СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 9 классе. Второй закон Менделя.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

​Разработка урока соответствует современным стандартам. Содержит проблемное изучение, на основе анализа фактов и примеров, учащиеся повторяют и переоткрывают законы Менделя: закон расщепления во втором поколении, закон чистоты гамет, анализирующее скрещивание. В конце урока занимательные решают задачи на закрепление.

Цель урока: формирование знаний и умений на понимание законов наследования признаков, умения применять законы в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 9 классе. Второй закон Менделя.»

Ваши предположения? У черной кошки появился белый котенок и три черных, потому что она долго смотрела на снег?

Ваши предположения?

У черной кошки появился белый котенок и три черных, потому что она долго смотрела на снег?

Второй закон Менделя. - Продолжить рассматривать закономерности наследования;  - основываясь на втором законе Менделя уметь предугадывать результаты скрещивания;

Второй закон

Менделя.

- Продолжить рассматривать закономерности наследования; - основываясь на втором законе Менделя уметь предугадывать результаты скрещивания;

Вспомним!

Вспомним!

Выберите термины прошлых уроков и составьте один «тонкий» и один «толстый» вопрос.

Выберите термины прошлых уроков и составьте один «тонкий» и один «толстый» вопрос.

Г. Мендель дал возможность самоопыляться гибридам первого поколения. Результаты.  Доминантные Рецессивные  Число % Число %  Форма семян  5474  74,74  1850  25,26   Окраска семядолей  6022  75,06  2001  24,94   Окраска семенной  705  75,90  224  24,10  кожуры  Форма боба  882  74,68  299  25,32   Окраска боба  428  73,79  152  26,21  Расположение цветков  651  75,87  207  24,13   Высота стебля  787  73,96  277  26,04   Всего:  14949  74,90  5010  25,10  Какое закономерное соотношение отсюда следует?

Г. Мендель дал возможность самоопыляться гибридам первого поколения. Результаты.

  • Доминантные Рецессивные Число % Число %
  • Форма семян 5474 74,74 1850 25,26
  • Окраска семядолей 6022 75,06 2001 24,94
  • Окраска семенной 705 75,90 224 24,10 кожуры
  • Форма боба 882 74,68 299 25,32
  • Окраска боба 428 73,79 152 26,21
  • Расположение цветков 651 75,87 207 24,13
  • Высота стебля 787 73,96 277 26,04
  • Всего: 14949 74,90 5010 25,10

Какое закономерное соотношение отсюда следует?

Выводы. единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак (3:1); рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

Выводы.

  • единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается
  • количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак (3:1);
  • рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.
Пауза

Пауза

Закон частоты гамет. Для объяснения этого явления Мендель предположил, что: -за формирование признаков отвечают какие-то наследственные факторы; - организмы содержат два фактора, определяющих развитие признака; - при образовании гамет в каждую из них попадает только один из пары факторов; при слиянии мужской и женской гамет эти наследственные факторы не смешиваются (остаются чистыми). А вы как думаете, что под факторами понимал Мендель? В 1909 году В. Иогансен назовет эти наследственные факторы генами, а в 1912 году Т. Морган покажет, что они находятся в хромосомах

Закон частоты гамет.

  • Для объяснения этого явления Мендель предположил, что:

-за формирование признаков отвечают какие-то наследственные факторы;

- организмы содержат два фактора, определяющих развитие признака;

- при образовании гамет в каждую из них попадает только один из пары факторов;

  • при слиянии мужской и женской гамет эти наследственные факторы не смешиваются (остаются чистыми).
  • А вы как думаете, что под факторами понимал Мендель?
  • В 1909 году В. Иогансен назовет эти наследственные факторы генами, а в 1912 году Т. Морган покажет, что они находятся в хромосомах
Анализирующее скрещивание Для доказательства своих предположений Г. Мендель использовал анализирующее скрещивание: скрещивание организма, имеющего неизвестный генотип, с организмом, гомозиготным по рецессиву:  Р. А? Х аа Если F1 100% , то неизвестный АА Если F1 50% , то неизвестный Аа

Анализирующее скрещивание

  • Для доказательства своих предположений Г. Мендель использовал анализирующее скрещивание:
  • скрещивание организма, имеющего неизвестный генотип, с организмом, гомозиготным по рецессиву:
  • Р. А? Х аа
  • Если F1 100% , то неизвестный АА
  • Если F1 50% , то неизвестный Аа
Задачи на закрепление. Доминантный ген D определяет у человека развитие окостеневшего и согнутого мизинца на руке. Ген в гетерозиготном состоянии вызывает развитие такого мизинца только на одной руке. Может ли родиться ребенок с нормальными или двумя ненормальными руками у супругов, имеющих дефект на одной руке     У кошек нормальная шерсть доминирует над ангорской. Нормальношерстная кошка, скрещенная с ангорским котом, принесла 8 котят: 6 обычных и два ангорских. Соответствует ли это расщепление отношению, которое Вы ожидаете?

Задачи на закрепление.

  • Доминантный ген D определяет у человека развитие окостеневшего и согнутого мизинца на руке. Ген в гетерозиготном состоянии вызывает развитие такого мизинца только на одной руке. Может ли родиться ребенок с нормальными или двумя ненормальными руками у супругов, имеющих дефект на одной руке

  • У кошек нормальная шерсть доминирует над ангорской. Нормальношерстная кошка, скрещенная с ангорским котом, принесла 8 котят: 6 обычных и два ангорских. Соответствует ли это расщепление отношению, которое Вы ожидаете?
Знаю…… Умею…. Могу применять … Затрудняюсь … Не понял ….

Знаю……

Умею….

Могу применять …

Затрудняюсь …

Не понял ….

Ссылки использованных ресурсов. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1900201/e364da6f-205a-4be7-becf-853b55012344/s1200  Дидактическая карточка «Генетика» -Трефиловой Раисы Поликарповны. https://radavam60.ru/wp-content/uploads/2019/04/1-55.jpg https://www.msdmanuals.com/-/media/manual/home/images/m1400187_dupuytrens_contracture_of_little_finger_science_photo_library_high_ru.jpg?mw=704&thn=0&la=ru   https://rapidlearninginstitute.com/wp-content/uploads/2014/10/bigstock-Clipboard-43570369.jpg

Ссылки использованных ресурсов.

  • https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1900201/e364da6f-205a-4be7-becf-853b55012344/s1200
  • Дидактическая карточка «Генетика» -Трефиловой Раисы Поликарповны.
  • https://radavam60.ru/wp-content/uploads/2019/04/1-55.jpg
  • https://www.msdmanuals.com/-/media/manual/home/images/m1400187_dupuytrens_contracture_of_little_finger_science_photo_library_high_ru.jpg?mw=704&thn=0&la=ru
  • https://rapidlearninginstitute.com/wp-content/uploads/2014/10/bigstock-Clipboard-43570369.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!