СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают почвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет организовать учебную деятельность обучающихся на уроке окружающего мира. В файле подробно описан ход урока, есть диагностический материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Какие бывают почвы"»

Тема: Какие бывают почвы?


Цели урока: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека. Закрепить знания о полезных ископаемых, их применением, свойствами. Р

Задачи:

  • развивать навыки исследовательской деятельности (наблюдать, сравнивать, мыслить логически, высказывать свое мнение, проводить опыты);

  • воспитывать умение работать в группе;

  • воспитывать бережное отношение к почве.


Планируемые результаты:

Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; 
- воспитание чувства любви к родной земле. 
Регулятивные:
- уметь самостоятельно формулировать цель, планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения; 
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; 
- самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 
Познавательные:

- уметь извлекать информацию в разных источниках (учебник, опыт, таблица); 
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения; 
- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других; 
- строить доброжелательные отношения между партнерами;

- давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм. 

Оборудование: Физическая карта России, карта края, схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, раздаточный материал для тестирования.


I. Актуализация знаний

- Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые края.)

Тест «Наши подземные богатства»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
    а) археологи;
    б) геологи;
    в) строители.

  2. К полезным ископаемым относятся...
    а) кирпич, бетон, бензин;
    б) станки, вазы, ножницы;
    в) нефть, газ, глина.

  3. В строительстве используются...
    а) торф, железная руда, самоцветы;
    б) песок, глина, гранит;
    в) мрамор, каменный уголь, малахит.

  4. Металлы получают из...
    а) каменного угля, янтаря, мела;
    б) жемчуга, известняка, торфа;
    в) железной руды, медной руды.

  5. При помощи буровых установок добывают...
    а) нефть, природный газ;
    б) калийную соль, алмазы;
    в) мрамор, гранит.

  6. В шахтах добывают...
    а) известняк, ракушечник, гранит;
    б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
    в) поваренную соль, жемчуг, графит.

  7. В карьерах добывают...
    а) известняк, песок, глину;
    б) золото, малахит, мрамор;
    в) нефть, торф, бурый уголь.

  8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
    а) алмаз, известняк, графит;
    б) железная руда, поваренная соль, мел;
    в) каменный уголь, антрацит, торф.


II. Целеполагание

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу. 
(Земля.)

- Тема нашего урока «Земля - кормилица».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (? Какая бывает земля? Что входит в её состав? Какую пользу приносит земля?)

- Ребята а где мы можем получить ответы на ваши вопросы? (в учебники, словаре, энциклопедии…).

- Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.


III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Почва — верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

В состав почвы входят частички минералов, вода, воздух, разложившиеся останки растений и животных.

В разных местах России почвы не одинаковы. В тундре распространены тундровые глеевые почвы (для них характерна вечная мерзлота), в тайге и смешанных лесах — подзолистые, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. На болотах образуются болотные почвы, для лугов характерны почвы луговые. В России чаще всего встречаются подзолистые почвы. Наиболее плодородными почвами являются чернозёмы. В болотных почвах содержится толстый слой торфа. В луговых почвах выделяется толстый слой дёрна, который образован переплетающимися корнями травянистых растений.

- Рассмотрите образцы почв на стр. 160.

- Что вы видите? (Почва разного цвета)

- Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? (Она состоит из различных веществ) что входит в состав почвы)

- Давайте создадим маленькую лабораторию и проведём опыты. Мы должны узнать из чего состоит почва.

(Практическая работа в группах. Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.)


Практическая работа.

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

О чем это говорит? (В почве есть воздух.)


Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

Вывод? (В почве есть вода.)


Опыт 3.

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)


Опыт 4.

Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)


Опыт 5.

- Рассмотрим почву под микроскопом. Что еще входит в состав почвы?

(Листья, остатки насекомых, песок, трава.)


Обобщение полученных данных.

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

воздух

глина


ПОЧВА



вода

песок




гумус

листья, трава, останки





ФИЗМИНУТКА


Рассказ учителя.

Почва страдает от сильных ветров и проливных дождей, которые разрушают её верхние, наиболее богатые минералами и перегноем, слои. Часто почве вредит  непродуманная деятельность человека: использование большого количества минеральных удобрений, постоянная вспашка, строительство дорог и городов, выпас животных, вырубка леса.


- Что нужно делать, чтобы защитить почву? Найдите ответы на этот вопрос в учебнике на стр. 162.

Чтобы защитить почву на полях, нужно:

  • сажать полезащитные лесные полосы;

  • проводить снегозадержание — устройство снежных валов;

  • поперечно распахивать почву на склонах;

  • вносить только необходимое количество удобрений;

  • снизить использование ядохимикатов.

- Отгадайте загадку.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы. (Дождевой червь.)

- Объясните, какая существует связь между этим животным и почвой.

(Дождевые черви рыхлят почву, тем самым насыщают её кислородом, увлажняют её. Пропуская почву через кишечник отмершие части растений, образуя перегной.)


- Почему землю называют кормилицей? (Земля кормит людей.) И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей.


IV. Применение новых знаний.

Работа по учебнику и рабочих тетрадях.

Стр.74 задание 1.

- С помощью текста в учебнике достройте модель-аппликацию «Разнообразие почв».

Стр.75 задание 2.

- Используя карту почв опишите, какие почвы преобладают в Алтайском крае.

Стр.75 задание 3.

- Дополните текст недостающими сведениями, используя учебник стр.162 1 абзац.


V. Закрепление.

Часть А.

А1. Отметь самые распространенные почвы нашей страны.

1) чернозёмные
2) луговые
3) подзолистые
4) тундровые

А2. Укажи самые плодородные почвы.

1) болотные
2) подзолистые
3) чернозёмные
4) луговые

А3. Вспомни, за сколько лет образуется 1 см почвы.

1) 10-20 лет
2) 150-200 лет
3) 40-50 лет
4) 250-300 лет

А4. Отметь почву, содержащую толстый слой дерна, образованный корнями растений.

1) луговая
2) подзолистая
3) тундровая
4) лесная


Часть В.

В1. Подумай, какое полезное ископаемое можно найти в составе болотных почв.

1) глину
2) торф
3) песок
4) известняк

В2. Найди неверное высказывание.

1) Чернозёмы богаты перегноем.
2) Использованные карьеры закапывают.
3) Землю распахивают вдоль склона
4) Много удобрений — вредно для почвы.


Часть С.

С1. Отметь, что защищает почву на полях.

1) посадка растений
2) снегозадержание
3) внесение удобрений
4) правильная распашка


Ответы на тест по окружающему миру Земля-кормилица 4 класс

А1-3
А2-3
А3-4
А4-1

В1-2
В2-3

С1-13



VI. Подведение итогов.

- Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой в начале урока?

- Смогли ли мы ответить на них?

- А теперь оцените   работу вашей  группы.

- Оцените вашу работу на уроке.


Д/З стр. 160-163; р/т стр.75 задание 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!