МБОУ «СОШ№ 35» г. Братска
Учитель: Чернова Наталья Алексеевна
Урок окружающего мира в 4 Б классе
Тема: Полезные ископаемые твоего края.
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать важную роль в экономике страны.
Развивающая:
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.
Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
учебник по окружающему миру 4 класс
рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир
образцы полезных ископаемых
план рассказа о полезном ископаемом
компьютерная презентация
карта Знаний
Ход урока:
1.Организационный момент. (сл.1)
Психологический настрой. Круг радости.
- Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.
Нам урок начать пора.
2.Актуализация знаний
- А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем? «Твой край – часть великой России». (сл.2)
- Да, мы продолжаем путешествовать по родному краю. А как путешествовать легче, интереснее: в одиночку или компанией? Конечно, даже в песне поётся «Вместе весело шагать по просторам…»
- Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)
Правила работы в группе.
- Давайте, вспомним правила работы в группе.
Работать дружно.
Уметь слушать мнение своего друга.
Не выкрикивать.
Работать тихо.
-Какие источники информации нам могут помочь?
(учебник, карта Иркутской области, «карты знаний»)
- Положите перед собой «Карту знаний».
- Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.
Уже знаю: на доске (карта знаний)
Географическое положение своего края
Часовой пояс, в котором находится наш край
Поверхности и водоёмы нашего края
Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.
- А теперь « карты знаний» убрали в папочку.
Учитель: А чтобы узнать, как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5)
Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)
- Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?
- Вам необходимо в «картах знаний» отметить для себя красные вопросы в той теме, где были допущены ошибки.
-Окажите своим одноклассникам помощь в группах, проведите коррекцию знаний, дополните свои «карты знаний» необходимыми данными, не забывайте пользоваться нашей большой «картой знаний».
-Что у вас получилось? (Выступления учащихся - старших в группе)
3.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, а вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)
- Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)
- А если, мы путешествуем по родному краю, то можете уточнить тему урока? («Полезные ископаемые твоего края»)
- Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)
4.Работа по теме урока.
- Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.
- А давайте вспомним, что такое «полезные ископаемые»? (сл. 10)
(Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
- Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?
- А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?
(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают? Как и кто добывает?)
- А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)
- Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)
- Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)
- На прошлом уроке в качестве домашнего задания группе ребят было предложено найти сведения о некоторых полезных ископаемых нашего края и сделать небольшое сообщение. Мы будем не просто слушать, а одновременно заполнять свои карты знаний и карточки для подведения итога работы, которые у вас есть в каждой группе. Каким значком обозначается то или иное полезное ископаемое, вам напомнит лист, лежащий на столах. И договоритесь, кто в группе будет воспринимать текст на слух, а кто читать слайды, т.к. информация выступающих дублироваться не будет.
- Договорились? Тогда слушаем Дашу.
Выступления учащихся (Презентации)
1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец Даша)
- Что мы отметим в «картах знаний» и в таблицах, прослушав сообщение Даши? (Дети отмечают месторождение золота)
- А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)
- Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)
- Покажите главное месторождение золота в Иркутской области. (Бодайбо), отметьте его значком в своих «картах знаний», на контурной карте в ТПО и в общей карте.
- На большую « карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения золота.
- А кто скажет что такое «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»? (Слайд 11)
2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий Артур)
- Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - п.Тыреть, Заларинского района, его свойства и применение)
- Покажите его на карте Иркутской области.
- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменной соли.
3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)
- Что внесёте в таблицу и в «карту знаний» теперь?
( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – района, его свойства и применение)
- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля
4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)
- Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - г.Железногорск – Илимский, Рудногорск, его свойства и применение)
- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля
6. Итог работы.
- А теперь давайте подведём итог проделанной работы.
На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.
- Итак, какие вы ещё знания приобрели, что отметили на своих «картах знаний»?
– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?
Бережное отношение. Вывод.
- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?
- Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.
Рефлексия.
- Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?
- Как бы вы оценили их работу?
- Кто ещё был активным участником работы на уроке?
- Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)
Домашнее задание.
- Кому захотелось больше узнать о полезных ископаемых?
- Приготовьте к следующему уроку сообщение о том полезном ископаемом Иркутской области, о котором сегодня не говорилось.
- Где можно найти информацию?
-Учебник стр. 133-135, вопросы.