СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России» ( деловая игра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России» ( деловая игра)»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 32» г. Анжеро-Судженска

















урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»

( деловая игра)



Автор-составитель: И.В.Таргунакова

учитель начальных классов.















Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 32» г. Анжеро-Судженска















«Как построить дом»

урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»

( деловая игра)



Автор-составитель: Таргунакова Ирина Владимировна

учитель начальных классов.





















г. Анжеро- Судженск

2017г.

Номинация конкурса: Особенности урока в классе с детьми с ОВЗ.

Учитель: Таргунакова Ирина Владимировна учитель начальных классов МАОУ «ООШ № 32» г.Анжеро-Судженска».

Аннотация к уроку.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и в соответствии с темой и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Данный урок разработан в соответствии с программой «Школа России», предметом «Окружающий мир» (Автор А.А. Плешаков), с применением интерактивных методик, деловой игры, практической работы в группах и парах; ИКТ, личностно – ориентированных и здоровьесберегающих технологий, с учётом возрастных особенностей учащихся.

До урока учащиеся самостоятельно делятся на 3 группы – строительные бригады, выбирают бригадира.

Большое значение на уроке отводится профориентации и обобщению жизненного опыта учащихся, т.е. актуализации имеющихся знаний. Новые термины вводятся посредством проблемной ситуации – вопроса, выполнение творческого проекта.

При подготовке и проведении урока главное место отводится здоровьесбережению. Урок позволяет организовать достаточный двигательный режим для учащихся и частую смену видов деятельности, благоприятную психологическую атмосферу.

Важную роль играет и развитие творческих способностей учащихся: воображения, эстетического вкуса; развитие навыков работы в команде с людьми. Для оживления работы использованы литературные и музыкальные моменты. По итогам урока проводится рефлексия – «Огонек в доме».





Технологическая карта урока.

Учебный предмет: окружающий мир по программе «Школа России». Учебник: Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ [А.А. Плешаков]– М.: Просвещение, 2014. Класс:2г. Форма учебной работы: урок изучения нового материала. .

Тема : «Как построить дом»

Цель: дать представление о технологии строительства городского и сельского домов, познакомить с видами строительной техники и материалов, с профессиями людей, занимающихся строительством.

Задачи: УУД: личностные: формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения. Познавательные: иметь представление о строительстве городского и сельского домов, называть строительные материалы, определять назначение строительных машин, находить различия. Регулятивные: умение работать по инструкции, умение интерпретировать информацию, контролировать и оценивать свою деятельность путём взаимодействия с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; читать текст и находить в нём нужную информацию.

Личностная значимость изучаемого для школьника: достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.

Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала.

Методы обучения: метод стимулирования интереса (ответы учащихся оцениваются фишками, с помощью которых они в последствии смогут приобрести, заинтересовавший их строительный проект, метод деловой игры, метод проекта, тесты.

Основные понятия и термины: строительная техника, строительные материалы.

Развитие умений учащихся: Вести познавательную деятельность , осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, выделять главное, развитие навыков выполнения творческого проекта и составления аргументированного ответа.

Приемы деятельности учителя: Организация фронтальной работы в классе, работы в парах, в группах, стимулирование интереса, формирование умения и навыков работы с источниками, развитие мышления, речи учащихся.

Организация деятельности учащихся: работа в коллективе, работа с источником (учебником, дополнительным материалом), повторение понятий, формулирование аргументированного ответа, рефлексивная деятельность.

Методическое обеспечение: учебная литература, ИКТ( компьютер, интерактивная доска ), тесты, карточки для учащихся.

Оценки за урок: Оценивание работы класса на уроке, выставление индивидуальных оценок за урок.







План – конспект урока.

Тема: «Как построить дом?»

Форма проведения: деловая игра.

Цель: дать представление о технологии строительства городского и сельского домов, познакомить с видами строительной техники и материалов, с профессиями людей, занимающихся строительством.

Задачи: УУД: личностные: формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения. Познавательные: иметь представление о строительстве городского и сельского домов, называть строительные материалы, определять назначение строительных машин, находить различия.

Регулятивные: умение работать по инструкции, умение интерпретировать информацию, контролировать и оценивать свою деятельность путём взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.

Оборудование урока: дультимедийная презентация.

Рисунки различных видов строительного транспорта, строительных материалов, карточки - задания для работы в группах и в парах, тесты, фишки, стикеры: красные и синие, пазлы из цветной бумаги для «строительства объектов».





Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II.Актуализация знаний.

– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания

  1. Индивидуальная работа на доске.

Подчеркни одной чертой те изделия, которые раньше были растениями. Двумя чертами – те, которые были полезными ископаемыми.

Льняное полотенце глиняный кувшин

Золотые украшения железная сковорода

Хлопчатобумажная рубашка книга

Стекло строительный кирпич

Перечисли, какие материалы люди берут из живой природы. Какие изделия из них изготавливают?

  1. Проверим ваши знания с помощью теста. ( тест выполняют 4 человека) Приложение 1

1. Назови отрасль экономики, в которой глина превращается в вазу.

а) Промышленность б) сельское хозяйство в) торговля

2. Из чего сделаны ножницы, ложка, кастрюля?

а) металл б) глина в) древесина

3. Найди материал, который не получают от растений.

а) бумага б) ткань в) железо

4. Из чего сделаны шкаф, стол, карандаш?

а) металл б) глина в) древесина

5. Найди материал, из которого не делают кухонную посуду.

а) бумага б) стекло в) алюминий

6. Найди материал, из которого сделана тетрадь.

а) пластмасса б) древесина в) металл

7. Из чего сделаны шарф, шапка, варежки?

а) бумага б) шерсть в) глина


  1. Краткий фронтальный опрос по изученному

материалу в виде загадок. Игра «Зарядка для ума».

- Отгадайте загадки и скажите, из чего это сделано.

1. Стоит толстуха – 2.Две плетенки, две сестренки

Деревянное брюхо, Из овечьей пряжи тонкой.

Железный поясок. (Бочка) Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

3. Этот конь не ест овса, 4. Всех на свете обшивает,

Вместо ног – два колеса. Что сошьет – не надевает. (Иголка)

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

5. Закипит – исходит паром, 6.Заклеили клеем прочно

И свистит, и пышет жаром, И ко мне прислали срочно.

Крышкой брякает, стучит. Я его не пожалею:

- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник) Получу и вмиг расклею. (Конверт)

III. Взаимопроверка индивидуальной работы и оценка деятель учащихся при помощи фишек.

Физминутка – зарядка для глаз.

IV.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы совершим с вами очередное путешествие по окружающему нас миру. В этом путешествии вы узнаете новые секреты окружающего мира. А какие секреты? Вы можете узнать из стихотворения, которое прочитают Катя и Таня.

Мы входим в дом, а в доме том

Тепло, вода и свет.

Красив, уютен, прочен дом.

А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –

И дом, и весь квартал.

Но кто построил этот дом?

И как он домом стал?

– Какие же секреты мы сегодня узнаем? Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на вопрос: «Как построить дом?»). -А что вы хотите узнать о домах?  -Как построить дом?
- Из каких материалов построить дом?
-Какие машины нужны, чтобы построить дом?
-Кто строит дом?

V. Работа по теме урока. 1. Беседа, работа по иллюстрациям. - Вспомните сказку «Три поросенка», в которой три брата-поросенка построили каждый себе дом. Из чего они были построены?(Приложение 2).

(Ниф-Ниф построил домик из соломы, он пел:

«Хоть полсвета обойдешь,

Обойдешь, обойдешь,

Лучше дома не найдешь,

Не найдешь, не найдешь!»

Нуф-Нуф построил себе домик из веток и тонких прутьев, он пел:

«У меня хороший дом,

Новый дом, прочный дом.

Мне не страшен дождь и гром,

Дождь и гром, дождь и гром!»

Наф-Наф построил себе домик из камней, глины и сделал тяжелую дубовую дверь с засовом, он пел:

«Я, конечно, всех умней,

Всех умней, всех умней!

Дом я строю из камней,

Из камней, из камней!

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь

Не ворвется в эту дверь, В эту дверь, в эту дверь!» (Открываю иллюстрации домиков поросят.)

-У кого оказался самый прочный дом и почему?

-Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как построить новый хороший прочный дом, что для этого потребуется, и какие профессии людей участвуют в этом процессе, какое большое значение имеет труд строителей для всех людей. (ответы детей: дом должен быть тёплым и надёжным) - Посмотрите на экран и скажите: все ли дома одинаковы? Какие бывают дома?(Приложение 3) - Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, каменные. - А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, каменные? (ответы детей: деревянные дома – это дома построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков). - Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. -Ангелина провела небольшое исследование и сейчас вам расскажет, какие строительные материалы используют в строительстве. (Сообщение ученика (см. приложение 4).

Чтобы построить хороший крепкий дом, нужна дружная слаженная работа людей разных профессий и хорошая техника. - А какие машины облегчают труд строителей? Об этом нам расскажет Егор, который тоже подготовил сообщение. (Сообщение ученика (см. приложение 5)

- Ну, а сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра «Кто работает на стройке?» ()

Расчищает строительную площадку бульдозером — буль­дозерист;

бетонирует фундамент — бетонщик;

кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;

поднимает грузы подъемным краном — крановщик;

кроет крышу — кровельщик;

белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;

делает рамы, двери — плотник;

подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;

подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;

сваривает металлические конструкции — электросварщик;

роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик. (слайд 18)

-А мне интересно, чем строительство сельского дома отличается от постройки городского? (слайд 19) -Какие материалы используют для строительства городского дома? (слайд 20) - Рассмотрим этапы строительства городского дома. (слайд 21) -Какие материалы используют для строительства сельского дома? (слайд 22) - Рассмотрим этапы строительства сельского дома. (дети высказывают своё мнение) (слайд 23)

Физкультминутка

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник – 
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора – 
Приглашаем маляра(«Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

VI. продолжение работы по теме урока.

1.Игра – проект «Юные строители!». (Приложение 6)

- У меня есть для вас интересное задание, но сможете ли вы его выполнить?

Вы в ходе выполнения различных задания набрали фишки, я предлагаю вам обменять их на строительные проекты, которые находятся у меня на столе и попытаться самостоятельно построить свой первый строительный объект.

- Возьмите проекты. Внимательно их изучите и скажите, что вам предстоит сделать.

- Верно, посмотрите, какие красивые дома вы будете строить.

-Из каких материалов вы будете строить свои дома?

- Выбирайте материал и приступайте.

Задание: в течение 15 минут каждая бригада во главе с бригадиром составляют список строительных материалов, машин, обслуживающих строительство объекта. Участники команды – это рабочие – специалисты, которые должны знать свою работу, необходимые им строительные материалы и используемую технику. Все полученные знания дети обобщают в виде проекта и готовят его защиту.

- Кто справился с заданием – помогите своим товарищам.


Проект первой команды - «Детский сад». (Приложение 7)


  • Проект: кирпичное двухэтажное здание,

  • Для стен выбран цвет: синий тон,

  • Вывеска: «Солнышко».

  • Предметы на детской площадке сделаны: из дерева.

  • Строительные материалы: кирпич, пластик, деревянные доски, шифер, цемент, песок.

  • Рабочие – специалисты: каменщик, крановщик, сантехник, шофер, маляр.

  • Строительная техника: самосвал, экскаватор, бетономешалка.

Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Детский сад.

Проект второй команды - «Больница».

  • Проект: трехэтажное здание, сделанное из бетонных плит.

  • Для стен выбран цвет: белый и зеленый тон,

  • Вывеска: «Доктор плюс».

  • Площадь перед домом: зеленый парк.

  • Строительные материалы: бетонные плиты, пластик, деревянные доски, шифер, облицовочная плитка.

  • Рабочие – специалисты: крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.

  • Строительная техника: самосвал, экскаватор, трактор, подъемный кран.

Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Больница.

Проект третьей команды - «деревенская изба».

  • Проект: одноэтажное здание, сделанное из брёвен.

  • Для стен выбран цвет: коричневый тон,

  • Вывеска: «Монетка».

  • Площадь перед домом: скамейки, деревья.

  • Строительные материалы:бревно, деревянные доски, шифер.

  • Рабочие – специалисты: крановщик, сантехник, шофер, маляр,плотник.

  • Строительная техника: самосвал, экскаватор, подъемный кран.

Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию «деревенская изба».

2.Защита проектов

Выступления учащихся: Для строительства нашего объекта мы использовали следующий материал…. И построили…. (какой дом)

VII. Подведение итогов урока.

Дом - это не только жилье, но и важнейший символ Земного существования. Дом является самым часто встречающимся словом в Библии. Дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом - кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная Земля.

У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро.

VIII. Рефлексия «Огонек в доме». (Приложение 8)

- Если вы чувствовали во время работы положительный эмоциональный настрой, зажги красный огонек в домике, (стикер)

- Если чувствовали себя некомфортно –огонек синий (стикер)

IX. Домашнее задание

Рабочая тетрадь с. 72, 73, № 1,2, 3.

- В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — из камней. Я предлагаю приготовить небольшие сообщения о домах разных народов мира (юрта, хижины из бамбука и тростника, яранга, вигвам, иглу и т.д.)


- Спасибо за урок!(слайд 27)




















Приложение 1.

1. Назови отрасль экономики, в которой глина превращается в вазу.

а) Промышленность б) сельское хозяйство в) торговля

2. Из чего сделаны ножницы, ложка, кастрюля?

а) металл б) глина в) древесина

3. Найди материал, который не получают от растений.

а) бумага б) ткань в) железо

4. Из чего сделаны шкаф, стол, карандаш?

а) металл б) глина в) древесина

5. Найди материал, из которого не делают кухонную посуду.

а) бумага б) стекло в) алюминий

6. Найди материал, из которого сделана тетрадь.

а) пластмасса б) древесина в) металл

7. Из чего сделаны шарф, шапка, варежки?

а) бумага б) шерсть в) глина





















Приложение 2.

















Приложение 3.

Приложение 4.

Мне захотелось узнать, какие строительные материалы используют при строительстве. Прочитав в интернете различные статьи, я узнала, что для постройки дома используются различные строительные материалы.

Какие же это материалы?

1 Кирпич . Красный используется для изготовления фундамента и стен, кирпич белый - для изготовления стен домов. 2 Песок, цемент, гипс - вяжущие средства - применяют для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков. 3 Лесоматериалы - круглый лес хвойных и лиственных пород, строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен домов, потолков, полов, крыш. 4 Щебень - мелкоизмельченный камень применяют для изготовления смеси, используемой в качестве заливки под основание кирпичной кладки при изготовлении фундамента дома. 5 Бетонные плиты служат для потолочного перекрытия. 6 Кровельные материалы: шифер, металлическая черепица, листовое железо применяют для покрытия крыш домов. 7 В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса.

























Приложение 5.

Готовясь к уроку, я выяснил, какие машины приходят на помощь человеку на стройке.

1 Бульдозер. Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

2 Экскаватор. Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.

3 Машины-автопогрузчики. У них строгий порядок. Каждой машине - груз по ее силам.

4 Автокраны - силачи настоящие. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Они помогают строить фундамент.

5 Башенные краны - силачи - великаны. Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

6 Самосвалы используют для перевозки строительных материалов.

7 Бетономешалка применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.

























Приложение 6

кирпич самосвал песок кровельщик экскаватор подъёмный кран цемент плотник брёвна шифер маляр бетономешалка доски каменщик бульдозер





















Приложение 7





Приложение 8
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!