девиз будет помощником нам на уроке:

«Кто старается, у того все получается»

II. Актуализация знаний.

На доске «Буквы расшалились»: а, у, е, и, я, п, ы, о
– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя? Почему?

- Что общего у букв первой команды? (обозначают гласные звуки)
– Назовите гласные.
– На какие группы их можно разделить?

- Кого еще можно добавить в команду буквы П?

- Почему?

  • Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь)

  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным).

  • Согласные? (Синим и зеленым).

  • Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)

Классификация букв.

- Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)

  • Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)

  • А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.

III.Сообщение цели урока.

  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой

  1. Ознакомление со звуком [ч`]

  1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)

  • Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)

  • Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка)


  • Из каких сказок эти герои? Кто их автор?


  1. Выделение звука [ч`].

Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз.

  1. Характеристика звука.

  • Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)

  • Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.

  • А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.

  • Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

- ЗВУКОВИЧОК!!! СЛАЙД № 2

  1. Активизация словаря. СЛАЙД № 3

  • Кто изображен на слайде?

(почтальон, врач, печник, скрипач, часовщик)

  • Что общего у всех картинок? (профессии, есть в названии звук «Ч»)

  • Назовите профессии

  1. Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове.

- А где может находиться звук Ч в словах? (середина, начало, в конце)

-Работа в тетради, СЛАЙД № 4

- Определите, где в слове находится наш новый звук «Ч» и закрасьте соответствующее окошко

  1. А вы любите пить чай? Наши друзья черепашка и Чебурашка тоже любят.

- Послушайте стихотворение и запомните, как можно больше слов со звуком «ч». Будьте внимательны.

Часто в гости к черепашке

Забегает Чебурашка

Как из чашек чай попьют,

Так частушки запоют.

Под черемухой в саду

Поиграют в чехарду.

Поиграют час – другой,

И глядишь, пора домой.

- Какие слова запомнили?

IV. ФИЗМИНУТКА (называю слова. Если есть звук «Ч»-любое движение

Нет- замереть)

(домик, черепаха, красивый, альбом, частушки, черешня, доброта, прыгать, час, чистюля, грач, рубаха, чайник, плач, карандаш, тишина)

  1. Ознакомление с буквами Ч, ч.

  • Мы познакомились со звуком [ч`].

  • Давайте еще раз повторим характеристику этого звука.

  • Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.

СЛАЙД № 5

Рассматривание букв. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.

  • Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры

  1. На что похожа печатная буква Ч?

а) на цифру «4»

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

б) на солдатика с поднятой рукой

  • Буква «Ч» сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь

  1. Работа в тетрадях для печатания

- Печатание буквы Чч

- Нахождение буквы Ч (проба- внимание)

- Знакомство с гласными (слияния напечатать) КАРТОЧКИ на доске

ЧА, ЧО, ЧЕ, ЧУ, ЧИ

- Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.

ФИЗМИНУТКА Ребята дружно все вставайте,

Громко, четко отвечайте!!!

Не рука, а …ручка Не мама, а …. мамочка

Не Таня, а ….Танечка Не Ваня, а …. Ванечка

- А еще умеют большие предметы превращать в маленькие.

У кого кто?

У зайца …зайчонок

У кролика …крольчонок

У белки …бельчонок

У галки …галчонок

У волка…. волчонок

  1. Работа по учебнику с. 4- 5

- Отгадаем загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

  1. Работа по картинке с. 4

- Что видим? (Часы)

- Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)

- Кого мы видим на картинке? (часовщика)

- Что он делает?

2. работа над текстом («Азбука» с.5)

- Чтение

- Анализ содержания.

- О чем говорится в тексте?

- Какие бывают часы? СЛАЙД № 6

-Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Время отмерялось по тени, которую отбрасывала стрелка, когда светило солнце

-Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. У таких часов должен постоянно дежурить человек.

-Механические часы вначале были большим, башенными.

СЛАЙД № 7

-Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты. Их создал английский мастер. За свою работу он получил серебряный кубок и в придачу меха соболей и куниц. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом

-Сейчас делают электронные часы

- Для чего нужны часы?

- Озаглавление

– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

  1. Рефлексия «Лесенка успеха» СЛАЙД № 8

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Было ли интересно. Все ли у вас получилось?

- Поместите свой значок на ту ступень, на которой вы по вашему мнению находитесь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!