МОУ "Запрудненская гимназия"
Открытый урок по биологии в 5 классе
в рамках ФГОС «Строение клетки»
Автор: Андреева Анна Андреевна,
Учитель биологии
2017 год
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: Дать обучающимся представление о многообразии клеток и едином плане их строения.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием – микроскопом.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологическиересурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, готовые микропрепараты, микроскопы.
Основные термины и понятия:Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ткань, пластиды, хлоропласты.
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, доброе утро!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
А сейчас я вам раздам маленькие листочки с вопросами. ответьте на них.
II. Актуализация пройденного материала.
Учащимся раздаются листочки с вопросами (см. Приложение 1).
На выполнение этой работы учащимся даётся 2 минуты, затем проводится фронтальный опрос.
III. Актуализация нового материала
Значит, все растения состоят из клеток? и все животные? Неужели все клетки таких разных организмов имеют единый план строения?
Давайте в этом убедимся.
Так какую мы перед собой поставим цель?
(отвечают). Убедиться в том, что все клетки живых организмов имеют общий план строения.
Цель записывается на экране.
IV. Групповая работа над проектом
Сегодня мы с вами работаем в группах.
Помните, мы с вами уже так работали. У каждой группы должен быть свой капитан, который будет организовывать работу группы. Это непростая задача для ответственного человека.
У вас на столах имеются файлы с материалами. Там вы найдёте инструкцию (см. приложение 1) – это подсказка - последовательность вашей работы. Прочитайте очень внимательно, проведите своё небольшое исследование. Сделайте выводы и подготовьте небольшое выступление-презентацию.
Дети изучают материалы на своих столах, исследуют готовые микропрепараты, делают выводы, готовят выступление-презентацию. На данную групповую работу отводится 15 минут.
Дети готовят выступление. Во время выступления на проекторе демонстрируются слайды с типами клеток, которые изучают дети.
После выступления обучающихся каждой команде выдаётся лист самооценки (приложение 4), который заполняет капитан.
Если остаётся время – раздаётся кроссворд (см. приложение 5)
V. Рефлексия
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §5, вопросы на странице 32.
Приложение 1.
- Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. | - Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. |
- Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. | - Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. |
- Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. | - Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. |
- Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. | - Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. |
- Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. | - Что является единицей всего живого? как она называется? - Кто дал ей такое название? - Строение клетки. |
Приложение 2.
Инструктивная карточка.
Изучите лист с рисунками клеток.
С помощью микроскопа исследуйте препарат – найдите соответствующий рисунок.
Изучите текст. Выделите новые для вас слова и понятия (подчеркните). Выделите главные части текста.
Зарисуйте выделенную клетку на большом листе.
Подготовьте небольшое выступлению-презентацию о своем типе клеток.
Инструктивная карточка.
Изучите лист с рисунками клеток.
С помощью микроскопа исследуйте препарат – найдите соответствующий рисунок.
Изучите текст. Выделите новые для вас слова и понятия (подчеркните). Выделите главные части текста.
Зарисуйте выделенную клетку на большом листе.
Подготовьте небольшое выступлению-презентацию о своем типе клеток.
Инструктивная карточка.
Изучите лист с рисунками клеток.
С помощью микроскопа исследуйте препарат – найдите соответствующий рисунок.
Изучите текст. Выделите новые для вас слова и понятия (подчеркните). Выделите главные части текста.
Зарисуйте выделенную клетку на большом листе.
Подготовьте небольшое выступлению-презентацию о своем типе клеток.
Приложение 2.
Рисунок 1. Гидра. Поперечный срез. Клетка животного. |
Рисунок 2. Клетки гладких мышц. Клетка животного. |
Рисунок 3. Клетки кожицы лука. Клетка растений. |
Рисунок 4. Зерновка злаков. Клетка растения. |
Приложение 3. Тексты про группы клеток.
Текст для группы 1.
Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов выстилает эпителиальная ткань. Ткань образована группой клеток, схожих по строению, свойствам, составу и выполняемым функциям. У эпителиальных клеток одно ядро обычно округлой формы. Эпителиальные клетки очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, повреждений. На рисунке эпителиальная клетка животного – гидры.
Текст для группы 2.
Мышцы животных состоят из мышечной ткани. Ткань образована группой клеток, схожих по строению, свойствам, составу и выполняемым функциям. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани. Их основное свойство – движение, умение сокращаться. Клетки гладкой мышечной ткани могут быть овальными, продолговатыми, веретенообразными. Клетки гладкой мышечной ткани содержат 1 ядро вытянутое по форме. Присутствует цитоплазма с обычными включениями. Клетки гладких мышц сокращаются очень медленно. Но могут долго оставаться в сокращенном состоянии. Именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание сворок моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов человека.
Текст для группы 3.
Защищают растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Ткань образована группой клеток, схожих по строению, свойствам, составу и выполняемым функциям. Они образованы как живыми, так и мертвыми клетками. Из живых клеток состоит кожица лука (на рисунке) Клетки примыкают друг к другу очень плотно, содержат одно ядро, обладают средними размерами.
Фамилия Имя | Что делал | оценка |
| капитан | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 5.