СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии для 5 класса "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии для 5 класса "Строение клетки"»

МОУ "Запрудненская гимназия"














Открытый урок по биологии в 5 классе

в рамках ФГОС «Строение клетки»










Автор: Андреева Анна Андреевна,

Учитель биологии

















2017 год


Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: Дать обучающимся представление о многообразии клеток и едином плане их строения.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием – микроскопом.

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологическиересурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, готовые микропрепараты, микроскопы.

Основные термины и понятия:Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ткань, пластиды, хлоропласты.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран



Ход урока

I. Мотивация

Ребята, доброе утро!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

А сейчас я вам раздам маленькие листочки с вопросами. ответьте на них.

II. Актуализация пройденного материала.


Учащимся раздаются листочки с вопросами (см. Приложение 1).


На выполнение этой работы учащимся даётся 2 минуты, затем проводится фронтальный опрос.


III. Актуализация нового материала


Значит, все растения состоят из клеток? и все животные? Неужели все клетки таких разных организмов имеют единый план строения?

Давайте в этом убедимся.

Так какую мы перед собой поставим цель?

(отвечают). Убедиться в том, что все клетки живых организмов имеют общий план строения.

Цель записывается на экране.

IV. Групповая работа над проектом

Сегодня мы с вами работаем в группах.

Помните, мы с вами уже так работали. У каждой группы должен быть свой капитан, который будет организовывать работу группы. Это непростая задача для ответственного человека.


У вас на столах имеются файлы с материалами. Там вы найдёте инструкцию (см. приложение 1) – это подсказка - последовательность вашей работы. Прочитайте очень внимательно, проведите своё небольшое исследование. Сделайте выводы и подготовьте небольшое выступление-презентацию.


Дети изучают материалы на своих столах, исследуют готовые микропрепараты, делают выводы, готовят выступление-презентацию. На данную групповую работу отводится 15 минут.

Дети готовят выступление. Во время выступления на проекторе демонстрируются слайды с типами клеток, которые изучают дети.


После выступления обучающихся каждой команде выдаётся лист самооценки (приложение 4), который заполняет капитан.

Если остаётся время – раздаётся кроссворд (см. приложение 5)



V. Рефлексия


-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


VI. Домашнее задание.

Всем:

Параграф §5, вопросы на странице 32.

Приложение 1.

- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.

- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.


- Что является единицей всего живого? как она называется?

- Кто дал ей такое название?

- Строение клетки.




Приложение 2.

Инструктивная карточка.


    1. Изучите лист с рисунками клеток.

    2. С помощью микроскопа исследуйте препарат – найдите соответствующий рисунок.

    3. Изучите текст. Выделите новые для вас слова и понятия (подчеркните). Выделите главные части текста.

    4. Зарисуйте выделенную клетку на большом листе.

    5. Подготовьте небольшое выступлению-презентацию о своем типе клеток.



Инструктивная карточка.


    1. Изучите лист с рисунками клеток.

    2. С помощью микроскопа исследуйте препарат – найдите соответствующий рисунок.

    3. Изучите текст. Выделите новые для вас слова и понятия (подчеркните). Выделите главные части текста.

    4. Зарисуйте выделенную клетку на большом листе.

    5. Подготовьте небольшое выступлению-презентацию о своем типе клеток.



Инструктивная карточка.


    1. Изучите лист с рисунками клеток.

    2. С помощью микроскопа исследуйте препарат – найдите соответствующий рисунок.

    3. Изучите текст. Выделите новые для вас слова и понятия (подчеркните). Выделите главные части текста.

    4. Зарисуйте выделенную клетку на большом листе.

    5. Подготовьте небольшое выступлению-презентацию о своем типе клеток.











Приложение 2.

Рисунок 1. Гидра. Поперечный срез. Клетка животного.


Рисунок 2. Клетки гладких мышц. Клетка животного.


Рисунок 3. Клетки кожицы лука. Клетка растений.





Рисунок 4. Зерновка злаков. Клетка растения.




Приложение 3. Тексты про группы клеток.


Текст для группы 1.

Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов выстилает эпителиальная ткань. Ткань образована группой клеток, схожих по строению, свойствам, составу и выполняемым функциям. У эпителиальных клеток одно ядро обычно округлой формы. Эпителиальные клетки очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, повреждений. На рисунке эпителиальная клетка животного – гидры.


Текст для группы 2.

Мышцы животных состоят из мышечной ткани. Ткань образована группой клеток, схожих по строению, свойствам, составу и выполняемым функциям. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани. Их основное свойство – движение, умение сокращаться. Клетки гладкой мышечной ткани могут быть овальными, продолговатыми, веретенообразными. Клетки гладкой мышечной ткани содержат 1 ядро вытянутое по форме. Присутствует цитоплазма с обычными включениями. Клетки гладких мышц сокращаются очень медленно. Но могут долго оставаться в сокращенном состоянии. Именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание сворок моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов человека.


Текст для группы 3.

Защищают растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Ткань образована группой клеток, схожих по строению, свойствам, составу и выполняемым функциям. Они образованы как живыми, так и мертвыми клетками. Из живых клеток состоит кожица лука (на рисунке) Клетки примыкают друг к другу очень плотно, содержат одно ядро, обладают средними размерами.



Фамилия Имя

Что делал

оценка


капитан































Приложение 5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!