СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии : "Модификационная изменчивость"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открыиый урок с презентацией в 9 классе. Предусмотрены различные виды работ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии : "Модификационная изменчивость"»

Тема: Модификационная изменчивость. (ветка сосны, разные кусты аглаонемы, клубни картофеля, луковицы, выращенные в тени и на свету, Фаина и Надя дома читают новый параграф)

Цель: расширение знаний учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; выявить закономерности модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определить их практическое значение; определить основные характеристики модификационной изменчивости; продолжить формирование навыков получения и обработки фактического материала, умений делать заключения, выводы.

Сценарий урока:


Вступление учителя: Мы продолжаем изучать большую, интересную и достаточно сложную тему "Основы генетики".

Задача (у доски )

1ряд. У здоровой матери, не являющейся носителем гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак сцеплен с полом.

2 ряд .У кошек ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется доминантным геном- В, а рыжая рецессивным геном –в. При генотипе Вв образуется черепаховая окраска. Определите генотипы и фенотипы котят , если кот рыжей окраски, а кошка чёрная ?

ХВ ХВ х Х в У

1 учащийся в тетради

-Пол будущего ребёнка зависит….

- Одинаковые хромосомы у мужских и женских организмов получили название…

-Пол, производящий один вид гамет называют…

-Пол, производящий 2 вида гамет называют…

-Ген, не определяющий признак, связанный с полом, но лежащий в половой хромосоме будет…(сцепленным с полом)

2.Для новой темы (Астаповой Наде) (работа с терминами)

Вставьте в текст «Наследственность» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту ) впишите в приведенную ниже таблицу.

Наследственность.

Наследственность – это свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала – это -----------------(А).Его основной является молекула -------------------(Б). Совокупность всего наследственного материала организма – это ---------------------------(В), совокупность его внешних и внутренних признаков образуют его ____________(Г). Свойство живых организмов приобретать новые признаки в пределах вида _________(Д)

Перечень терминов

  1. Хромосома

  1. Генофонд АТФ

  2. Фенотип

  3. Ген

  4. Генотип

  5. Мутаген

  6. ДНК

  7. Изменчивость



Слайд 1(текст на слайде) -Поверка текста «Наследственность и изменчивость»

2.Проблемное обучение в процессе беседы по вопросам, приведённым ниже с демонстрацией веток сосны и рисунков.

Учитель формулирует задачи и вопросы:

-У меня в руке ветка сосны. Она имеет ярко- зелёную окраску хвоинок , на слайде другая ветка сосны, которая имеет жёлтоватую окраску хвоинок. Предположите, почему у них разная окраска? ( сосна светолюбивое растение, если некоторые ветки затенены, то хвоя приобретает светло-зелёную окраску и в конце концов нижние ветки отмирают. Часто изменение окраски хвои связано с недостатком микроэлементов. При нехватке азота хвоя становится светло-зеленой или желтой)

Слайд На рисунке изображены бычки годовалого возраста, происшедшие от одного отца. Почему у них разные фенотипы?

Слайд В одном из опытов корневище одуванчика разрезали вдоль острой бритвой и высадили половинки в разных условиях — в низине и в горах. К концу сезона из этих проростков выросли совершенно не похожие друг на друга растения.

-Сравните данные растения.

(Первое из них (в низине) было высоким, с большими листьями и крупным цветком. Второе, выросшее в горах, в суровых условиях, оказалось низкорослым, с мелкими листьями и цветком .)

Слайд Сравните листья лютика.

-Я рассаживала аглаонему в одно и тоже время.

-Почему растения разные по размерам? ( различные условия: освещённость, полив, получение минеральных веществ (разная почва) –любит рассеянный свет, влажную почву ( полив тёплой водой)

-Одинаковый ли генотип данных растений? Чем они отличаются?

-Какой мы можем сделать вывод? (если затрудняются, то стр. 139 П.32)

Вывод: Взаимодействия генотипа с разнообразной средой обитания приводит к формированию разных фенотипов.

- «Какова же тема нашего урока?» (Фенотипическая изменчивость)

«Верно, фенотипическая изменчивость или модификационная. Как вы думаете, каковы цели нашего урока?»

Цель: выявить закономерности модификационной изменчивости, формирование навыков получения и обработки фактического материала, умений делать заключения, выводы.

Тема урока записывается учителем на доске, а учащимися в тетрадях.

3. Операционно-исполнительный этап:

-Используя текст учебника, скажите, что такое модификация. («модификацио» - латинское слово и в переводе на русский язык означает – изменение)

Слайд Модификация – ненаследственное изменение организма, которое не затрагивает генотип ,возникает под влиянием факторов внешней среды и не передаётся из поколения в поколение.

Изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотип, называется модификационной.

-Какие факторы внешней среды может испытывать на себе организм? (температуру, освещённость, влажность, качество и количество пищи)

Любой абиотический фактор может вызвать модификацию — ненаследуемое изменение признака.

Класс на 3 группы + индивид задание : (1 группа-1 вариант, 2 группа-2 вариант и 3 группа-сдающие экзамены + индивид задание (Фаина и Надя)

2 группа Работа с текстом учебника на стр. 141, рис. 60 и дополнительным материалом. Найдите примеры модификационной изменчивости. Какие признаки подвержены модификациям?

1 группа Что такое норма реакции? Почему модификации не выходят за нормы реакции ? (Объяснить и привести пример) Приведите примеры широкой и узкой нормы реакции, т.е. диапазона изменяемости признака. Как вы думаете , какая из них приводит к увеличению вероятности выживания вида в изменяющихся условиях среды?

3 группа Работа с заданиями ГИА.

индивид. задание Практическая работа по изучению модификационной изменчивости листьев сенполии.

Дополнительный материал для второй группы

Модификации могут затрагивать и качественные признаки:

смена окраски шерсти у некоторых млекопитающих (например, у зайца) –рис. 60 (изменение окраски определяется длиной светового дня и температурой воздуха). увеличение пигментации кожи при интенсивном воздействии ультрафиолетовых лучей, мощное развитие костно-мышечной системы в результате тренировок, явление физиологического гомеостаза — способности организмов противостоять колеблющимся условиям среды путем приспособительного реагирования. Так, у человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов: в 1 мл крови у людей, живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к недостатку его в тканях.

Эта реакция обратима: переезд в места, расположенные на уровне моря, приводит к снижению числа эритроцитов в крови.

1 группа Что такое норма реакции? Почему модификации не выходят за нормы реакции ? (Объяснить и привести пример)

Слайд 1.Норма реакции –пределы модификационной изменчивости какого-либо признака.

2.Модификационная изменчивость не безгранична, например, белый человек никогда не сможет загореть до состояния негра.

Границы, внутри которых могут происходить модификационные изменения, называются «норма реакции», они заложены в генотипе и передаются по наследству.

Модификации в конечном счёте определяются генотипом. Следовательно, изменения самой нормы реакции могут произойти только в результате изменения генотипа (т. е. в результате генотипической изменчивости).

3.Как правило, количественные признаки (урожайность, размер листьев, удойность коров, яйценоскость кур) имеют более широкую норму реакции, то есть широкий диапазон изменения признака.

Качественные признаки (окрас шерсти, жирность молока) более узкую норму реакции.

Чем шире норма реакций, тем пластичнее признак, что приводит к увеличению вероятности выживания вида в изменяющихся условиях. Широкая норма реакции в природных условиях имеет важное значение для сохранения и процветания вида.


Слайд -Из сказанного следует вывод…. (стр 141 зачитать вслух) наследуется не признак как таковой, а его способность изменяться в пределах нормы реакции под воздействием факторов среды, т.е. наследуется норма реакции организма на воздействие окружающей среды.








Слайд 1 группе, сдающих экзамены Текст Задание 29 Прочтите текст « Влияние условий среды на качественные признаки» и ответьте на вопросы.

1.Кем впервые был предложен термин «модификация»?

2.Почему окрас венчика примулы и смена окраса горностаевого кролика относят к модификациям?

3. Какое значение имеет модификационная изменчивость в естественных условиях и практической деятельности человека ?

Термин модификация был предложен датским генетиком Вильгельмом Иоганнсеном.

Многие качественные признаки в меньшей степени, чем количественные признаки, подвержены влиянию условий среды. Примула обычно имеет красные цветки, но если в момент формирования бутонов растение перенести из обычных комнатных условий в теплую влажную оранжерею с температурой 30—35°С, то появятся белые цветки. Возвращение в комнатные условия не изменяет их белой окраски, но вновь распустившиеся цветки будут красными.

Если у горностаевых кроликов сбрить белую шерсть и наложить холод, на этом месте вырастит чёрная шерсть. Если чёрную удалить и наложить тёплую повязку, то вырастет белая шерсть. При выращивании кролика при температуре + 30 градусов вся шерсть будет белая.

Модификационная изменчивость в естественных условиях носит приспособительный характер и в этом смысле имеет важное значение в эволюции. Обусловленные нормой реакции адаптивные модификации дают возможность организму выжить и оставить потомство в изменившихся условиях среды. Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет также большое практическое значение. Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях ,то есть человек может создавать заведомо оптимальные условия и обеспечить высокую продуктивность.

Такой подход в равной мере относится и к человеку. Каждый ребенок обладает определенными способностями, иногда даже в нескольких областях. Задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше найти эту область и обеспечить максимальное развитие ребенка в этом направлении (наряду с общим образованием).. Однако нельзя бесконечно повышать продуктивность породы или сорта за счет условий существования или бесконечно развивать задатки у человека. Есть предел – норма реакции, которая определяется генотипом.


2 группа, сдающих экзамены

Задание 1 :


На рисунке изображен стрелолист с листьями разных форм (подводные , на поверхности воды, в наземно-воздушной среде)

Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?





Ответ

Это модификационная изменчивость. На форму развивающегося листа воздействуют условия среды: подводные листья (3) вырастают лентовидные, плавающие (2) – эллиптические, надводные (1) – стреловидные. На отмели все листья у стрелолиста будут стреловидные.

Задание 2

Проанализируйте факт.

Представим себе, что два брата, однояйцовых близнеца (т. е. с идентичными генотипами) выбрали еще в детстве разные увлечения: один посвятил себя тяжелой атлетике, а другой — игре на скрипке.

-Скажите, между ними будет какое- либо различие? (Очевидно, через десяток лет между ними будет наблюдаться существенное физическое различие.)

-Родится ли у тяжелоатлета сын с такими же физическими данными?

И также ясно, что у спортсмена его новорожденный сын не родится с «атлетическими» признаками.

Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям.

  1. Модификационные изменения не предаются из поколения в поколение.

  2. Модификационные изменения проявляются у многих особей и зависят от действия окружающей среды Модификационная изменчивость носит групповой характер, то есть многие особи одного вида, помещённые в одинаковые условия, приобретают сходные признаки.

  3. Модификационная изменчивость является определённой, то есть всегда соответствует факторам, которые её вызывают. Так, ультрафиолетовые лучи изменяют окраску кожи человека (усиливает синтез пигмента), но не изменяет пропорции тела человека, а усиленные физической нагрузки влияют на степень развития мышц, но не на цвет кожи.

4.Модификационные изменения возможны только в пределах нормы реакции, т.е. они определяются генотипом.

-Посмотрите на результаты опыта по образованию глазков у картофеля и сделайте вывод, используя закономерности модификационной изменчивости.


















Тема: Выявление закономерностей модификационной изменчивости

Цель: Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.

Проблемный вопрос. Чем важны для нас полученные в ходе проведения данной работы сведения?

Оборудование: комнатное растение фиалки узумбарской, сантиметровая лента.

Ход работы:

Норма реакции – степень варьирования признака (границы изменчивости)

Если различные значения признака расположить в порядке нарастания или убывания, получится ряд изменчивости данного признака – вариационный ряд.

Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v.

Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p.

  1. Измерить длину листьев фиалки узумбарской:

№ измерения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Длина в мм

















  1. Произвести сортировку листьев (по возрастанию):

Варианта ,V






















Частота встречаемости, p






















  1. Построить график вариационной кривой на альбомном листе:

Вариационная кривая — графическое выражение характера изменчивости признака.

Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака. По оси ОY - частота встречаемости, по оси ОX – варианта


  1. Вычислите среднюю величину признака по формуле:


V1 х p1 + V2 х p2+ Vn х pn

М= m


М – средняя величина;

V – варианта;

p– частота встречаемости;

n- общее число вариант;

m –общее число измерений.


Вывод:

  1. Выходит ли проявление признака за нормы реакции?

  2. Какие показатели данного признака встречаются чаще и почему? (длинные листья, короткие или средние)

3.Как можно использовать знания закономерностей модификационной изменчивости для повышения продуктивности данного сорта? (Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет также большое практическое значение. Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях ,то есть человек может создавать заведомо оптимальные условия и обеспечить высокую продуктивность)


Выводы:

1. Проявление признака не выходит за пределы нормы реакции, которая определяется генотипом.

2. Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признак встречаются как исключения. Часто встречаются формы со средним значением признака, а формы с минимальным и максимальным значением встречаются редко. ( т.к. у особей со средними показателями признака больше возможностей приспособиться к условиям окружающей среды) – гигантов и карликов мало, тогда как людей с ростом в диапазоне 160-180 см в тысячи раз больше).

3. Модифиационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность).

4. Модификационная изменчивость играет огромную роль в практической деятельности человека (Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях).

Однако нельзя бесконечно повышать продуктивность породы или сорта за счет условий существования или бесконечно развивать задатки у человка. Есть предел – норма реакции, которая определяется генотипом. Изменения нормы реакции – это уже мутационная изменчивость.

Т. е., все агро- и зоотехнические приёмы направлены на достижения максимальной продуктивности организмов в пределах, допускаемых нормой реакции.


5.Чем короче вариационный ряд, тем меньше выражена модификационная изменчивость, тем однообразнее условия развития;

6. Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость.


Слайд «Программа действия генов в системе генотипа напоминает партитуру симфонии. Эта партитура записана нотами в виде генов. Композитор – эволюционный процесс, оркестр – развивающийся организм, а дирижер исполнения симфонии – внешняя среда». (Русский генетик М. Е. Лобашев).

Итоги урока:

норма реакции организма определяется генотипом;

различные признаки отличаются пределами изменчивости под влиянием внешних условий;

модификационная изменчивость в естественных условиях носит приспособительный характер.


Д/3 П.32













Дополнительный материал:

Соленость: в пресноводных водоемах морской рак артемия не отличим от пресноводного рака бранхипуса, т. к. добавляются членики брюшка и изменяется число щетинок — признаки, имеющие таксономическое значение. Избыток меди в почве вызывает посинение лепестков у розы. Избыток цинка и свинца вызывает махровость цветков.


Избыток никеля ведет к полной редукции лепестков или всего околоцветника. Если интенсивно кормить медицинскую пиявку ее длина достигает 44 см (обычный размер - 12 см). При недостатке в почве железа у растений наблюдается хлороз.


Некоторые факторы среды могут вызвать исчезновение органа, изменить пол организма. Белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочан. У огурца верхние цветки потенциально женские, но при длинном дне и высокой температуре они становятся мужскими. Тибетская ящерица круглоголовка на высоте 2 тыс. м размножается, откладывая яйца, а на высоте 4 тыс. м круглоголовка размножается живорождением. У некоторых видов тритонов при температуре 30—32 "С личинки — генотипичес-кие самки — становятся самцами, а генотипические самцы - самками. Влияние температуры на детерминацию пола отмечено у черепах и у змей

Например, окраска многих насекомых при низкой температуре темнеет, при высокой -- светлеет; однако их потомство будет окрашено независимо от окраски родителей в соответствии с температурой, при которой оно само развивалось.


Примеры модификационной изменчивости


У человека:

1) увеличение уровня эритроцитов при подъеме в горы

2) увеличение пигментации кожи при интенсивном воздействии ультрафиолетовых лучей

3) развитие костно-мышечной системы в результате тренировок


У насекомых и других животных:

1) изменение окраски у колорадского жука вследствие длительного влияния на их куколки высоких или низких температур

2) смена окраски шерсти у некоторых млекопитающих при изменении погодных условий (например, у зайца)

3) различная окраска бабочек-нимфалид ,развивавшихся при разной температуре


У растений:

1) различное строение подводных и надводных листьев у водяного лютика, стрелолиста и др.

2) развитие низкорослых форм из семян равнинных растений, выращенных в горах


У бактерий:


1) работа генов лактозного оперона кишечной палочки (при отсутствии глюкозы и при присутствии лактозы они синтезируют ферменты для переработки этого углевода)








1.Записать особенности, характерные для фенотипической изменчивости:

1) возникает внезапно, случайно;

2) возникает под воздействием условий среды и адекватна им;

3) носит массовый характер;

4) индивидуальна;

5) не наследуется;

6) передается по наследству;

7) необратима;

8) обратима;

9) полезна организму

2,3,5,8,9.


2.Какие из приведенных примеров доказывают существование
модификационной изменчивости?

1. Рождение ребенка с шестью пальцами на одной руке.

2. Возникновение белоцветковой розы среди ярко - красных на одном кусте.

3. Появление в семействе тигров тигренка с белой шерстью и небольшим числом темных полос.

4. При содержании телят в холодном помещении шерстный покров стал более густым.

5. Зацвела срезанная и принесенная в комнату веточка вишни в марте.

6. Образовалось большое количество завязей плодов томата после подкормки этих растений микроудобрениями.

7. Увеличились надои молока у коров, переведенных из коровника на летнее пастбище.

8. Среди длинноногих щенков дога появился один с очень короткими ножками.

9. У одного растения душистого табака из почки вырос необычной побег с красивыми полосатыми листьями.

10. Среди четырех щенков колли один не имел шерсти, и зубы у него оказались недоразвитыми.

11. У сизого голубя родился птенец с оперенными ногами и перепонкой между пальцами.

12. При хорошем уходе у растений томата одного и того же сорта на одной грядке образовались очень крупные плоды, на другой при плохом уходе — мелкие.

13. При выращивании картофеля в затененном месте на приуса­дебном участке появились растения с очень высокими побегами.

14. Один из щенков овчарки, оттесняемый часто от миски с кормом своими братьями, начал отставать от них в росте и развитии.

15.Белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочан

Учитель размещает на доске правильные ответы: 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14,15
















1ряд. У здоровой матери, не являющейся носителем гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак сцеплен с полом.


2 ряд .У кошек ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется доминантным геном- В, а рыжая рецессивным геном –в. При генотипе Вв образуется черепаховая окраска. Определите генотипы и фенотипы котят , если кот рыжей окраски, а кошка чёрная ?


Вставьте в текст «Наследственность» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту ) впишите в приведенную ниже таблицу.

Наследственность.

Наследственность – это свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала – это -----------------(А).Его основной является молекула -------------------(Б). Совокупность всего наследственного материала организма – это ---------------------------(В), совокупность его внешних и внутренних признаков образуют его ____________(Г). Свойство живых организмов приобретать новые признаки в пределах вида _________(Д)

Перечень терминов

  1. Хромосома

  1. Генофонд АТФ

  2. Фенотип

  3. Ген

  4. Генотип

  5. Мутаген

  6. ДНК

  7. Изменчивость



2 группа Работа с текстом учебника на стр. 141, рис. 60 и дополнительным материалом. Найдите примеры модификационной изменчивости. Какие признаки подвержены модификациям?


1 группа Что такое норма реакции? Почему модификации не выходят за нормы реакции ? (Объяснить и привести пример) Приведите примеры широкой и узкой нормы реакции, т.е. диапазона изменяемости признака. Как вы думаете , какая из них приводит к увеличению вероятности выживания вида в изменяющихся условиях среды?

3 группа Работа с заданиями ГИА.


индивид. задание Практическая работа по изучению модификационной изменчивости листьев сенполии.



1 учащийся в тетради

1.Пол будущего ребёнка зависит….

2.Одинаковые хромосомы у мужских и женских организмов получили название…

3.Пол, производящий один вид гамет называют…

4.Пол, производящий 2 вида гамет называют…

5.Ген, не определяющий признак, связанный с полом, но лежащий в половой хромосоме будет…

Дополнительный материал для второй группы

Модификации могут затрагивать и качественные признаки:

смена окраски шерсти у некоторых млекопитающих (например, у зайца) –рис. 60 (изменение окраски определяется длиной светового дня и температурой воздуха). увеличение пигментации кожи при интенсивном воздействии ультрафиолетовых лучей, мощное развитие костно-мышечной системы в результате тренировок, явление физиологического гомеостаза — способности организмов противостоять колеблющимся условиям среды путем приспособительного реагирования. Так, у человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов: в 1 мл крови у людей, живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к недостатку его в тканях. Поэтому насущная потребность в кислороде заставляет человека и животных адаптивно реагировать путем изменения числа эритроцитов на разных высотах.


1 группа, сдающих экзамен Задание 29 Прочтите текст « Влияние условий среды на качественные признаки» и ответьте на вопросы.

1.Кем впервые был предложен термин «модификация»?

2.Почему окрас венчика примулы и смена окраса горностаевого кролика относят к модификациям?

3. Какое значение имеет модификационная изменчивость в естественных условиях и практической деятельности человека ?

Термин модификация был предложен датским генетиком Вильгельмом Иоганнсеном.

Многие качественные признаки в меньшей степени, чем количественные признаки, подвержены влиянию условий среды. Примула обычно имеет красные цветки, но если в момент формирования бутонов растение перенести из обычных комнатных условий в теплую влажную оранжерею с температурой 30—35°С, то появятся белые цветки. Возвращение в комнатные условия не изменяет их белой окраски, но вновь распустившиеся цветки будут красными.

Если у горностаевых кроликов сбрить белую шерсть и наложить холод, на этом месте вырастит чёрная шерсть. Если чёрную удалить и наложить тёплую повязку, то вырастет белая шерсть. При выращивании кролика при температуре + 30 градусов вся шерсть будет белая.

Модификационная изменчивость в естественных условиях носит приспособительный характер и в этом смысле имеет важное значение в эволюции. Обусловленные нормой реакции адаптивные модификации дают возможность организму выжить и оставить потомство в изменившихся условиях среды. Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет также большое практическое значение. Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях ,то есть человек может создавать заведомо оптимальные условия и обеспечить высокую продуктивность.

Такой подход в равной мере относится и к человеку. Каждый ребенок обладает определенными способностями, иногда даже в нескольких областях. Задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше найти эту область и обеспечить максимальное развитие ребенка в этом направлении (наряду с общим образованием).. Однако нельзя бесконечно повышать продуктивность породы или сорта за счет условий существования или бесконечно развивать задатки у человека. Есть предел – норма реакции, которая определяется генотипом.




2 группа, сдающих экзамены

Задание 1 :


На рисунке изображен стрелолист с листьями разных форм (подводные , на поверхности воды, в наземно-воздушной среде)

Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?



Задание 2

Проанализируйте факт.

Представим себе, что два брата, однояйцовых близнеца (т. е. с идентичными генотипами) выбрали еще в детстве разные увлечения: один посвятил себя тяжелой атлетике, а другой — игре на скрипке.

-Скажите, между ними будет какое- либо различие?

-Родится ли у тяжелоатлета сын с такими же физическими данными?





2 группа, сдающих экзамены

Задание 1 :


На рисунке изображен стрелолист с листьями разных форм (подводные , на поверхности воды, в наземно-воздушной среде)

Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?



Задание 2

Проанализируйте факт.

Представим себе, что два брата, однояйцовых близнеца (т. е. с идентичными генотипами) выбрали еще в детстве разные увлечения: один посвятил себя тяжелой атлетике, а другой — игре на скрипке.

-Скажите, между ними будет какое- либо различие?

-Родится ли у тяжелоатлета сын с такими же физическими данными?



Тема: Выявление закономерностей модификационной изменчивости

Цель: Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.

Проблемный вопрос. Чем важны для нас полученные в ходе проведения данной работы сведения?

Оборудование: комнатное растение фиалки узумбарской, сантиметровая лента.

Ход работы:

Норма реакции – степень варьирования признака (границы изменчивости)

Если различные значения признака расположить в порядке нарастания или убывания, получится ряд изменчивости данного признака – вариационный ряд.

Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v.

Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p.

1.Измерить длину листьев фиалки узумбарской:

№ измерения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Длина в мм

















2.Произвести сортировку листьев (по возрастанию):

Варианта ,V






















Частота встречаемости, p






















3.Построить график вариационной кривой на альбомном листе:

Вариационная кривая — графическое выражение характера изменчивости признака.

Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака. По оси ОY - частота встречаемости, по оси ОX – варианта

4.Вычислите среднюю величину признака по формуле:


V1 х p1 + V2 х p2+ Vn х pn

М= ____________________

m

М – средняя величина;

V – варианта;

p– частота встречаемости;

n- общее число вариант;

m –общее число измерений.

Вывод:

1. Есть ли пределы проявления признака?

2. Какие показатели данного признака встречаются чаще и почему? (длинные листья, короткие или средние)

3. какое количество данных необходимо обработать для того, чтобы выявить закономерность?

4.Как можно использовать знания закономерностей модификационной изменчивости для повышения продуктивности данного сорта? (Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет также большое практическое значение. Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях ,то есть человек может создавать заведомо оптимальные условия и обеспечить высокую продуктивность)

Задание 1

1.Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

2. Изменчивость, связанные с изменением структуры ДНК – это …………….

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется ………….

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды …………….

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….


Задание 2

1.Записать особенности, характерные для фенотипической изменчивости:

1) возникает внезапно, случайно;

2) возникает под воздействием условий среды и адекватна им;

3) носит массовый характер;

4) индивидуальна;

5) не наследуется;

6) передается по наследству;

7) необратима;

8) обратима;

9) полезна организму;



Задание 1

1.Изменчивость –это….

2.Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется …

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды ……

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….


Задание 2

1.Записать особенности, характерные для фенотипической изменчивости:

1) возникает внезапно, случайно;

2) возникает под воздействием условий среды и адекватна им;

3) носит массовый характер;

4) индивидуальна;

5) не наследуется;

6) передается по наследству;

7) необратима;

8) обратима;

9) полезна организму





Задание

-Пол будущего ребёнка зависит….

- Одинаковые хромосомы у мужских и женских организмов получили название…

-Пол, производящий один вид гамет называют…

-Пол, производящий 2 вида гамет называют…

-Ген, не определяющий признак, связанный с полом, но лежащий в половой хромосоме будет…



Задание 3 .Какие из приведенных примеров доказывают существование
модификационной изменчивости?

1. Рождение ребенка с шестью пальцами на одной руке.

2. Возникновение белоцветковой розы среди ярко - красных на одном кусте.

3. Появление в семействе тигров тигренка с белой шерстью и небольшим числом темных полос.

4. При содержании телят в холодном помещении шерстный покров стал более густым.

5. Зацвела срезанная и принесенная в комнату веточка вишни в марте.

6. Образовалось большое количество завязей плодов томата после подкормки этих растений микроудобрениями.

7. Увеличились надои молока у коров, переведенных из ко­ровника на летнее пастбище.

8. Среди длинноногих щенков дога появился один с очень короткими ножками.

9. У одного растения душистого табака из почки вырос не­обычной побег с красивыми полосатыми листьями.

10. Среди четырех щенков колли один не имел шерсти и зубы у него оказались недоразвитыми.

11. У сизого голубя родился птенец с оперенными ногами и перепонкой между пальцами.

12. При хорошем уходе у растений томата одного и того же сорта на одной грядке образовались очень крупные плоды, на другой при плохом уходе — мелкие.

13. При выращивании картофеля в затененном месте на приуса­дебном участке появились растения с очень высокими побегами.

14. Один из щенков овчарки, оттесняемый часто от миски с кормом своими

братьями, начал отставать от них в росте и развитии.

15.Белокочанная капуста в жарких странах не образует кочана


Задание 3 .Какие из приведенных примеров доказывают существование
модификационной изменчивости?

1. Рождение ребенка с шестью пальцами на одной руке.

2. Возникновение белоцветковой розы среди ярко - красных на одном кусте.

3. Появление в семействе тигров тигренка с белой шерстью и небольшим числом темных полос.

4. При содержании телят в холодном помещении шерстный покров стал более густым.

5. Зацвела срезанная и принесенная в комнату веточка вишни в марте.

6. Образовалось большое количество завязей плодов томата после подкормки этих растений микроудобрениями.

7. Увеличились надои молока у коров, переведенных из ко­ровника на летнее пастбище.

8. Среди длинноногих щенков дога появился один с очень короткими ножками.

9. У одного растения душистого табака из почки вырос не­обычной побег с красивыми полосатыми листьями.

10. Среди четырех щенков колли один не имел шерсти и зубы у него оказались недоразвитыми.

11. У сизого голубя родился птенец с оперенными ногами и перепонкой между пальцами.

12. При хорошем уходе у растений томата одного и того же сорта на одной грядке образовались очень крупные плоды, на другой при плохом уходе — мелкие.

13. При выращивании картофеля в затененном месте на приуса­дебном участке появились растения с очень высокими побегами.

14. Один из щенков овчарки, оттесняемый часто от миски с кормом своими

братьями, начал отставать от них в росте и развитии.

15.Белокочанная капуста в жарких странах не образует кочана



Задание 1

1.Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

2. Изменчивость, связанные с изменением структуры ДНК – это …………….

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется…

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды…

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….


Задание2. Установите соответствие между признаком и типом изменчивости:

Признак Изменчивость

1). Связана с изменением генов А) Модификационная изменчивость

2). Не связана с изменением генотипа Б) Генотипическая

3). Изменения индивидуальны

4). Изменения проявляются у всех особей вида

5). Связана с изменением хромосом

6). Изменения возникают под влиянием факторов среды

7). Домовые мыши-альбиносы

8). Разные размеры листьев у стрелолиста в реке и на отмели

9). Одуванчик на лугу и на дороге

10). Появление в генотипе лишней хромосомы.

11). Передается по наследству

12). Проявляется при вегетативном размножении

13). Не передается новому поколению




Задание 1

1.Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

2. Изменчивость, связанные с изменением структуры ДНК – это …………….

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется…

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды…

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….



Задание2. Установите соответствие между признаком и типом изменчивости:

Признак Изменчивость

1). Связана с изменением генов А) Модификационная изменчивость

2). Не связана с изменением генотипа Б) Генотипическая

3). Изменения индивидуальны

4). Изменения проявляются у всех особей вида

5). Связана с изменением хромосом

6). Изменения возникают под влиянием факторов среды

7). Домовые мыши-альбиносы

8). Разные размеры листьев у стрелолиста в реке и на отмели

9). Одуванчик на лугу и на дороге

10). Появление в генотипе лишней хромосомы.

11). Передается по наследству

12). Проявляется при вегетативном размножении

13). Не передается новому поколению




































Эволюция – это достаточно уникальный механизм, который позволил абсолютно всем живым существам качественно адаптироваться к нелегким условиям окружающей среды. Это же касается и людей.

Ученые, сравнивая генотипы разных людей, пришли к выводу, что абсолютно все люди по генетическому коду похожи один на другого. Казалось бы, что может быть общего между типичным европейцем и австралийским аборигеном? И действительно, некоторые черты отличаются, но основные части тела, мимика – все эти элементы одинаковы у всех людей.

Исследователи уже давно занимаются изучением ДНК, но совсем недавно они смогли прийти к выводу, что ДНК всех людей на Земле отличаются только на 0,1 %. Это означает, что каждый тысячный по счету нуклеотид может отличаться, а остальные нуклеотиды полностью идентичны. Даже если специально сопоставить все возможное разнообразие ДНК, то представитель европеоидной и негроидной расы будут настолько слабо отличаться, что это на первый взгляд ученого может показаться практически невероятным. Сейчас все ученые с уверенностью утверждают, что ДНК представителя негроидной расы и ДНК человека из Европы больше похожи, чем ДНК у шимпанзе в одной стае.

Для подтверждения своей теории ученые провели точные подсчеты. Как выяснилось, ДНК любого ныне живущего человека, не зависимо от расы, содержит практически 3 миллиарда пар нуклеотидов. Только 3 миллиона из них могут быть другими. Даже ДНК двух одинаковых близнецов могут иметь свои отличия, хотя, казалось бы, что это невозможно. Удалось установить, что наибольшая часть отличий приходится на те участки ДНК, которые ничего не кодируют. Их еще называют пустыми или молчащими частями ДНК. Пока что доподлинно не известно, зачем они нужны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!