СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 4 класс ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые"

Просмотр содержимого документа
«Карта для проверки»

  1. Название полезного ископаемого

Золото

  1. Условное обозначение


  1. Свойства


  1. Способы добычи


  1. Применение




  1. Название полезного ископаемого

Каменный уголь

  1. Условное обозначение


  1. Свойства


  1. Способы добычи


  1. Применение




  1. Название полезного ископаемого

Каменная соль

  1. Условное обозначение


  1. Свойства


  1. Способы добычи


  1. Применение




  1. Название полезного ископаемого

Железная руда

  1. Условное обозначение


  1. Свойства


  1. Способы добычи


  1. Применение




Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

МБОУ «СОШ№ 35» г. Братска

Учитель: Чернова Наталья Алексеевна

Урок окружающего мира в 4 Б классе

Тема: Полезные ископаемые твоего края.

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать важную роль в экономике страны.

Развивающая:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы и доказательства.

  • Развивать умение сворачивать информацию в таблицу.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

  • Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

  • Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник по окружающему миру 4 класс

  • рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир

  • образцы полезных ископаемых

  • план рассказа о полезном ископаемом

  • компьютерная презентация

  • карта Знаний

Ход урока:

1.Организационный момент. (сл.1)

Психологический настрой. Круг радости.

- Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.

Нам урок начать пора.

2.Актуализация знаний

- А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем? «Твой край – часть великой России». (сл.2)

- Да, мы продолжаем путешествовать по родному краю. А как путешествовать легче, интереснее: в одиночку или компанией? Конечно, даже в песне поётся «Вместе весело шагать по просторам…»

- Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)

Правила работы в группе.

- Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1. Работать дружно.

  2. Уметь слушать мнение своего друга.

  3. Не выкрикивать.

  4. Работать тихо.

-Какие источники информации нам могут помочь?

(учебник, карта Иркутской области, «карты знаний»)



- Положите перед собой «Карту знаний».

- Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.

Уже знаю: на доске (карта знаний)

Географическое положение своего края

Часовой пояс, в котором находится наш край

Поверхности и водоёмы нашего края

Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.

- А теперь « карты знаний» убрали в папочку.

Учитель: А чтобы узнать, как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5)

Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)

- Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?

- Вам необходимо в «картах знаний» отметить для себя красные вопросы в той теме, где были допущены ошибки.

-Окажите своим одноклассникам помощь в группах, проведите коррекцию знаний, дополните свои «карты знаний» необходимыми данными, не забывайте пользоваться нашей большой «картой знаний».

-Что у вас получилось? (Выступления учащихся - старших в группе)

3.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, а вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)

- Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)

- А если, мы путешествуем по родному краю, то можете уточнить тему урока? («Полезные ископаемые твоего края»)

- Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)

4.Работа по теме урока.

- Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.

- А давайте вспомним, что такое «полезные ископаемые»? (сл. 10)

(Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

- Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?

- А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?

(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают? Как и кто добывает?)

- А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)

- Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)

- Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)

- На прошлом уроке в качестве домашнего задания группе ребят было предложено найти сведения о некоторых полезных ископаемых нашего края и сделать небольшое сообщение. Мы будем не просто слушать, а одновременно заполнять свои карты знаний и карточки для подведения итога работы, которые у вас есть в каждой группе. Каким значком обозначается то или иное полезное ископаемое, вам напомнит лист, лежащий на столах. И договоритесь, кто в группе будет воспринимать текст на слух, а кто читать слайды, т.к. информация выступающих дублироваться не будет.

- Договорились? Тогда слушаем Дашу.

  1. Выступления учащихся (Презентации)

1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец Даша)

- Что мы отметим в «картах знаний» и в таблицах, прослушав сообщение Даши? (Дети отмечают месторождение золота)

- А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)

- Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)

- Покажите главное месторождение золота в Иркутской области. (Бодайбо), отметьте его значком в своих «картах знаний», на контурной карте в ТПО и в общей карте.

- На большую « карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения золота.

- А кто скажет что такое «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»? (Слайд 11)

2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий Артур)

- Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - п.Тыреть, Заларинского района, его свойства и применение)

- Покажите его на карте Иркутской области.

- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменной соли.



3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)

- Что внесёте в таблицу и в «карту знаний» теперь?

( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – района, его свойства и применение)

- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля



4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)

- Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - г.Железногорск – Илимский, Рудногорск, его свойства и применение)

- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля



6. Итог работы.

- А теперь давайте подведём итог проделанной работы.

На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.

- Итак, какие вы ещё знания приобрели, что отметили на своих «картах знаний»?

– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?



  1. Бережное отношение. Вывод.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?

- Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.

  1. Рефлексия.

- Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?

- Как бы вы оценили их работу?

- Кто ещё был активным участником работы на уроке?

- Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)



  1. Домашнее задание.

- Кому захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

- Приготовьте к следующему уроку сообщение о том полезном ископаемом Иркутской области, о котором сегодня не говорилось.

- Где можно найти информацию?

-Учебник стр. 133-135, вопросы.







Просмотр содержимого документа
«Лист достижений»

Лист достижений

Фамилия имя_____________________

Мой край расположен на материке

Мой родной край находится в природной зоне

Искусственный водоём моего края

Мой край имеет форму рельефа

Мой край находится в …часовом поясе

Флаг Иркутской области имеет цвета

В озеро Байкал впадает…рек

Оценка











Лист достижений

Фамилия имя_____________________

Мой край расположен на материке

Мой родной край находится в природной зоне

Искусственный водоём моего края

Мой край имеет форму рельефа

Мой край находится в …часовом поясе

Флаг Иркутской области имеет цвета

В озеро Байкал впадает…рек

Оценка











Лист достижений

Фамилия имя_____________________

Мой край расположен на материке

Мой родной край находится в природной зоне

Искусственный водоём моего края

Мой край имеет форму рельефа

Мой край находится в …часовом поясе

Флаг Иркутской области имеет цвета

В озеро Байкал впадает…рек

Оценка











Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока


окружающего мира в 4 «Б» классе


УМК ПНШ


Учитель: Чернова Наталья Алексеевна



Тема урока: Полезные ископаемые родного края



ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания



ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Полезные ископаемые родного края»



В процессе обучения формировала следующие блоки УУД:



Личностные


Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов


Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила


Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов



Коммуникативные


Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме



Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника


Формируем умение слушать и понимать других


Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать


Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Познавательные


Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы


Формируем умение искать и выделять необходимую выступлений товарищей


Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)


Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы


Формируем умение представлять информацию по предложенному плану


Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)


Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания


Формируем умение строить логические цепи рассуждений



Регулятивные


Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу


Формируем умение составлять план и последовательность действий


Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем


Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата


Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона


Формируем начальные формы рефлексии


Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения



Духовно - нравственное воспитание осуществляется в течение всего урока, так как на этом уроке раскрываются способы общения между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.



Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.



На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.



На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Ведь деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.




Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.



На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.



Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования ребят, соответствовал их жизненному опыту.



Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.



При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.



Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвёртого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.


Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей четвероклассников.



ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «ПНШ», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально - грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС, и которые я спланировала на своем уроке.

Просмотр содержимого презентации
«През -я урока»

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

Окружающий

мир

4 класс

Подготовила:

учитель начальных классов

Чернова Н.А.

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Поверхность и водоёмы твоего края А что можешь сделать ты? Полезные ископаемые твоего края Растения твоего края Заповедные места твоего края Карта твоего края Отрасли животноводства твоего края и домашние животные Народные промыслы твоего края

Родной край – часть великой России

Твой родной край

Московское время

Поверхность и водоёмы твоего края

А что можешь сделать ты?

Полезные ископаемые твоего края

Растения твоего края

Заповедные места твоего края

Карта твоего края

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

Народные промыслы твоего края

Тест «Мой край» Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Северная Америка .  2. Мой родной край находится в природной зоне: а) лесов; в)тундры; б) степей; г)пустыни.

Тест «Мой край»

  • Мой край расположен на материке:

а) Африка; в) Евразия;

б) Австралия; г) Северная Америка .

2. Мой родной край находится в природной зоне:

а) лесов; в)тундры;

б) степей; г)пустыни.

Тест «Мой край» 3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Лена; г)Река Ангара.  4. Мой край имеет форму рельефа: а) горы; б)плоскогорье; в)равнины.  5. Мой край находится в часовом поясе: а)9; б) 3; в) 10; г) 7.

Тест «Мой край»

3. Искусственный водоём моего края:

а)озеро Байкал; в)Братское море;

б)река Лена; г)Река Ангара.

4. Мой край имеет форму рельефа:

а) горы; б)плоскогорье; в)равнины.

5. Мой край находится в часовом поясе:

а)9; б) 3; в) 10; г) 7.

Тест «Мой край» 6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зелёный, коричневый; в) синий, белый, синий; г) зелёный, белый, синий.  7. В озеро Байкал впадает … рек: а)1; б) 328; в)336; г)256.

Тест «Мой край»

6. Флаг Иркутской области имеет цвета:

а) красный, белый, синий;

б) белый, зелёный, коричневый;

в) синий, белый, синий;

г) зелёный, белый, синий.

7. В озеро Байкал впадает … рек:

а)1; б) 328; в)336; г)256.

Проверим: В А В Б Г В В

Проверим:

  • В
  • А
  • В
  • Б
  • Г
  • В
  • В

Оценим свои знания

Оценим свои знания

  • «5» – нет ошибок
  • «4» – 1 ошибка
  • «3» - 2 – 3 ошибки
  • «2» – 4 и более ошибок
Полезные ископаемые твоего края

Полезные ископаемые

твоего края

Цели:   изучить полезные ископаемые родного края;  узнать основные месторождения;  полезных ископаемых;  уточнить их свойства.

Цели:

  • изучить полезные ископаемые родного края;
  • узнать основные месторождения;

полезных ископаемых;

  • уточнить их свойства.

Золото Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья

Золото

Подготовила:

ученица 4Б класса

МБОУ «СОШ №35»

Шилинец Дарья

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота  Месторождения золота:  Бодайбинский район;  Сухой Лог

Иркутская область занимает

4 место по добыче золота

Месторождения золота:

Бодайбинский район;

Сухой Лог

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку данный металл не подвержен коррозии, имеет много сфер технического применения, а запасы его невелики. Золото практически не терялось в процессе исторических катаклизмов, а лишь накапливалось и переплавлялось. 

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку данный металл не подвержен коррозии, имеет много сфер технического применения, а запасы его невелики. Золото практически не терялось в процессе исторических катаклизмов, а лишь накапливалось и переплавлялось. 

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

«Иркутский экспериментальный

ювелирный завод

ООО Карат»

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производство ювелирной продукции из золота 585° пробы, как из собственного сырья так и по договору из давальческого сырья.

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производство ювелирной продукции из золота 585° пробы, как из собственного сырья так и по договору из давальческого сырья.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи.

Каменная соль Подготовил ученик  4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур

Каменная соль

Подготовил ученик

4 «Б» класса

МБОУ «СОШ №35»

Непомнящий Артур

Каменный уголь Подготовил ученик  4 Б класса МБОУ «СОШ №35»  Овсянников Никита

Каменный уголь

Подготовил ученик

4 Б класса

МБОУ «СОШ №35»

Овсянников Никита

Железная руда Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор

Железная руда

Подготовил ученик

4 Б класса

МБОУ «СОШ №35»

Бузмаков Егор

Цветные руды боксит (алюминий) халькопирит галенит (медь) (свинец)

Цветные руды

боксит

(алюминий)

халькопирит

галенит

(медь)

(свинец)

Итоговая таблица 1. Название полезного ископаемого 2. Условное обозначение 3. Свойства 4. Способы добычи 5. Применение Каменный уголь Каменная Железная соль руд Золото Мягкий металл, пластичный коврик Плавкое, твердое, плотное вещество, притягивает метал. предметы Имеет кристаллы прозрачно-белые Твердое , горючее ПИ, серого цвета Открытый, закрытый Открытый (карьерный), закрытый (шахты) Открытый, закрытый Открытый, закрытый Пищевая промышленность и медицина Сырье для металлур. и хим. промышленности, энергетическое топливо Ювелирная продукция, валюта Для получения чугуна и стали

Итоговая таблица

1. Название полезного ископаемого

2. Условное обозначение

3. Свойства

4. Способы добычи

5. Применение

Каменный уголь

Каменная

Железная

соль

руд

Золото

Мягкий металл, пластичный коврик

Плавкое, твердое, плотное вещество, притягивает метал. предметы

Имеет кристаллы прозрачно-белые

Твердое , горючее ПИ, серого цвета

Открытый, закрытый

Открытый (карьерный), закрытый (шахты)

Открытый, закрытый

Открытый, закрытый

Пищевая промышленность и медицина

Сырье для металлур. и хим. промышленности, энергетическое топливо

Ювелирная продукция, валюта

Для получения чугуна и стали

Цели:   изучить полезные ископаемые родного края;  узнать основные месторождения;  полезных ископаемых;  уточнить их свойства.

Цели:

  • изучить полезные ископаемые родного края;
  • узнать основные месторождения;

полезных ископаемых;

  • уточнить их свойства.

? Почему и как нужно охранять  полезные ископаемые

?

Почему и как нужно

охранять

полезные ископаемые

Как нужно охранять полезные ископаемые? 1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами.

Как нужно охранять полезные ископаемые?

1. Экономно использовать.

2. Оберегать от пожаров.

3. Соблюдать правила перевозки.

4. Заменять по возможности искусственными материалами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя